Частная медицина. Дорого да мило?
Фото: freepik.com
Время – деньги
Частная медицина в Ульяновске – это порядка 40 многопрофильных клиник (не считая узкоспециализированных, таких как Центр оперативной офтальмологии или Варикоза.нет), а также врачебных кабинетов и beauty-учреждений, имеющих медлицензию. Добавьте сюда стоматологические клиники, их в городе порядка 30, опять-таки, не считая совсем уж мелких игроков.
В общем, рынок частных медицинских услуг представлен в Ульяновске во всем многообразии, в последнее время он достаточно активно развивается, и это общероссийский тренд.
Рост интереса россиян к платной медицине легко объясним.
– Во-первых, это продолжительность приема (прием в частной клинике может длиться от 30 минут до часа и более, что в разы больше поликлинического приема в госучреждении). Тем самым в частных клиниках нагрузка на врача распределяется равномерно и на каждого пациента выделено достаточное количество времени, чтобы доктор в благоприятных условиях собрал необходимые данные об анамнезе жизни, заболевания и назначил необходимую терапию, без спешки обсудив тактику с пациентом, – рассказала «ДО» Анастасия Самойлова, семейный врач из Санкт-Петербурга. – Во-вторых, это доступность записи на прием с выбором специалиста из нескольких возможных кандидатур. С недавних пор в большинстве частных клиник прием врача на работу невозможен без диплома об обучении в ординатуре. Также в государственных больницах не всегда есть узконаправленные специалисты. В-третьих, это доступность и обширность возможностей лабораторно-инструментальных обследований, которые могут быть проведены в ближайшее время, чтобы поставить точный диагноз пациенту и начать своевременное лечение. В-четвертых, усиление IТ-составляющей коммерческих клиник, в частности, телемедицины, а также предоставление результатов диагностики, консультации с врачом, возможность оказания услуги «второе мнение» через онлайн-каналы.
– Вырос номинальный располагаемый денежный доход у россиян. Мы готовы платить за качественную медицину, – продолжает Евгений Бурмакин, генеральный директор и соучредитель клиник доказательной медицины W Clinic и «Все мы дети» (Санкт-Петербург). – Во-вторых, мы стали больше ценить время, хотим получить медицинскую услугу здесь и сейчас, даже если услуга плановая. Мы злимся, когда интернет не грузится две секунды, когда задерживается доставка, а в государственном здравоохранении мы должны ждать врача! Это не хорошо и не плохо, это факт – потребительское поведение людей в отношении медицинских услуг.
Рост интереса россиян к платной медицине, на мой взгляд, связан с рядом факторов, – рассказала Юлия Колесень, генеральный директор ООО «Медгард-Ульяновск». – Это перераспределение потоков в медицинском туризме. Если раньше это было за пределами страны, то сейчас внутри России. Это несовершенство работы госсектора в медицине, а именно пролонгирование времени получения ряда услуг, обусловленное нехваткой кадров и особенностью маршрутизации пациентов. И, наконец, возросшие требования к сервису и комфорту.
– Частные клиники, как правило, более оснащены современным оборудованием и имеют доступ к новейшим методам диагностики и лечения, – добавляет Иван Телегин, руководитель медицинского центра «МедСтатус» (Ульяновск).
Лекарство от голода. Кадрового
Доля сегмента частной медицины сейчас составляет примерно 40% от общего количества оказания медицинской помощи в стране.
Какие главные изменения произошли на этом рынке? В первую очередь это развитие большинства клиник, появление новых технологий и методов лечения, а также повышение конкуренции между медучреждениями, что приводит к большему выбору для пациентов и повышению качества медуслуг.
– Ко многим изменениям на рынке коммерческой медицины подтолкнула пандемия. Стали востребованными дистанционные технологии, телемедицина, консультации специалистов, исследования и забор анализов на дому, – рассказывает Юлия Колесень. – Бурным ростом происходит цифровизация медицины в целом. Тренд современной медицины – качество и комфорт. На первый план выходят человеческие взаимоотношения, пациентоцентричность – когда в центре внимания не только болезнь, а прежде всего сам человек с его психологическими, физическими и социальными потребностями.
