Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Полная загрузка

Несмотря на высокий уровень цифровизации и достижения науки и техники, рынок грузоперевозок остается в практически неизменном своем состоянии – корпорации и страны торгуют между собой, а простые люди заказывают товары с маркетплейсов.
О том, как обстоят дела на рынке грузоперевозок – в материале uldelo.ru

Фото: freepik

В 2023 году подтвердились предположения относительно общих тенденций развития рынка грузоперевозок. Масштабы роста тарифов на междугородние автоперевозки по России значительно превысили прогнозы. Ожидалось, что к концу года тарифы вырастут на 10-15%, но фактически они увеличились на 20-30% уже за первые 3-4 месяца. Затем рост замедлился и в некоторых случаях даже отыграл назад. Однако в сентябре рост тарифов по некоторым направлениям превысил 50%, и только к концу года началась тенденция к небольшому снижению цен.

Главной причиной увеличения тарифов был хронический дефицит водительских кадров, особенно дальнобойщиков, вызванный оттоком водителей на государственную службу. Другим фактором, способствовавшим увеличению цен, было увеличение расходов на топливо, содержание и ремонт техники, а также сложности с погрузочно-разгрузочными работами на складах, ведущие к простоям грузовиков.

Помимо этого, влияние на рост цен оказали сезонный вывоз овощей и фруктов из южных регионов, бум перевозок из Китая, а также рост количества складских операций, передаваемых на аутсорсинг логистическим компаниям.

Как сообщили в РЖД, в апреле 2024 года объем погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» составил 101,7 миллиона тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. А в январе-апреле 2024 года загрузка составила 397,6 миллиона тонн, что меньше на 3,2%, чем за аналогичный период предыдущего года. Безусловными лидерами при этом остаются уголь, кокс, нефть, руд, металлы, химикаты, цемент, зерно, строительные материалы и другие.

Как отмечают эксперты перевозчика, на объемы погрузки оказали негативное влияние различные факторы, включая внеплановые ремонты, ограничения на экспорт нефтепродуктов и снижение спроса на перевозку угля.

Стоимость контейнерных перевозок в мире возросла почти вдвое за период январь-апрель. Этому увеличению способствовали проблемы с морскими транспортировками через Суэцкий канал, одну из ключевых транспортных магистралей между Азией и Европой. В результате компании ищут альтернативные маршруты.

Что касается доли контейнерных перевозок в секторах торговли сухими грузами, то, согласно обзору Аналитического хаба Сбербанка, она достигла 23%, а в общем объеме грузов составила 16%.

В последние два года структура контейнерных перевозок в России изменилась: на внутренние перевозки теперь приходится 35%, что выше, чем в 2021 году. При этом, доля импортных грузов также возросла — с 28% до 29%. В 2023 году наблюдался небольшой рост внутренних и импортных перевозок, в то время как экспортные и транзитные объемы сократились.

Динамика грузопотоков также изменилась. В 2022 году Дальний Восток стал лидером по объемам, показав 56%, в то время как Балтика снизилась до 27%. В 2024 году наблюдается улучшение ситуации на Северо-Западе, однако проблемой остаются загруженность инфраструктуры на Восточном полигоне и снижение перевалки через порты Дальнего Востока.

Ведущая роль на рынке контейнерных перевозок принадлежит Азиатско-Тихоокеанскому региону, который охватывает более 70% всех перевозок. Наибольшее количество грузов перемещается внутри региона, вслед за этим идут перевозки из Азии в Северную Америку и Европу. Также наблюдается динамичное развитие контейнерных перевозок на Ближнем Востоке и в Африке.

Еще одной альтернативой является маршрут вокруг мысов Доброй Надежды и Горн, но это удлиняет время в пути на 20 дней и увеличивает стоимость на 50-100%. Эксперты прогнозируют, что массовый переход на эти альтернативные маршруты станет возможным только при согласованных действиях крупных операторов контейнерных перевозок.

Спрос на услуги транспортных компаний, которые могут предложить своим клиентам качественную логистику в условиях изменяющейся экономики, остается важным фактором для их высокой прибыльности. В 2023 году средняя прибыльность таких компаний составила 48%, что ниже на 1 процентный пункт по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что в 2024 году ситуация останется похожей: будет поддерживаться высокий внутренний спрос, компании смогут расширять свои маршруты в дружественные страны, а также сохранять высокую эффективность своей работы.

Агентство «Эксперт РА» в своем отчете прогнозирует стабильное развитие транспортного сектора на следующий год. Рейтинги компаний в этой отрасли остаются высокими благодаря высоким тарифам на услуги операторов, а также большому внутреннему спросу на пассажирские перевозки. Однако сдерживающим фактором являются действующие и новые санкции, которые могут серьезно повлиять на объемы экспорта и импорта, а также на логистику маршрутов. В целом, большинство компаний в транспортной сфере имеют сильные операционные и финансовые позиции, хотя на финансовое состояние отдельных компаний могут влиять растущие инвестиционные расходы и сделки по слиянию и поглощению. На сегодняшний день наивысший рейтинг присвоен ОАО «РЖД».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: