Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Тропою знаний

Современное бизнес-образование включает в себя программы и курсы, которые могут охватывать разные темы: финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, стратегическое планирование и многое другое.

Фото: freepik.com

Вижу цель

Цель бизнес-образования заключается в подготовке специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для успешной деятельности в сфере бизнеса и управления.

Саид Гафуров, к.э.н., руководитель аналитического отдела независимого профсоюза «Новый труд»:

- Для корректной оценки целесообразности, эффективности и полезности бизнес-образования прежде всего важно понять типологию обучающихся. Кому и зачем оно нужно, кто в условиях высокого темпа современной жизни может себе его позволить?

Если человек делает успешную карьеру в производственной компании (например, главный технолог или главный конструктор предприятия становится главным инженером), то при назначении генеральным директором (или его заместителем) в сферу его ответственности попадают задачи, которым он специально не обучался. Это финансы, логистика, закупки, маркетинг, продажи, пиар и т.д. Системное бизнес-образование тут вполне может помочь.

Начинающим предпринимателям необходимо получить общее представление о правилах деловой жизни, но они не всегда могут себе это позволить.

Сейчас идут заметные перемены в нормативной среде бизнеса. В области бизнес-образования востребованы новые юридические, налоговые, таможенные курсы. И государственная служба, и кадровые подразделения многих крупных коммерческих структур требуют от сотрудников регулярного получения дополнительной подготовки и переподготовки, и бизнес-образование может легко укладываться в эту модель.

Сергей Кочетов, коммерческий директор компании ML GROUP:

- Современное предпринимательство находится в жесточайших условиях конкуренции, постоянно сталкивается с новыми вызовами: стремительно меняются технологии, подходы к управлению и взаимодействию, да и сами клиенты и партнеры становятся другими. Бизнес-образование помогает не только свести знания и опыт в систему. Оно дает рабочие модели и техники работы именно в сегодняшних реалиях: с полученными инструментами легче адаптировать бизнес к изменяющимся условиям. Ценность такого образования состоит в том, что можно тут же применять полученные знания на практике.

Ирина Воронина, заместитель директора Высшей школы менеджмента УлГТУ, директор программы МВА:

- Будущее для бизнеса сегодня открывает новые горизонты и возможности, но и приносит немало вызовов. Чтобы преуспеть, необходимо быть гибким, открытым к инновациям и внимательным к изменяющимся условиям рынка.

Один из главных инструментов управленца сегодня это искусство коммуникаций.

Программы бизнес-образования, особенно МВА, существенно развивают стратегическое мышление, лидерские качества за счет среды, бизнес-интенсивов, постоянного поиска лучших решений на протяжении всего обучения, что позволяет провести изменения подходов развития бизнеса.

Сейчас эпоха быстрых перемен и важно уметь быстро меняться и реагировать на изменения. Необходимо при этом иметь позитивное мировосприятие, которое влияет на все процессы как в профессиональной деятельности человека, так и в жизни человека в целом.

Бизнес-образование может предоставляться в различных формах:

- Высшее. К нему могут относиться, например, степеневые программы бакалавриата и магистратуры в области бизнеса и менеджмента, такие как MBA (Master of Business Administration).

- Курсы и тренинги: краткосрочные образовательные программы, которые могут быть как очными, так и заочными (а также в онлайн-формате).

- Сертификационные программы, по окончании которых выдается сертификат, подтверждающий определенные навыки и знания.

- Практические семинары и мастер-классы, на которых участники могут получить практический опыт в конкретных областях бизнеса.

​​​​​​​В тренде

В последние годы бизнес-образование претерпевает значительные изменения в ответ на новые вызовы и требования рынка. Программы все чаще включают стажировки, практические проекты и кейс-стадии, что помогает студентам применять теоретические знания на практике и готовить их к реальным ситуациям в бизнесе. Все более важными для успешной карьеры в бизнесе становятся soft skills: коммуникация, критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект. Образовательные программы начинают активно интегрировать тренинги и занятия по развитию этих навыков.

Дмитрий Комиссаров, руководитель отдела маркетинга в особой экономической зоне Доброград-1:

- Говоря о трендах 2024 года, стоит выделить несколько ключевых направлений. Во-первых, это цифровая трансформация. Курсы, которые посвящены интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы, пользуются и будут пользоваться огромным спросом. Во-вторых, растет интерес к устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности. Все более востребованными становятся курсы, развивающие навыки управления изменениями и антикризисного менеджмента.

Петр Тазов, старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления МПГУ:

- Усиливается запрос потребителей на знания в области цифровизации бизнеса, внедрения новых передовых технологий, помогающих оптимизировать различные процессы в компании. Для эффективного построения бизнеса с представителями «дружественных стран» - Китая, Индии, стран ЮВА и Ближнего Востока - необходимы дополнительные курсы по кросс-культурным коммуникациям с преподавателями – экспертами, имеющими опыт ведения бизнеса с этими странами. В этих странах будут обращать внимание на то, как руководитель бизнеса интегрирован в местные деловые и политические круги.

Татьяна Люлькина, бизнес-тренер, коуч, учредитель учебного центра «Симбирск-ЛИНК»:

- Существует «три кита тенденций» в современном образовании - короткие курсы, игротехники и практикоориентированность. Причем последнее обязательно с упором на бизнес, в котором заняты сами студенты. Для них важно уже в процессе обучения решать те задачи, которые будут применимы ими в реальной жизни, в сфере их деятельности.

Еще одна тенденция – проектный подход в обучении. Люди, изучая курс, делают проект по проблеме своего предприятия, реально используя модели концепции курсов, решают проблемы предприятия, в ходе обучения предлагают идеи для улучшения деятельности.

Что касается популярности конкретных программ, то выбор большинства студентов падает на базовый менеджмент организации, в который входит пять основных дисциплин. Это управление персоналом, управление организацией, операциями, информацией и рынками. Среди топ-менеджеров пользуются спросом курсы по стратегии, очень ценятся дипломное проектирование и сопровождение бизнес-процессов.

В основном за образовательными услугами обращаются корпоративные клиенты – это 80-90% от всех обучающихся. Кадровый голод приводит к тому, что руководители готовы набирать людей с недостаточной квалификацией и доучивать их до необходимого уровня. Значительно вырос уровень понимания руководителей, что необходимо вкладываться в обучение персонала даже несмотря на опасения, что выделенный им сотрудник может уйти. Потому что гораздо более серьезные может вызвать не уход обученного человека, в которого были вложены какие-то средства на его обучения, а его работа без необходимых знаний.

Не допускай ошибок

Выбор специализации в бизнес-образовании – важный шаг, который может значительно повлиять на карьеру, и, делая выбор, нужно подойти к нему грамотно.

Сергей Кочетов, коммерческий директор компании ML GROUP:

- Будущие студенты бизнес-курсов думают, что образовательная организация не важна – все они равнозначны в глазах работодателя. Да, на первом месте для нанимателя стоят личные качества и работоспособность выпускника. Но образовательная организация должна иметь авторитет, хорошую репутацию в плане качества образования. Во-вторых, подходят к выбору поверхностно, без детального изучения программы. Нужно решить, зачем это образование: хочется построить карьеру в определенной компании или сфере либо открыть собственный бизнес, привести к успеху уже существующее дело. Без четкой цели бизнес-образование будет бесполезным.

Дмитрий Комиссаров, руководитель отдела маркетинга в особой экономической зоне Доброград-1:

- Будущие студенты бизнес-курсов часто концентрируются на текущих трендах, не задумываясь о долгосрочных перспективах и эволюции рынка. Весьма распространена ошибка выбора курсов на основании исключительно популярности или рейтингов. вопросы качества, содержания и квалификации преподавателей при этом игнорируются. Что касается форматов обучения - смешанный формат, комбинирующий онлайн и офлайн методы преподавания, показывает наибольшую эффективность. Он позволяет участникам получать теоретические знания в комфортных условиях онлайн-курсов, а затем закреплять их через практические сессии и взаимодействие с экспертами в офлайн-режиме. Гибкость и адаптивность формата способствуют более глубокому усвоению материала и оперативному применению знаний на практике.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: