Миллионы яблок для России
Один раз в год сады цветут
Среди экспонатов Брянского Художественного музейно-выставочного центра – картина Кравченко «Яблони в цвету». На полотне – мощные деревья с широкой кроной и толстыми стволами. Если бы столичный художник сегодня приехал на Брянщину, где на смену традиционному садоводству пришла интенсивная технология выращивания яблони, то, возможно, написал бы совсем другую картину.
В саду интенсивного типа – яблоньки колоновидные, они невысокие, друг от друга расположены близко (на 1 га - 3500 деревьев!), из-за слабой корневой системы привязаны к опорам. Однако ж, плодовитость этих малышек – другим на зависть, да и собирать урожай, как и обрабатывать их от болезней и вредителей, - всяко удобнее, чем иметь дело с «великанами».
Об этом и многом другом российский бизнесмен Олег Кобец узнал, когда 9 лет назад побывал с деловым визитом в Республике Сербской (не путать с Сербией).
В интервью журналисту uldelo.ru, акционер ГК МБК признался, что к тому времени «созрел» до созидательного эко-бизнеса: захотелось что-то дать природе-матушке, а не только забирать у нее (Олег Кобец долгие годы посвятил добыче угля). Его интерес к сельскому хозяйству усилила и геополитическая ситуация, поворот на импортозамещение и продовольственную безопасность в нашей стране.
Так, в структуре многопрофильного холдинга МБК появилось агропромышленное предприятие «Брянский сад». В исторический день 9 июня 2018 года близ деревни Павлинки Брянской области посадили первые саженцы яблонь, экспортированные из Республики Сербской (перед этим проведя масштабную работу по подготовке почвы посреди дремучих брянских лесов). В качестве посадочного материала инициаторы проекта выбрали колоновидные яблони шести сортов, адаптированных, районированных, рассчитанных на промышленное производство. И уже через год получили первый урожай, - вполне себе впечатляющий, даже с учетом неминуемых для новичков ошибок (на которых, как известно, учатся).
Почему площадкой для масштабного сада интенсивного типа (сейчас на территории хозяйства - свыше миллиона яблонь!) выбрали Клетнянский район на Брянщине, - легко объяснимо. И это не только всяческая поддержка местных властей, что, безусловно, важно. Главный же фактор – очень уж подходящие для яблоневых садов почвенно-климатические условия, последний раз в здешних краях порывистый ветер и град наблюдали почти 80 лет назад. А то, что нынче случились майские заморозки, так это яблонькам не страшно. Все равно дерево выдерживает максимум 100 яблок. Излишки убираются с помощью химии. А тут природа все сделала сама, и выжили самые сильные цветки. Как говорится, не было бы счастья…
Колыбель для спящих плодов
В Художественном музейно-выставочном центре Брянска есть еще одна картина на «яблочную» тему. На натюрморте Александра Григорьева среди майских цветов на столе (сирень, ландыши, тюльпаны с нарциссами) изображено несколько спелых аппетитных яблок. Откуда они в России в конце весны? Еще недавно можно было с уверенностью сказать: привозные, из-за «кордона». Но сейчас все меняется: достаточно посетить высокотехнологичный агрокомплекс в Клетнянском районе (прямо посреди сада интенсивного типа!), который компания «Брянский сад» ввела в эксплуатацию в мае этого года.
Несведущие посетители, глядя на наливные яблочки сорта Грэнни Смит, успешно пережившие зиму, удивляются, а профессионалы знают секрет: все дело – в особом температурном и атмосферном режимах с пониженным содержанием кислорода и углекислого газа, созданных в современнейшем фруктохранилище. В таких райских для «спящих» яблочек условиях плоды могут при необходимости храниться два года!
За передовые технологии и оборудование хранилища отвечали словенские партнеры из компании EHO (один из мировых лидеров отрасли), а вот автоматизированная линия сортировки и калибровки яблок – родом из Поднебесной. Мощность линии Peemon от ведущего китайского производителя - 500 яблок в минуту, и это первое в России оборудование такого высокого уровня, где искусственный интеллект определяет плоды по размеру и качеству.
Но главный секрет успеха «Брянского сада» – не в технологиях, а в людях, которые разделяют ценности компании с экологичным бизнес-подходом. Например, в саду нельзя сквернословить.
Медицинский пектин людям необходим
В компании «Брянский сад» раскрыли планы: будет и вторая очередь плодохранилища, - урожай яблок в хозяйстве с каждым годом растет. В прошлом году, например, собрали 2,4 тыс тонн, в 2024-м рассчитывают получить более чем в два раза больше, в 2025-м - выйти на показатель 8, 2 тыс. тонн, а в 2026 году – и вовсе 10-11 тыс тонн.
Куда девать все это добро? Единовременно не продашь, да и стоимость яблочек во время сбора урожая невелика. Куда ценнее свежие «витамины» в несезон: польза плодов, упомянутых еще в Библии, очень велика. Плюс брянские яблоки очень вкусные: сахаристость у них - до 20%, даже сербы удивляются такому результату.
Кстати, из брянских яблок получается отличный сок (и сахар добавлять не нужно)! Свежевыжатым напитком, а также кое-чем покрепче угощали российских журналистов, приехавших на открытие первой очереди плодохранилища (а заодно и полюбоваться на цветущие яблони).
К сожалению, яблочный сок под брендом «Брянский сад» не купишь в магазине: переработка продукции в хозяйстве - пока на кустарном уровне. Но энтузиасты из ГК МБК, уже вложившие в свой «яблочный» проект 1,5 млрд инвестиций, останавливаться не собираются. Запланирован запуск производства сидра, в будущем – линии по выпуску детского питания, джемов, варенья. А вишенкой на «перерабатывающем» торте, возможно, станет производство медицинского пектина, сложного углевода на основе галактуроновой кислоты, применяемого в пищевой и медицинской промышленности. За такую глубокую переработку яблок в нашей стране никто еще не брался, но ведь кто-то же должен быть первым, а созидателям из МБК к роли пионеров не привыкать.
В продолжение темы – в скором времени читайте на нашем сайте интервью председателя правления ГК МБК Вячеслава Кобец.
Фото: Елена Никитченко, Артём Костенко