– За последнее время частные медучреждение серьезно укрепили свои позиции, расширили количество услуг, развивают узкоспециализированные направления, внедряют дистанционные консультации, обучают перспективных специалистов новым технологиям, обеспечивают высокий уровень сервиса, повышают уровень удобств для пациента (работают в праздники и выходные, развивают онлайн-запись и т.д.), – говорит Нина Березина, руководитель Клиники Березиной (Ульяновск).
Разумеется, на своем пути частный сектор здравоохранения наряду со своим государственным «собратом» сталкивается со множеством проблем, и главная из них, по единодушному мнению участников рынка, – сильнейший кадровый голод. Отчасти это связано с изменениями в системе медицинского образования.
– Для того, чтобы поступить в ординатуру и стать узким специалистом, врачу с базовым образованием терапевта нужно очень сильно постараться, – объясняет Евгений Бурмакин. – Количество бюджетных мест сильно сократили, а по многим специальностям их нет вовсе, коммерческое же обучение доступно далеко не каждому. Основной пул – так называемые «целевики», когда будущий специалист заключает договор с госучреждением, а после окончания обучения отрабатывает 3–5 лет или выплачивает огромный штраф. Все это приводит к кадровому голоду.
– С одной стороны, спрос на услуги коммерческой медицины повышается за счет увеличения их спектра, за счет технологичности, скорости, сервисности, индивидуализации и т.д. С другой стороны, цены значительно варьируются, и некоторые услуги могут быть недоступны для среднестатистического гражданина, – считает Анастасия Самойлова. – Существует и проблема влияния на госучреждения – там расширяется вынужденный спрос, связанный с коммерциализацией медицинской помощи, которая переориентирует здравоохранение с позиций охраны здоровья на получение прибыли. Возникает проблема «тройного налогообложения», когда граждане платят налоги в бюджет, их работодатели отчисляют средства в страховые фонды, а платить за медицинские услуги снова приходится гражданам.
Кстати, по данным hh.ru, спрос на медицинских работников в Ульяновской области весной 2024 года возрос на 35% относительно весны прошлого года. И, судя по всему, тенденция будет только усиливаться.
– Мы все сейчас сталкиваемся с повышением цен из-за логистики. Материалы, лекарственные препараты, оборудование – все это у нас импортное, – обозначает еще одну проблему Нина Сёмина, главный врач стоматологической клиники «Да Винчи» (Ульяновск). – Но и сама медицина не стоит на месте: каждый год появляется что-то новое, и мы постоянно за этим следим. Исследуем, изучаем, применяем успешный опыт коллег по отрасли и меняем свои подходы. Можно сказать, то, что мы делали пять лет назад, и то, что делаем сегодня, – небо и земля. Все меняется каждый день. И чтобы идти в ногу со временем, нужно находиться в постоянном развитии.
Семейный врач – для богатых?
Медицина – одна из самых высококонкурентных отраслей бизнеса, и клиники в своем продвижении используют разные маркетинговые инструменты. Одним из трендов последних лет стало развитие семейной медицины.
К слову, семейная медицина отнюдь не изобретение нового времени: в дореволюционной России за состоянием здоровья всей семьи наблюдал один врач в течение нескольких поколений, каждая состоятельная семья предпочитала иметь специалиста, который смог бы исполнять обязанности врача широкого профиля.
Семейные врачи популярны на Западе, но в России такая практика пока только начинает развиваться. Одна из причин – недостаток информации о семейном обслуживании, его условиях и возможностях. Согласно опросу экспертов платформы омниканального маркетинга Calltouch, 23% россиян сказали, что никогда о таком не слышали, а по мнению 22% – это удовольствие, доступное только богатым людям.
В целом соотечественники положительно относятся к обслуживанию у семейного врача, а 14% уже пользуются такими тарифами.
– Семейный врач – доктор, который знает анамнез всей твоей семьи, особенности здоровья твоего отца, поэтому качественно диагностирует и лечит тебя, – подчеркивает Евгений Бурмакин. – Чтобы у семьи был семейный врач на коммерческой основе – уровень благосостояния семьи должен быть высоким и однородным у всех поколений. В нашей стране такое редкость.
