€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
«Узкое горлышко» в бизнесе – это сам человек
Фото: freepik.com
- На первом месте в компаниях сейчас стоит вопрос нехватки кадров, причем независимо от вида деятельности бизнеса. Не хватает цеховых рабочих, обслуживающего персонала, складских работников, сотрудников в отделах продаж, логистов, бухгалтеров и программистов. Эта проблема не новая. И руководители зачастую отмечают, что спад объемов компании происходит именно по причине нехватки людей. Заказы есть, а делать их некому. Выходит, кадры – «узкое горлышко» бизнеса.
Я решила добавить в анкету для руководителей вопрос о том, как они смотрят на то, чтобы вакантные места закрыли роботы или обработки, которые смогут выполнять хотя бы часть функций недостающего персонала. Чтобы просто поразмыслить, посмотреть, какие задачи можно передать на автоматизацию. И ответы, мягко говоря, удивили. В них было жесткое отрицание и практически единогласное мнение: это невозможно.
Получив такие результаты, я подумала, что, вероятно, спросила не у тех, кому это действительно важно. Не у финансистов надо спрашивать про автоматизацию, а у владельцев бизнеса. Но когда запрос отправился к ним, руководители, привыкшие делегировать все вопросы, направили его… да, снова своим финансовым директорам. Вот такой парадокс жизни.
Усталость, депрессия, давящая ответственность, постоянное балансирование «на острие ножа» – так живут бизнесмены. И с одной стороны, я понимаю, что проще переадресовать решение финансовому директору или бухгалтеру, он все разрулит. Но не факт. Финансовый директор удержит на плаву то, что есть, а вот решиться на перенастройку бизнеса не сможет. Старые механизмы уже работают, потоки отлажены, и вряд ли этот сотрудник позволит рушиться тому, что есть, хоть это и перестало быть эффективным для компании. Но он продолжит отчитываться о том, что нет кадров, что отделы по персоналу работают плохо, а те в свою очередь будут планировать долгосрочные проекты по подготовке персонала с детского сада до трудоустройства, обосновывая бюджеты таких проектов с непредсказуемой результативностью.
Спокойной жизни владельцам бизнеса гарантировать нельзя. А вот попробовать снизить зависимость от человеческого ресурса – можно.
Схема классическая. Есть незакрытая вакансия. Мы смотрим, какие функции необходимо выполнить, и оцениваем, можем ли мы перенастроить их так, чтобы исключить потребность в человеке. Не пугаемся, просто смотрим. Дальше прописываем, как будет выглядеть гипотетический бизнес-процесс в случае, если мы примем решение. На бумаге, на коленке, ручкой, просто схему, что и как пойдет, где и у кого еще процесс поменяется, принесет ли он нам эффективность, ускорение и производительность, и, если да, делаем количественный замер. Например, по времени (ускоряем процесс или замедляем), по финансовым показателям (какую выгоду или, наоборот, убытки нам это принесет), как изменится производительность (увеличится ли объем выпуска продукции за одну и ту же единицу времени). И, получив плановые показатели, мы можем дать возможность этому проекту реализоваться в жизнь.
Из этого процесса и экспресс-оценки внутри компании, можно получить прекрасный план, из него – техническое задание для автоматизации, а главное – объективное понимание того, что это даст и стоит ли игра свеч.
Исходя из уже имеющегося опыта нашей компании, мы можем сказать, что в 80% случаев такой разбор приносит положительный результат для эффективности бизнеса.
Компания Soft+, 1С Франчайзи является партнером проекта IT Talk