Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Цифровая трансформация современного бизнеса

О том, как обстоят дела на рынке электронных закупок в текущем году, – в материале uldelo.ru

Фото: freepik

Электронная закупка – это способ взаимодействия между предприятиями, организациями и частными лицами, при котором экономические отношения по поставкам продукции формируются самостоятельно с помощью электронных сетей.

Электронная торговая площадка (ЭТП) – это онлайн-ресурс, предназначенный для заключения сделок по продаже товаров, работ или услуг между заказчиком и исполнителем.

Существуют различные виды электронных торговых площадок, зависящие от бизнес-модели. В настоящее время выделяют три основных типа ЭТП для закупок: ЭТП Госзакупок, ЭТП для закупок с государственным участием и коммерческие ЭТП.

Каждый из них имеет свои особенности и регламент. Например, на ЭТП Госзакупок осуществляются закупки по 44-ФЗ, при этом заказчиками выступают государственные или муниципальные предприятия.

Коммерческие ЭТП предназначены для автоматизации закупочного процесса корпоративных заказчиков без строгого регламента. Помимо этого, также существуют B2C площадки, популярные для розничных продаж, способные также включать в себя и B2B, и B2G сегменты.

Для многих крупных компаний неожиданным ударом стал уход с российского рынка гигантов в области автоматизации бизнеса, таких как SAP Ariba и Oracle. Одним организациям уже удалось найти решения для полной или частичной замены, другим же это еще предстоит сделать. Эксперты отмечают, что пустой рынок уже начинают занимать новые игроки, а уход привычных закупочных экосистем может стимулировать рост отечественных разработчиков.

Кроме того, специалисты называют ряд причин, которые будут способствовать развитию рынка программного обеспечения для автоматизации закупок. К ним относятся:

1. Появление большого числа low-code решений и рост доверия к ним. Такие информационные системы, в которых кастомизация возможна с минимальным участием разработчиков или без него, перестали быть редкостью.

2. Повышенное внимание к эффективности малых закупок, а также indirect-закупок – товаров и услуг, которые напрямую не участвуют в производстве, но могут занимать от 10-15% до 40% от бюджета на закупки.

3. Ограниченное количество альтернативных систем для управления закупками и поставщиками. Отечественные решения существуют, например, платформа iTender, но их не всегда бывает достаточно.

Цифровая трансформация стала ключевым направлением в сфере закупок за последние три года. В госзакупках практически все процессы, начиная с планирования и заканчивая финальной приемкой, теперь происходят в цифровом формате. И сейчас к госсектору стремительно приближается бизнес.

Современные электронные площадки обеспечивают прозрачность закупочной деятельности. Когда коммерческий заказчик размещает свою закупку на площадке, пользователям становится доступна вся информация, что важно для владельцев бизнеса. Второй ключевой момент — это экономия. Если на объявление о закупке откликнулись несколько претендентов, заказчик может получить улучшение условий поставки, снижение цены или сокращение сроков, что зависит от особенностей процедуры. Третий аспект — создание конкурентной среды. Поставщики, работающие на площадке, могут быть уверены, что их предложения дойдут до заказчика через независимую сторону, обеспечивающую возможность всем заинтересованным участникам представить свои заявки. Наконец, расширение рынков сбыта – торги и открытая конкуренция – способствуют привлечению новых заказчиков.

В 2023 году в рамках этого тренда уже произошли следующие изменения:

- переход на использование исключительно отечественных ИТ-продуктов;

- развитие платформ для быстрой автоматизации сложных бизнес-процессов;

- отказ от частичной автоматизации в пользу цифровых моделей сквозного бизнес-процесса;

- усиление систем информационной безопасности в электронных закупках.

Законодательные изменения в сфере закупок в 2023 году включают расширение списка запретов на поставку иностранной продукции, установление правила «второй лишний» в пользу заявок с отечественными товарами, упрощение процедур подтверждения происхождения товаров, а также изменение требований к лимитам закупок отечественной продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, были внедрены квоты для малого бизнеса и введены штрафные санкции за их нарушение. Осуществляется увеличение начальной максимальной цены контрактов в запросах котировок до 10 млн рублей и повышение ценового порога в закупках у единственного поставщика через электронный магазин до 5 млн рублей при условии проведения закупок через ЭТП. Также была внедрена структурированная заявка, которая заполняется в едином окне на ЭТП, а также другие упрощения, способствующие участию в закупках.

В ходе ежегодного опроса, проведенного компанией «Эксперт Бизнес-Решения» среди участников рынка электронных закупок, были выявлены основные преимущества использования электронных торговых площадок (ЭТП). Основным из них резиденты назвали снижение рисков коррупции, что подчеркнули 25% участников опроса. Возможность снижения цен заняла второе место в списке по популярности, получив поддержку 23% респондентов. В предыдущем году ситуация была обратной: бóльшая часть участников опроса считала экономию наиболее важным эффектом от использования ЭТП (26,3%). Некоторое количество голосов также набрали критерии технологичности, доступности аналитических инструментов по поставщикам, совершенствования сервисов импортозамещения и работы через ЭТП как необходимости в силу регулирования. По итогам, в качестве преимуществ 90,2% участников опроса выбрали снижение коррупционных рисков, 82,9% выделили возможность снижения цен, а 80,5% как важный фактор при работе с ЭТП оценили технологичность.

Тем не менее, не стоит забывать, что закупки через ЭТП могут быть связаны с рядом рисков: возможностью несанкционированного доступа к конфиденциальным данным или информационным системам при проведении закупок через ЭТП, недостаточной экспертизой надежности поставщиков (что может привести к риску некачественных поставок или даже мошенничества), недостаточным функционалом ЭТП и риском недостаточной конкуренции между поставщиками.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: