Заявить о себе
Фото: freepik.com
Максим Дементьев, консультант по маркетингу:
- Новый бизнес – это не только интересно, но также трудно и рискованно. Чтобы избежать провала, необходимо тщательно спланировать свои действия. План может меняться в зависимости от обстоятельств, но его наличие даст вам надежную опору и направление для развития компании.
Перед тем как запустить свое дело, крайне важно провести анализ ниши, в которой вы планируете работать, и конкурентов, с которыми вам предстоит столкнуться.
Начните с поиска аналитической информации по вашему направлению. Изучите новостные источники, чтобы понять, что нового происходит на рынке, кто ключевые игроки и какие тенденции на них влияют. Возможно, вам удастся найти данные по объему рынка или его ключевым особенностям.
Затем переходите к анализу конкурентов. Для этого выберите несколько ключевых словосочетаний и введите их в поисковой системе. Обратите внимание на 4-5 сайтов из рекламного блока и 4-5 объявлений из органической выдачи. Первые сайты представляют компании, активно продвигающиеся на рынке, с которыми вам предстоит конкурировать в онлайн-рекламе. Вторая группа – старые игроки рынка с устоявшейся клиентской базой и высокими позициями в SEO.
Анализируйте их сайты: насколько они качественные, какие методы коммуникации используют конкуренты? Проверьте их социальные сети и обратите внимание на то, как эти компании взаимодействуют с подписчиками. Определите, какое уникальное торговое предложение (УТП) они предлагают и какие преимущества выделяют. Также будет полезно узнать, упоминались ли они в СМИ. Не забудьте проверить ИНН конкурентов и узнать их обороты.
После анализа конкурентов и изучения вашей ниши выполните SWOT-анализ. Если потенциал бизнеса вас устраивает, переходите к планированию стратегии (используйте концепцию 4P):
Product (Продукт) – продукт должен решать проблемы потребителей и выделяться среди конкурентов. Важно учитывать его отличительные свойства, символику, восприятие, сервис и гарантии.
Price (Цена) – цена должна быть оправданной и учитывать все затраты, связанные с производством и продвижением.
Place (Место продажи) – выбирайте каналы продаж, где присутствует ваша целевая аудитория, будь то онлайн или офлайн.
Promotion (Продвижение) – важно использовать разнообразные маркетинговые каналы, такие как социальные сети, контекстную рекламу, email-маркетинг и другие в зависимости от предпочтений вашей аудитории.
Ната Акимова, эксперт по продажам и маркетингу:
- Анализируйте и внедряйте подходящее только вам
У любого бизнеса за редким исключением есть аналоги на рынке. И первое, что нужно сделать, – проанализировать каналы продвижения конкурентов. Но выборку делать не из первых попавшихся игроков рынка, а из самых сильных. Достаточно выделить 5-7 конкурентов. Все каналы их размещения – соцсети, СМИ, любые онлайн- и офлайн-площадки – нужно выписать в таблицу и провести анализ. Если это онлайн-каналы, то необходимо оценить, сколько у каждого подписчиков или читателей, какой контент там публикуется, сколько просмотров, сохранений и комментариев. Важно также оценить частоту публикаций и их время. Если же речь идет об офлайн-площадках, то анализировать нужно расположение, трафик, ассортимент, цены, использование промо-акций и т.д.
Далее необходимо сравнить всю собранную аналитику и определить, что между каналами продвижения общего, в чем они пересекаются, какие инструменты и подходы дают лучший результат. Исходя из этого можно построить гипотезу о том, как определенные каналы и инструменты с учетом текущих возможностей будут работать для продвижения именно вашего нового бизнеса. Затем гипотезу следует протестировать.
Наверняка, каналов наберется с десяток, ведь у каждого конкурента они могут отличаться. Использовать каждый во время теста гипотезы не получится, это слишком неподъемная задача на старте. Если же запустить только один, высоки риски потери аудитории. Помним поговорку: яйца в одну корзину не кладут. Если с этим каналом что-то случится (закроется СМИ, запретят соцсеть, «уведут» аккаунт, перекроют подходы к офлайн-магазину), то бизнес перестанет получать поток новых клиентов.
Необходимо сразу тестировать как минимум три канала. В запуск желательно вкладываться в полную силу и на еженедельной основе отслеживать прирост клиентов, сумму вложений, количество проданной продукции или услуг, оценивать охваты, сравнивать продажи. Тот канал, что не дает результатов, можно смело закрывать, но на его место важно ввести новый.
Тесты лучше проводить на постоянной основе. То есть беспрерывно анализировать результаты всех используемых каналов продвижения, вводить новые на место тех, которые дают слабые результаты.
Спросите у целевой аудитории
Определить целевые каналы также поможет простой опрос вашей потенциальной аудитории. Можно спросить напрямую, какие площадки она предпочитает, что читает и смотрит, как выбирает продукты аналогичные вашему товару. Потенциальный клиент сам приведет вас туда, куда нужно – это будут совершенно точно рабочие техники и каналы продвижения.
Не копируйте, а делайте лучше
Для продвижения нового бизнеса можно взять за основу бенчмаркетинг. Этот метод означает анализ и применение успешных методик конкурентов. Однако нужно не просто скопировать то, что сработало у других компаний, а стараться сделать лучше, адаптировать успешные методики под свою компанию, клиентов и товар, добавив свои фишки. Если конкурент что-либо делает на «5», вы должны сделать на «5+». Всегда есть, что подкрутить, подтянуть. Это маленькое отличие будет вашим преимуществом пред лидером рынка.
Спросите у конкурентов
Еще один очень хороший способ удачно запустить продвижение – спросить совета у тех, кто уже прошел ваш путь, заплатил временем и деньгами. На первый взгляд, диалог с сильным конкурентом кажется невозможным, но на самом деле нужно лишь правильно обратиться к нему. Во время разговора стоит соблюдать определенную тактику: сначала признать силу и мощь лидера, похвалить за достигнутые результаты и только потом попросить помощи, задать интересующие вопросы. Да, не все согласятся поделиться секретами, но обязательно найдутся те, кто сделает это с удовольствием, потому что людям нравится быть полезными. К тому же, некоторые лидеры рынка не рассматривают стартапы как достойных конкурентов, ведь они еще очень слабы, только выходят на бизнес-тропу и не представляют опасности.