Как хобби стало профессией: история успеха ульяновского фотографа
Фото: Адиля Алексеева
- Адиля, расскажите, как началась ваша карьера.
- Мое увлечение фотографией началось с подросткового возраста. С детства я наблюдала, как мой папа с большим интересом делал фотографии нашей семьи, и потом, уже во взрослой жизни, мне захотелось создавать такие же воспоминания и для своего ребенка. В 2022 году я наконец приобрела профессиональный фотоаппарат. Это было сделано для себя, не с целью заработка. Однако после покупки я поняла, что профессиональная техника требует знаний, и прошла курс обучения. И как-то моя знакомая фотограф заметила, что у нас с ней одинаковые фотоаппараты, а она как раз планировала запускать обучение и предложила провести мне индивидуальное обучение в формате практики: пригласить семейную пару для съемки, чтобы отработать техники и приемы. По объявлению в соцсети мы нашли моделей – и заодно получили огласку. Отсюда-то все и пошло: заявки, обращения. Так аудитория моей наставницы оценила мою фотосессию, став и моей аудиторией тоже.
А открыть свою студию мне хотелось давно, еще до выбора новой профессии: я всегда любила проектировать интерьеры. И это удачно наложилось на выбранный мною род деятельности.
- В каком направлении вы сейчас работаете?
- В первую очередь меня привлекают семейные съемки, особенно с маленькими детьми. Когда родился мой ребенок, я искала фотографа для новорожденных (это направление называется «ньюборн»), но в нашем городе людей, работающих в этой сфере, оказалось мало. Именно тогда я решила, что могу и сама попробовать свои силы в этом направлении. Первые съемки были разными, но со временем стало понятно, что наибольшее вдохновение мне приносят именно съемки новорожденных и малышей до года. Такие фотосессии всегда проходят в особой атмосфере, я чувствую, что это именно то, чем мне хочется заниматься.
Конечно, есть у меня и индивидуальные съемки. А еще мне нравятся фотосессии с четким техническим заданием: когда ты понимаешь, чего хочет клиент, фотографии получаются самыми удачными.
- Расскажите про проекты, которые запомнились вам больше всего.
- У меня есть клиентка, она была вообще одной из первых, кто ко мне пришел, и так получалось, что я снимала ее бесплатно (она была моей активной подписчицей). Там царила особая энергетика. Мне, к своему удивлению, не пришлось прилагать чрезмерных усилий, клиентка тоже совершенно не волновалась, и съемка прошла легко. А кадры получились невероятными, я до сих пор использую их в своем портфолио.
- Какие ценности вы считаете основополагающими для себя?
- Мне важно выполнить свою работу так, чтобы клиент остался доволен результатом. Чтобы понять ожидания, я всегда прошу показать или описать примеры – даже если заказчики не уверены в своих предпочтениях, это помогает мне и им понять, какие снимки они хотят получить. Когда клиент сам не знает, чего хочет, результат может его не устроить. А так я могу запечатлеть те кадры, которые будут действительно соответствовать их мечтам.
- Бывают ли у вас творческие съемки? Откуда вы берете идеи?
- Конечно, и вдохновение я черпаю в основном в интернете – не в социальных сетях, где сейчас все однообразно, а на платформах для публикации фотографий и изображений. Это позволяет находить новые идеи и визуализировать задуманное. Считаю, что такие платформы важны каждому фотографу, ведь идеи буквально живут там. Даже хочется иногда распечатать понравившиеся кадры, чтобы не забыть о них и обязательно воплотить в будущем.
- Как вы оцениваете рынок фотографии в нашем городе?
- Он у нас, конечно, насыщен, фотографов сейчас много. Хотя на деле добиться успеха могут далеко не все, так как профессия требует серьезного труда и навыков.
Мой опыт общения с разными фотографами до того, как я сама пришла в эту сферу, доказал, что важно подбирать фотографа под конкретное мероприятие. И в нашем городе есть хорошие фотографы, но универсалов, которые могли бы одинаково качественно снимать и лайфстайл, и студийные фото, и семейные, и свадебные серии – не так много. На самом деле, много их и не должно быть: каждый развивается в своем направлении и фокусируется на стиле, который ему ближе, это правильно. Клиенты могут выбрать фотографа с конкретной специализацией, который точно сделает свою работу хорошо. А вот приглашение студийного фотографа на свадебную или лайфстайл-съемку только потому, что он делал отличные кадры в студии, может не оправдать ожидания.
- Нужно ли фотографу развивать личный бренд?
- Он нужен всем. Для фотографа личный бренд – это его имя. Мы редко используем псевдонимы, поэтому в нашей среде уже одна фамилия, известная в определенных кругах, говорит о многом: например, ты сразу понимаешь стиль, в котором работает тот или иной человек, тематику его съемок и востребованность у аудитории. Но и к этому надо прийти, и так получилось, что определяющим фактором, который формирует личный бренд, является мнение клиента. Поэтому основным вкладом в продвижение будет работа над качеством, чтобы заказчики положительно оценивали фотографии, делились ими, размещали в своих социальных сетях – ведь это лучшая рекомендация. А если работы фотографа не цепляют, то никакая реклама не поможет. Работать нужно на результат.
- Последний вопрос. О чем вы мечтаете как фотограф и как человек?
- Многие фотографы меня поймут: мне очень трудно отказывать клиентам в съемках, даже если их тематика не вполне соответствует моим предпочтениям. Например, я упоминала, что хотела бы больше снимать ньюборн, но когда ко мне приходят с запросом на другие форматы, мне все равно хочется удовлетворить клиентов и провести фотосессию для них. Мое желание сейчас – сфокусироваться именно на тех направлениях, которые мне интересны.
Я хотела бы состояться в своей профессии фотографа и воплотить свои дизайнерские и декоративные идеи у себя в студии. Ну и еще мечтаю построить свой дом. Такие вот простые человеческие цели.