Катерина Золотарь: «Одиночество - это возвращение к себе»
Подробности – в интервью Катерины Золотарь, руководителя лаборатории «Театр.Форма.Содержание».
- Катерина, расскажите об истории возникновения вашей театральной лаборатории.
- Еще когда мы с Владимиром только начинали работать в Ульяновском драмтеатре, я предложила его директору сделать историю под названием «театральные читки», - такие проекты сейчас реализуют во всех регионах, мы, например, в Омском ТЮЗе делали.
А после того, как наше сотрудничество с драмтеатром прекратилось, я просто обратилась к Павлу Солдатову с предложением продолжить читки уже в «Квартале», и нашим первым самостоятельным проектом в Ульяновске стала «новая драма» Патрика Марбера…
- Этого британского драматурга называют чуть ли не «новым Чеховым»…
- Собственно, с этой читки наш проект и начал жить, а потом я поняла, что у меня нет амбиций создать новый театр, нет, «Театр.Форма.Содержание» - это проектная площадка, нам интересны разные форматы – читки, дискуссии, семинары, лаборатории, подкасты… что угодно, в том числе и профессиональный театр. Да, мы работаем только с профессиональными режиссерами и с профессиональными актерами, это наша принципиальная позиция, которая, собственно, оправдывает цену на спектакли, достаточно высокую. Но она с потолка не берется.
- Любимым делом можно заработать на хлеб с маслом?
- Для понимания, - на таких театральных проектах деньги вообще не зарабатываются, это не коммерческая антреприза, против которой я, кстати, ничего не имею против, если она сделана не «на коленке».
Вы удивитесь, но у нас нет меценатов, никакой партнерской поддержки, хотя мы ее очень ждем. Но мы - на самокупаемости, и это моя личная гордость. В противном случае, все это было бы, скажем так, развлечение для себя, любимой. У нас никто не работает за просто так, – и актеры, и члены технической команды, задействованные в проекте, получают достаточно приличные гонорары. И это тоже одна из моих принципиальных позиций, - любая работа должна быть оплачена.
- Как думаете, почему в России стали пользоваться популярностью такие театральные проекты?
- Этот тренд я наблюдаю уже лет пять, а последние два года – особенно. Едва ли не в каждом городе возникает некая студия содружества актеров и режиссеров, обязательно профессиональных, которые, как мы, делают нечто подобное. Думаю, дело здесь в достаточно серьезной цензуре государственного театра, который к тому же всегда зажат в репертуарный план, то есть нужно делать что-то «для кассы», для публики разных возрастов, - элементарно, чтобы выживать и так далее.
Так что творческие люди в поисках самовыражения ищут разные пути, в том числе, на таких экспериментальных площадках, как наша.
- Как выяснилось, и зрителям это тоже нужно!
- Как бы это донести до руководства гостеатров…
Что касается театралов, - их в творческих лабораториях прельщает и профессионализм, и камерность: многие вещи воспринимаются по-другому, когда ты находишься от любимых актеров на расстоянии вытянутой руки.
Но – объективно! - не любой материал можно взять в камерное пространство, есть вещи, которые созданы только для большой сцены, требующие широких мазков, назовем это так, серьезной работы с художниками по свету, декораторами…
И хочу отметить, что театральная публика Ульяновска - очень-очень маленькая, приходишь в другие театры, - все те же узнаваемые лица.
Ульяновск (мне есть с чем сравнивать!) - один из тех городов, где на самом деле любят и ценят театр, но где почему-то нет единой театральной тусовки.
Между тем, развитие - всегда за объединением; когда Владимир Золотарь работал в Ульяновском драмтеатре (главным режиссером, прим. ред.), одним из направлений его театральной политики были совместные проекты, которые, собственно, и создают общую театральную среду, а по большому счету - приток зрителя.
Почему это сейчас не происходит в Ульяновске, - не знаю, может быть, нет лидера – инициативного, харизматичного….
- До сих пор нахожусь под впечатлением от просмотра провокационной, чувственной «Фрекён Жюли», в восторге и от игры актеров, и от режиссерских находок, и от самой пьесы, которая была написана шведским драматургом Стриндбергом аж в 1888 году, но и в наше время звучит очень актуально…На сегодняшний день – это безусловный хит вашей творческой лаборатории?
- Ну, у нас пока не так много постановок: со дня создания самостоятельного проекта, то есть с 8 апреля 2024 года и по сей день, мы 12 раз показали моноспектакль Анны Дулебовой «Говорит Москва», 8 раз – «Лошадку» с Ольгой Новицкой, в декабре у нас прошел пятый показ «Фрекён Жюли», и первая премьера этой зимы – «Цветаева. КаверВерсия».
Так что мы в самом начале своего пути.
А «Фрекён Жюли», пожалуй, можно назвать одной из самых успешных, приоткрою завесу тайны: идея этого проекта возникла давно, Владимир Золотарь и Дмитрий Аксенов планировали его реализовать еще на малой сцене драмтеатра, думаю, это была бы потрясающе крутая история для театра. Но не случилось. В нашей лаборатории мы выпустили «Фрекён Жюли» с другим актерским составом, и, как мне кажется, это только в плюс проекту.
Что касается материала, то сейчас огромное количество камерных пьес, особенно в современной драматургии. Я на эту тему недавно читала лекцию в Доме молодых.
- Возникает ли у вас сложность с подбором актеров?
- Вся сложность заключается только в их занятости на основном месте работы, вот что главное.
И еще. Мы работаем не со всеми, и - это тоже моя принципиальная позиция, – подбор актеров не зависит от каких-то личных амбиций – «нравится - не нравится», я в театре – уже лет 15, и этот момент давно переросла. Да, мне лично человек может не импонировать, мы с ним можем придерживаться разных целей по жизни, но если он для этого проекта идеален, я его позову, и если договоримся, - отлично, будем вместе работать, и никаких барьеров между нами не будет.
Все-таки «Театр.Форма.Содержание» - это же не только мой проект, без команды ничего бы не было. Без вовлеченности людей, без их интереса, их труда это все не состоялось бы, и сейчас уже сформирован относительно постоянный пул актеров, которые работают с нами.
Однако, когда театральная площадка делает упор только на одно имя - это тупиковая история, потому что все приедается, выхолащивается: все равно плюс-минус - это один набор подходов, приемов… Всегда нужно что-то новое. И вот 17 января 2025 года у нас состоится премьера спектакля «Дом, который построил Джек» режиссера Александрины Мерецкой, она не из Ульяновска, я видела ее работу, и это не то, к чему привыкла наша публика.
Актерский состав - Павел Солдатов и Юрий Черный, который еще не был задействован в наших проектах, он очень своеобразен в своем сценическом проживании. В общем, свежайший материал, чистой воды эксперимент, я, как продюсер, горжусь этим проектом.
- А выйти на сцену в качестве актрисы – не хотели бы?
- Нет, актер, - это профессия. Вот покривляться в рамках дружеских посиделок - это завсегда пожалуйста. А выйти на сцену и прожить жизнь персонажа, - этому надо учиться. Я точно также говорю про режиссуру, потому что вижу огромное количество людей, мнящих себя режиссерами, которые потом спотыкаются о самое простое и банальное, - правильно поставить задачу актеру. Просто сказать: ходи из кулисы в кулису, здесь руку поднимешь, здесь чуть громче скажешь, - это не режиссура, это… организация свадьбы.
- Сейчас главная площадка для ваших спектаклей – лофт-пространство «Квадраты», и вы разрешаете зрителям снимать видео, делать фото…
- Да, мы допускаем некую свободу, так, у нас можно выпить кофе или чай, даже есть барные места и диванчики с широкими подлокотниками, - специально для того, чтобы можно было поставить чашечку. Конечно, шуршать конфетками или причмокивать не нужно, мы все-таки не в ресторане, но глоток кофе во время спектакля, - почему нет?
- Наверное, вам часто задают вопрос: скучаете ли вы по большим театрам?
- Регулярно спрашивают, - мол, тебе, с твоими-то талантами, не «тесно» в проекте? Что я могу сказать… Наверное, плох тот солдат, который не мечтает, и мы всегда хотим чего-то большего. Кстати, из жизни моего супруга большая сцена никуда не исчезала, он работает в московских и питерских государственных театрах, в коммерческих антрепризах, и, думаю, так будет всегда: он - человек театра, и ему нужна эта работа «в долгую»…
И в моей жизни были и большие сцены, и большие театры, и я уверена, что они еще будут, никуда не денутся. Просто все зависит от того, чего ты сам в данный момент времени хочешь. Мне очень нравится Ульяновск, и я рада, что в свое время мы приняли решение переехать сюда из Москвы. В Ульяновске, - несмотря на то, что это небольшой город, - больше жизни, мне здесь уютно и комфортно, и я для себя здесь еще не достигла «потолка». Как только пойму, что роста больше нет, то, наверное, что-то поменяю в своей жизни. Пока же мне просто интересно все, что со мной сейчас происходит.
- Катерина, а вам какая тезка ближе, - героиня Островского или Меньшова?
- Я сама себе героиня! Моя мама всегда говорила: не создавай себе кумира и сама не стремись окружать себя «паствой», это все одинаково плохо. Будь собой со всеми своими минусами, ошибками.
- Фанни Ардан однажды сказала, что «искусство как жидкость в сосуде, оно заполняет в человеке то пространство, которое покинула любовь». Но, очевидно, что не всегда талантливому человеку полезно быть одиноким?
- Думаю, у любого режиссера, который выбирает материал, стоит проработка какой-то травмы, это надо понимать. Не всегда это происходит «в лоб», порой весьма опосредованно, - когда ты начинаешь чем-то заниматься, когда тебе больно и надо о чем-то рассказать.
А одиночество - это классно, люблю быть одной, потому что я – интроверт, какую бы социально активную жизнь не вела. Все время говорю, что я - вынужденный экстраверт, и те люди, которые со мной близко знакомы, понимают, что я запросто могу уйти «в небытие» на неделю, и со мной это происходит достаточно часто. Лучшая подзарядка для меня - мой дом, книги, мой муж, сын, моя мама, которая рядом со мной, и это здорово. Мы всегда можем с ней погулять или просто о чем-то поболтать. Одиночество, если не делать из него культа, это возвращение к себе, которое просто необходимо, когда ты долго-долго «загоняешься». Думаю, вам это знакомо.
- Еще как знакомо. А что бы вы себе самой пожелали?
- Мой самостоятельный путь начался полтора года назад, когда я совершенно случайно пообщалась с очень, как оказалось, знаковым и важным для меня человеком, умнейшим театральном критикам, который сказал, что в жизни каждого наступает такой момент, когда нужно с самим собой честно поговорить, самому себе задать вопрос: что ты можешь и умеешь, а что нет, и, самое главное, честно на него ответить. И после этого разговора все само и случилось. И я сама на эти вопросы ответила. Так что сейчас, наверное, единственное, что я могу самой себе пожелать, это: продолжай идти дальше. Всё.
Фото: Татьяна Задорожняя, из архива Катерины Золотарь