Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как быть услышанным

Предприниматель – это человек, который громко говорит о себе и своем деле. Однако не всегда его слышат. О том, как сделать свою речь эффективной, uldelo.ru рассказали руководители российских компаний и эксперты.

Фото: freepik.com

Презентация – это не для вас, а для других

Екатерина Шарк, коммерческий директор, тренер по управленческим навыкам и публичным выступлениям:

- Самопрезентация для предпринимателя – это главная визитка. Она формирует то, как нас воспринимают люди и как мы воспринимаем себя. Из того, что мы транслируем, окружающим очень просто понять наше отношение к бизнесу и работе, к себе и своему профессионализму. Через самопрезентацию партнеры и клиенты могут легко считать, насколько им близки ваши ценности, и принять решение о сотрудничестве. Ведь, как известно, люди покупают у людей.

Главное, что нужно запомнить: самопрезентация – это история не про вас. Это история про других. Про то, что хорошего вы делаете для окружающих людей, как долго вы это делаете, с какими результатами.

Иногда мы настолько хотим произвести впечатление, что тут же надеваем на себя какой-то образ. Обвешиваемся странными формулировками, вроде «в связи с тем, что», «являюсь» - эти слова сложные и неживые. Ведь в реальном общении мы их не используем.

Скажите проще: я работаю в компании «Буратино», и мы с коллегами делаем мебель для сада.

Что нужно сделать для подготовки к самопрезентации в первую очередь? Написать текст, перечислить регалии – это первое что приходит на ум. Но, как это ни парадоксально, человек должен подумать не о себе, а о том, для кого он делает эту самопрезентацию. Мы всегда адресуем ее кому-то. Бизнес-партнерам, клиентам, инвесторам. И это первый вопрос, который нужно задать себе перед подготовкой самопрезентации: кто ее услышит?

Следующий момент: просто написать и выучить одну единственную презентацию по скрипту не получится. Да, структура будет похожа, скелет, скорее всего, окажется общим, но под каждую аудиторию, под каждую цель самопрезентация будет уникальная. Нужен не один скрипт, не одна структура, а десятки, чтобы жонглировать ими и конструировать в моменте.

Начните свою речь неожиданно, например, со слов: «Как так получилось…», «А вы знали, что…», «Представьте себе…». Или перед тем, как представиться, расскажите короткую историю. Так вы точно выделитесь из неровного строя одинаковых самопрезентаций, вызовете эмоции, и это будет означать, что вас запомнят. И помните о времени.

Как бы ни были хороши вы сами или ваш проект, все это не имеет никакого значения, пока вы об этом не заявите и не продадите это.

Когда времени мало

Ирина Орлова, кандидат технических наук, интернет-маркетолог, продюсер, руководитель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia:

- Экспресс-презентация должна быть очень емкой, краткой. Важно, чтобы в ней было интересное начало, которое захватит внимание слушателя. Также в ней обязательно необходимо показать статус спикера, его уникальность, то есть сказать, чем он отличается от других спикеров, которые занимаются той же деятельностью.

Я обычно начинаю самопрезентацию так:

«Меня зовут Ирина Орлова, я основатель и преподаватель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia. Уже более 25 лет живу на две страны и поэтому могу рассказать все об итальянском языке, Италии и о менталитете итальянцев».

Если это экспресс-презентация, то она этим объемом информации и ограничивается.

Чтобы улучшить навыки самопрезентации, необходимо проработать свое позиционирование как эксперта. Оно включает в себя отличие от конкурентов и показывает, чем спикер может быть полезен аудитории и почему стоит обратиться именно к нему. Определить свои сильные и слабые стороны поможет анализ рынка.

Но самое главное – это практика. Чем больше спикер выступает, тем лучше он видит, как реагирует аудитория на его самопрезентацию, и постепенно оттачивает ее.

Также можно пройти курсы по ораторскому искусству. Лично я в начале своего пути ходила на различные мастер-классы. Если знания тут же применять на практике, то результаты будут видны практически сразу.

Рекомендую в самопрезентации использовать цифры – они всегда впечатляют. Обязательно стоит иллюстрировать информацию о себе визуальными материалами. Это могут быть слайды, изображения или какие-то предметы, которые усилят сообщение спикера.

Очень важно быть искренним и отдавать энергию зрителям. Слушатели точно улавливают, когда спикер фальшивит или устал. Аудитория ценит увлеченных людей, которые заражают своими эмоциями и энергией.

Отлично, если самопрезентация заканчивается на вдохновляющей мысли, «высокой ноте» – именно конец зритель всегда хорошо запоминает.

