Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Рекорд на таблетках от грусти. Психиатр – о новом must-have

Россияне потратили почти 3 млрд рублей на антидепрессанты за два месяца – рекорд за пять лет. За объяснением этого феномена мы обратились к врачу-психиатру, наркологу, ассистенту кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Егору Батыреву.

Фото из архива Егора Батырева

- Егор Игоревич, откуда, на ваш взгляд, взялась такая популярность препаратов от депрессии?

- Существует несколько достаточно объективных объяснений данному феномену.

Во-первых, в связи с увеличением общего уровня психообразования среди врачей и населения за последнее время произошла переоценка роли психического здоровья. Если ранее человек рассматривался только как совокупность органов: сердца, желудка, печени, то сейчас формируется понимание, что психика – это не менее важный орган, который также может страдать и болеть. Кроме того, развитие психонейроиммунологии постепенно раскрывает роль психических процессов в формировании привычных нам заболеваний.

Какое-то время назад «избитая» фраза, что «все болезни от нервов» воспринималась, как попытка оправдать несостоятельность врача, который не может правильно поставить диагноз и подобрать лечение. Сейчас же находится все большее количество доказательств влияния нейромедиаторов головного мозга на иммунитет и состояние внутренних органов. Все это привило к тому, что у врачей меняется взгляд на лечение самых рутинных хронических заболеваний – гастрит, сахарный диабет, остеохондроз и т.д. Терапия антидепрессантами многих патологий приводит к существенному улучшению качества жизни пациентов и формирует достаточно стойкие ремиссии.

Вторая причина заключается в том, что в медицинском сообществе стран постсоветсткого пространства произошел пересмотр такого диагноза, как вегето-сосудистая дистония. 15 лет назад, когда я еще был студентом и работал на «скорой помощи», мы каждый день выезжали на вызов к молодым пациентам, которые жаловались на боли в груди, чувство нехватки воздуха и ощущение того, что могут умереть. Таким пациентам мы рекомендовали обращаться к неврологам, которые выписывали витамины и легкие успокоительные. Сейчас наконец-то врачи поняли, что этот диагноз называется «паническое расстройство» и должен лечиться с помощью психотерапии и антидепрессантов, иначе данная категория людей станет «вечными» пациентами терапевтов, кардиологов и неврологов.

Третья причина не менее очевидная – рост информационного влияния вызывает перегрузку нервной системы. Из-за обилия гаджетов и невозможности «скрыться» от информационного поля происходит регулярное интенсивное воздействие на психику и нервную систему. Появляются такие новые феномены, как «думскроллинг» - состояние, при котором люди без конца листают новостные ленты с негативными новостями.

Четвертая причина – масштабные геополитические события последних пяти лет. Так, к примеру, когда началась пандемия коронавируса, наша кафедра психиатрии и медицинской психологии РУДН проводила масштабное исследование, посвящённое изучению выраженности психопатологической симптоматики среди людей, находившихся на самоизоляции. Результаты показали, что выраженности этих симптомов была сопоставима с симптомами военных, которые вернулись с войны в Афганистане!

- Что, на ваш взгляд может повысить стрессоустойчивость и снизить уровень тревожности?

- Существует несколько универсальных рекомендаций, которые могут повысить общий уровень стрессоустойчивости. Первое, что должен сделать для себя каждый взрослый человек, - это закрыть экзистенциальные вопросы – преодолеть страх смерти, одиночества, свободы (или ее отсутствия) и потери смысла. Доказано, что закрытие данных фундаментальных вопросов помогает ощутимо снизить уровень невротизации.

Второе – это привычка периодического проведения «информационного детокса», то есть введение самозапрета на доступ в интернет, особенно в социальные сети. Также следует пересмотреть группы в социальных сетях, в которых состоит человек. Если информация в этих группах вызывает преимущественно негативные эмоции, то от них следует отказаться.

Третье – нормализация сна. Если мозг не успевает отдохнуть и «перезагрузиться», то большинство противострессовых мероприятий практически не имеют смысла. Мозг – это орган с самым большим количеством потребляемой энергии. Если он работает на предельных мощностях, то это приводит к истощению всего организма.

Четвертое – постараться стать максимально честным с самим собой. Интропсихические конфликты (и как следствие – неврозы) возникают тогда, когда происходит внутренний дисбаланс между тем, что человек хочет делать и не делает, и, соответственно, наоборот. Гармонизация действий и желаний является целью любой психотерапии. Замечательно, если человек может сделать это самостоятельно.

- Когда методы самопомощи работают, а когда без специалиста не обойтись?

Существуют четкие критерии, когда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Стоит помнить, что реакция стресса и горя продолжительностью до одного года (в зависимости от интенсивности причины стресса) считается нормальным явлением. Если стресс затянулся более чем на год, то необходимо обратиться за помощью.

Еще одна объективная причина – это нарушение сна в течение одного месяца. Бессонница – наиболее яркий симптом депрессивных расстройств. Нужно обратить внимание на динамику своего состояния: если в утренние часы состояние хуже, чем в вечернее время, то также не стоит откладывать посещение. Отмечу, что злоупотребление алкоголем является самым очевидным поводом для терапии.

Ну и более объективный повод для начала лечения – это высокий уровень показателей психометрических шкал. Существует множество онлайн-сервисов, где можно пройти психологические тесты и сразу же получить результат. В качестве самодиагностики я бы рекомендовал пройти эти два теста: шкала депрессии Бека и шкала тревожности Бека. В конце теста вы получаете результат соответствия вашего состояния легкому, среднему или тяжелому уровню депрессии и тревожности. Если уровень средний и выше, то необходимо незамедлительно обратиться за профессиональной помощью!