– Специальность семейного врача – часть реформы российской медицинской системы, – утверждает Нина Березина. – Создание специальности врача семейной медицины позволило бы получить качественную медицинскую помощь в одном месте всем членам семьи. Если доктор грамотный, в рядовых вопросах он заменит терапевта, невролога, эндокринолога, найдет подход к деткам и заменит педиатра, профессия эта сложная и многогранная, но очень важна для целостности медицинской помощи.
– В сегменте семейной медицины сейчас большая потребность. Один и тот же врач знает истории болезней семьи и наследственность, хронические заболевания, может наблюдать динамику и на основании уже имеющихся знаний быстрее оказывать необходимую помощь, также за один осмотр получают помощь и взрослые, и дети. Нет рассогласованности в тактике лечения и ведения, – уверена Сюзанна Мелкумян, врач-терапевт, кардиолог, психолог МЦ «Донздрав» (Ростов-на-Дону).
Между тем у семейной медицины есть и противники. Главным недостатком люди считают зависимость от одного врача: отсутствие разных точек зрения на состояние здоровья, привязка к конкретной клинике, отсутствие индивидуального подхода к лечению. Многие россияне считают, что в случае увольнения семейного врача из клиники все преимущества подхода будут сведены на нет.
Будьте здоровы!
Рост интереса россиян к платной медицине вряд ли будет снижаться в будущем. Факт налицо: люди готовы вкладывать деньги в свое здоровье, но в то же время тщательно выбирают клинику, оценивают сервис, отзывы, сравнивают тарифы. Квалификация врачей – один из ключевых факторов успеха, нередка ситуация, когда пациент идет «на имя» конкретного доктора.
Эксперты считают, что перспективным ростом коммерческой медицины станет направление с превентивным интегративным подходом, а это повлияет и на достижение национальных целей развития РФ, в частности – улучшения общественного здоровья, увеличения ожидаемой продолжительности жизни (к 2030 году – до 80 лет) и на продолжительность активной трудовой жизни, повышение ее качества за счет уменьшения уровня заболеваемости.
– Соответственно, тема превентивной медицины и заботы о своем здоровье получит развитие, как на государственном, так и на частном уровне, – говорит Анастасия Самлойлова. – Под воздействием этих тенденций постепенно поменяется мышление людей, поэтому в будущем может возникать рост спроса на услуги по диетологии, генетике или другим соответствующим специальностям. Так, у пациентов будет расти спрос на услуги, направленные на поддержание здоровья, а не на лечение заболевания. Преимущественно будет расти спрос у пациентов молодого и среднего возраста, которые нацелены на активное долголетие.
Возможно, увеличению объемов коммерческой медицины будет способствовать и рост участия частных клиник в системе ОМС по направлению высокотехнологичной медицинской помощи.
– Последние тренды коммерческой медицины таковы: спрос на хирургические методы лечения, эстетическую медицину, превентивный (профилактический) подход к ведению пациентов, ориентир на качество, скорость и возможность удаленного получения услуг, – считает Юлия Колесень.
А вот Евгений Бурмакин считает, что будущее рынка коммерческого (и некоммерческого) здравоохранения в нашей стране – стагнация: «медицина непрерывно развивается. БОльшая часть исследований – западные, бОльшая часть качественного оборудования – западная. В связи с санкциями доступа к информации и оборудованию практически нет. Медицина без доступа к исследованиям, оборудованию приведет к остановке развития. Современные новые аппараты, лекарственные средства не будут применяться в нашей практике, результаты новых качественных исследований не будут иметь вес при разработке наших клинических рекомендаций, на основании которых работает каждый врач в России. Медицина, к сожалению, будет стоять на месте, если ситуация в ближайшие 10 лет не изменится».
– Будущее нашей клиники и рынка коммерческой медицины зависит от множества факторов, включая конкуренцию с государственной медициной, изменения в здравоохранительной политике, развитие новых технологий и ожидания пациентов, – резюмирует Иван Телегин. – Клиники должны стремиться к постоянному совершенствованию качества услуг, улучшению доступности и конкурентоспособности, чтобы привлечь и удержать пациентов. Планируется также расширение охвата ДМС: очевидно, что все больше работодателей будут предлагать своим сотрудникам полисы добровольного медицинского страхования.