Алексей Якубан, коуч ICF, ментор и наставник, член Федерации профессиональных коучей и наставников:

- Для создания своих презентаций я использую стандартную схему elevator pitch. Этот термин пришел к нам из США и переводится как «речь для лифта». Появился он на нью-йоркской Уолл-стрит. Лифты в расположенных там небоскребах едут около 60 секунд. В них нередко встречались начинающие бизнесмены и потенциальные инвесторы. У предпринимателя-новичка была максимум минута, чтобы заинтересовать инвестора и договориться о встрече. Так сложился метод, который позволяет за самый короткий промежуток времени захватить внимание слушателя и понравиться ему.

Схема простая и включает 7 пунктов:

1. Имя эксперта.

2. Тип или категория продукта, услуги.

3. Основное ценностное предложение.

4. Целевая аудитория.

5. Боль, которую решает продукт или услуга.

6. Ваши конкуренты.

7. Главное отличие от конкурентов.

Главная и самая затратная часть в составлении самопрезентации – тщательная подготовка. Необходимо собрать все свои регалии, достижения и выбрать из них наиболее значимые, подходящие под мероприятие, определить свою целевую аудиторию, оценить конкурентов и вычислить те особенности, которые помогают вам отстроиться от них. А дальше просто заполнить все вышеназванные 7 пунктов. Получается отличная, практически беспроигрышная речь. Если нужна экспресс-презентация, то для каждого пункта использовать лишь одно короткое предложение. Если презентация полноценная – можно расписать подробнее.

Когда можно не торопиться

Евгений Гиркин, владелец группы компаний ToDOFood:

- Общайтесь с залом

Готовясь к выступлению перед аудиторией, особенно незнакомой, я всегда «держу в рукаве» пару вопросов для налаживания контакта. Элементарно могу спросить: «Кто из вас хоть раз ел креветки в панировке во «Вкусно – и точка»? Практически все поднимают руку. И я продолжаю тему, мол, тогда мы знакомы, так как компания ToDOFOOD производит панировочные сухари Панко, используемые в приготовлении этого блюда. И дальше уже «разогретый» зал более внимательно слушает и легче взаимодействует.

Общение с аудиторией помогает вам лучше почувствовать настроение собеседников, их желание говорить на заявленные темы в том формате, который вы им преподносите.

Важно предварительно знать возраст и степень компетентности основной части зрителей в поднимаемых вами вопросах. Одно дело, когда перед вами сидят студенты, другое – люди, хорошо разбирающиеся в вопросах бизнеса, современных коммуникаций, производственных процессов и технологий. В любом случае будьте самим собой – это беспроигрышный вариант, хотя и самый сложный. Любые эмоции можно сыграть, кроме вашей искренности. Но при этом будьте готовы, что самые агрессивные участники встречи попробуют вывести вас на эмоции, проверить на уязвимость. Но не изменяйте своим правилам, будьте таким, какой вы есть, это поможет вам сосредоточиться на сути обсуждаемых вопросов, что обязательно оценят ваши слушатели.

Не бойтесь отдавать

И вы получите намного больше. Я про то, как важно делиться опытом, своими знаниями, давать аудитории информации по максимуму. Не нужно бояться, что что-то просочится конкурентам, будет перенято у вас и использовано в своих целях. Даже если это произойдет, не стоит это воспринимать трагически. Собственно, вы для этого и вышли «на свет», чтобы быть услышанным, понятым, принятым. Чем больше примеров из практики вы будете приводить, делиться своими находками, тем легче вам будет выстраивать диалог и завоевывать доверие у слушающих вас потребителей, партнеров, инвесторов. Я всегда стараюсь честно отвечать на вопросы и приводить актуальные примеры из жизни своей компании. Если мы пришли к серьезным достижениям, значит, мы в дальнейшем обязательно поднимемся и на уровень выше.

Говорите честно

Это повышает восприятие и настраивает аудиторию на ответную реакцию. Я стараюсь говорить, как есть. Например, в своем выступлении, обозначив тему финансовых вложений, честно признался, что если бы начал производство с неудачно зашедшего на рынок снека (гороха), в итоге бы прогорел. Можно позволить себе запускать экспериментальные образцы такого рода, когда ты уже диверсифицировал свой бизнес и имеешь возможность заработать на другом, но не в начале предпринимательского пути.

Не бойтесь признавать свои ошибки, люди ценят вашу смелось, желание говорить правду, пусть даже не очень для вас приятную. Тем самым вы даете понять, что вы один из тех, кто слушает вас, – делает, ошибается и делает снова.

Шутки заходят, если они в тему

И если вы обладаете хорошим чувством юмора. Если сомневаетесь в своих способностях, то приберегите для своего выступления несколько интересных историй из своей практики или практики известных личностей. Все это должно быть кратко, в тему и свежо. Не нужно постоянно сыпать остротами, афоризмами и претендовать роль на самого умного в комнате. Опять же, будьте самим собой – уникальным собеседником, и тогда зрители захотят вас слушать.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: