Правила выживания
Фото: freepik.com
Наталия Пичугова, основатель международной сети детских центров и садов «Точка Роста»:
- Первый закон бизнеса для меня звучит так: «всегда считай деньги». Сплошь и рядом вижу, как предприниматели пренебрегают учетом доходов и расходов. Одни ведут бюджет «на коленке», непрофессионально. Другие не делают этого вообще, потому что боятся цифр. Поэтому многие не знают своих потребностей, не понимают структуру расходов и доходов. Предприниматели теряют деньги, потому что не могут:
– сфокусироваться на развитии более доходных направлений бизнеса, поскольку не ведут аналитику доходов и учет отдельной себестоимости каждого направления, каждого продукта, который они продают;
– глубоко и структурно оптимизировать свои расходы. Люди начинают экономить на вещах, влияющих на качество продукта или услуги – а из-за этого уходят клиенты.
У меня экономическое образование и большой опыт работы финансовым директором, поэтому я сама веду системный учет и, если требуется, подсказываю своим франчайзи, что происходит в их бизнесе.
Второй закон я бы сформулировала так: «инвестируй в свою команду». Сотрудники фактически создают продукт, коммуницируют с клиентами – то есть являются главной составляющей качества бизнеса. Поэтому важно подбирать квалифицированных людей с потенциалом, готовых учиться и расти.
Предприниматели часто не вкладывают деньги в обучение и мотивацию персонала, из экономии берут низкоквалифицированных людей, платят им маленькую зарплату, обещая повысить и обманывая ожидания. В такой ситуации на предприятии будет постоянная текучка кадров. Некоторые бизнесмены боятся обучать своих сотрудников, давать им информацию – вдруг они уйдут к конкурентам. Но такой подход не позволяет создать эффективную команду.
Я очень тщательно подбираю сотрудников и каждого специалиста рассматриваю с точки зрения работы с ним минимум в течение пяти лет.
Третий закон, по моему мнению, заключается в принципе «думай на перспективу». Многие крупные компании рассчитывают свою деятельность на десять лет вперед. Малому бизнесу тоже нужно учиться планировать цели и задачи хотя бы на три года. Тогда у предпринимателя будет видение перспективы и мотивация для достижения этих целей. При планировании слишком короткими отрезками, без постановки амбициозных целей, очень трудно создать большой бизнес.
Следующий закон я бы назвала просто: «меняйся». Современный мир находится в динамике, и, чтобы достичь успеха, нужно постоянно отслеживать тенденции, проводить анализ рынка и конкурентов, которые тоже не стоят на месте. Главное для бизнеса – оставаться в тренде. Упущенное время будет очень сложно наверстать. По личным обстоятельствам я 14 лет назад немного отстранилась от стратегического управления компанией. Мой продукт хорошо продавался. Но за пару лет мой главный конкурент меня обогнал, и я поняла это слишком поздно. Пришлось изменять продукт, позиционирование и делать рывок в бизнесе – но определенные возможности уже были упущены.
Пятым законом для меня является «выход из тени». Многие предприниматели, особенно, в малом бизнесе, замкнуты в себе, мало времени уделяют развитию полезных связей и работе со своим окружением. А оно очень сильно влияет на нас. Расширяйте круг знакомств, развивайте личный бренд, если он вам нужен. Если хочешь создать успешный бизнес, придется выйти из тени, чтобы транслировать ценности: если не свои – то корпоративные. Люди покупают у людей.
Татьяна Федорова, руководитель компании по подготовке специалистов «Академия спец», директор ООО «ИКЦ «АРИНА», сертифицированный фасилитатор:
- Для меня первым законом бизнеса является знание себя. Кто вы? Вы – это не ваше имя, национальность или профессия. Это характер, сильные и слабые стороны, жизненная миссия, с которой вы пришли в этот мир. Опишите себя одним-двумя словами – например, мечтатель, творец или как-то еще. Но не останавливайтесь на этом определении и постоянно перепроверяйте себя. Каждый день честно отвечайте себе на вопросы: кто вы, что делаете и как это продвигает вас к цели?
Я считаю, что можно верить только себе – своим ощущениям. В некотором отношении друзья не отличаются от врагов. Наши близкие люди, родственники, коллеги, приятели не всегда положительно влияют на вашу жизнь. У нас могут быть разные внутренние ценности, жизненные принципы. Мы все уникальны – как снежинки, как отпечатки пальцев. Наши взгляды могут на сколько-то процентов быть схожими с мировоззрением других людей, но полное совпадение – это иллюзия.
Самое интересное, что много общего у нас именно с «врагами». И чем больше сходство, тем сильнее неприязнь. Поэтому не делите людей на друзей и врагов, а смотрите, каким вкладом и те, и другие могут стать в ваше дело и вашу жизнь. Роли очень условны. Мы просто идем – и в какой-то момент времени сталкиваемся с кем-то.
Важно беречь репутацию. Но стремление быть безупречным не гарантирует отсутствия ошибок. А иногда нужно нарушить нормы. Лучше просто стремиться к осознанности: перед любым действием спрашивать себя, действительно ли это нам нужно. Это даст больший уровень безопасности, чем установленные рамки.
Проявляйтесь, будьте лидером. Лидер просто идет вперед. Он не оглядывается назад, не приспосабливается к тем, кто следует за ним. У него нет друзей или врагов. Чем ярче человек проявляется – тем больше людей идут следом.
Денис Пашков, генеральный директор компании «Фитнес-бутик» (дистрибьютор Adidas Fitness, Reebok Fitness, Century, Proxima Fitness):
Закон №1. Быть честным
Среди простых людей бытует мнение о том, что предприниматель – в первую очередь, недобросовестный человек. Ведь, по мнению Ильфа и Петрова, «все крупные состояния современности нажиты нечестным путем». Тем не менее, очевидно, что в долгосрочном плане честность и доверие по отношению к партнерам, поставщикам, клиентам и сотрудникам сулит гораздо больше выгод, чем одноразовый заработок.
Если не рассматривать исключительно моральную составляющую (здесь каждый решает для себя), то доверительные отношения, проверенные годами, позволяют работать «win-win»:
- эффективнее взаимодействовать с поставщиками. Они знают, что твоя компания никогда не подводит, поэтому в нужный момент легко предоставят отсрочку платежа;
- иметь «теплые» взаимоотношения с логистическими службами, которые, опять-таки, основываясь на доверии не будут требовать предоплату за доставку груза;
- выстраивать дружеские отношения с клиентами и стимулировать работу «сарафанного радио».
Закон №2. Уважать своих сотрудников
Я убежден, что только партнерские отношения с сотрудниками позволят достичь высоких результатов в бизнесе. И здесь речь идет как об уважении, доверии и лояльности, так и о предоставлении людям возможности развиваться и раскрыть свой потенциал. Некоторые работодатели боятся вкладываться в своих сотрудников, опасаясь, что они могут уйти от них. Но, на мой взгляд, только совместное развитие может принести пользу бизнесу. Из состояния дефицита на Олимп не попасть.
К слову о доверии. В нашей компании часть команды работает в удаленном формате. И, да, для меня это много лет назад (еще до того, как стало мейнстримом) было «разрывом шаблона». Но так как я всегда старался применять авангардные методики управления, то решил попробовать. И первый мой удаленный сотрудник таким образом оказался в Камбодже. Какие выводы я сделал за это время? Когда человек работает в удаленном формате, он высоко ценит возможность распоряжаться собственным временем. Соответственно, ценит и работодателя, который обеспечивает ему эту свободу. А значит, работает эффективнее. Но только в том случае, конечно, если ему этот вариант подходит.
Закон №3. Постоянно считать и контролировать все финансовые показатели бизнеса
Я убежден, что невозможно эффективно вести бизнес, если не погружаться во все финансовые показатели. Поэтому важно считать прибыльность каждой сделки. А в случае, планируются инвестиции в будущее, надо сначала четко обозначить сроки: когда это будущее настанет. На мой взгляд, крайне сложно развивать бизнес, все время находящийся в стадии инвестирования. Хотя, надо признать, некоторым это удается.
Также надо контролировать финансовые потоки. Ведь может наступить такой период, когда кэшфлоу не хватит, чтобы расплатиться с поставщиками товаров и услуг. Если вы пользуетесь кредитными средствами, то надо четко понимать, на какой срок вы берете в долг и где вы возьмете деньги, чтобы погасить кредит.
Закон №4. Инвестировать в маркетинг и развитие
Даже если бизнес генерирует небольшую прибыль, все равно важно инвестировать часть в маркетинг и развитие бренда. Ведь, например, простая разработка логотипа за 3000 рублей сможет расположить к вам потенциальных покупателей. Клиенты будут видеть, что вы задумываетесь о перспективах. Значит, вы на рынке всерьез и надолго, с вами можно иметь дело. Именно поэтому мы все время инвестируем в маркетинг и работаем с лояльностью наших клиентов. А они, в свою очередь, положительно отзываются о нашем бренде.
Закон №5. Использовать информационные технологии
Не стоит игнорировать применение в бизнесе информационных технологий. И считать, что это только для крупных компаний. Думаю, что как только в бизнесе появляются повторяющиеся операции, это повод для использования ИТ. Я в своей работе начинал с таблицы Excel с применением макросов. Потом это «разрослось» до системы 1С. Сейчас же у нас сложная система учета, а количество информационных систем перевалило за 10.
Закон №6. Вникать во все процессы
Сначала руководителю надо пытаться самому понять все процессы, а потом уже делегировать их наемным сотрудникам. Например, вчера я изучал, как работает бесщёточный мотор в беговой дорожке, чтобы обсуждать это с производством. А до этого разбирал настройки таргетированной рекламы, чтобы поставить таргетологу правильную задачу.
В конце хочется сказать такую мысль. Все эти правила будут работать только вместе с одним важным элементом – настоящим, жгучим желанием преуспеть. Если же просто хочется «срубить бабла», настоящий бизнес с долгосрочной стратегией на рынке из этого не выйдет. На своем предпринимательском пути нужно пользоваться своим интеллектом, своим опытом и своей интуицией. И тогда все точно получится!