Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

В Ульяновской области - взрывной рост спроса на стоматологические услуги

Т-Бизнес в рамках аналитического проекта T-Data оценил результаты предпринимательской активности в физических точках продаж за 2024 год. Эксперты проанализировали изменения числа покупок, среднего чека и оборота бизнеса, а также оценили влияние сезонных факторов, региональных различий и дополнительных способов приема платежей на динамику продаж.

Фото: freepik

Итог 2024 года подтвердил смещение потребительских приоритетов в сторону здоровья, услуг и развлечений, при этом базовые потребности (продукты, общепит) остаются драйверами рынка. Рост мультиканальных платежей и региональная диверсификация указывают на адаптацию бизнеса к новым экономическим реалиям.

Ульяновская область отличилась взрывным ростом покупательского спроса на стоматологию, также в нашем регионе заметнее, чем в целом по стране увеличился средний чек в сегменте автоуслуг.

Ключевые тренды 2024 года

Общий рост офлайн-торговли

- Обороты розничных точек продаж в сравнении с 2023 годом выросли на 11%, количество покупок — на 5%;

- 60% предпринимателей использовали минимум два способа приема платежей (терминалы, QR-коды, Pay to phone).

- Лидеры по мультиканальности: бары (84%), цветочные (76%) и продуктовые магазины (72%).

Доминирование супермаркетов и общепита

- Супермаркеты обеспечили 56% транзакций и 40% общего оборота в розничных точках продаж. Их выручка выросла на 14%, средний чек — до 483 ₽ (+8%).

- Общепит занял 19% покупок и 15% оборота. Оборот сектора увеличился на 12%, средний чек — до 510 ₽ (+9%).

Лидеры роста по отраслям

- Стоматологии: +26% к обороту. Число транзакций увеличилось на 15% год к году.

- Автоуслуги: +24%. Пик спроса пришелся на межсезонье (март-апрель, октябрь-ноябрь).

- Кинотеатры: +23%, благодаря популярности российского кино.

- Цветы и ювелирные изделия: +22% и +21% соответственно. В ювелирном сегменте средний чек вырос на 19% (до 7 692 ₽).

Региональные особенности

➜ Супермаркеты: Максимальный рост числа покупок — в Адыгее (+13%), Липецкой и Тульской областях (+11%).

➜ Общепит: Калмыкия лидирует по росту оборотов (+37%) и среднего чека (+14%).

➜ Кинотеатры: Краснодарский край показал рост на 75%.В Костромской области средний чек подскочил на 26%, достигнув 748 ₽.

➜ Цветочные магазины. Лидер по росту среднего чека этой категории в стране стала Республика Калмыкия (+32%).

➜ Ювелирные магазины. В ТОП-3 регионов-лидеров по оборотам вошли Оренбургская область (+43%), Республика Марий Эл (+38%), Амурская область (+35%).

➜ Стоматологии: Среди регионов по росту оборотов лидируют Брянская (+54%), Смоленская (+53%) и Пензенская (+51%) области. Наибольший потребительский спрос на стоматологию по количеству покупок отмечен в Республике Калмыкия (+54%), Ульяновской области (+50%) и Пермском крае (+45%).

➜ Автоуслуги: В Республике Калмыкия обороты выросли на 43%, а средний чек в Орловской области — на 24%. В Ульяновской области средний чек в сегменте автоуслуг увеличился на 17% (с 1 773 до 2 081 ₽).


Илья Иванинский
директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт компании «Яков и партнеры»

- В современных условиях разные категории розничного бизнеса в офлайне сталкиваются с различной динамикой числа покупок, среднего чека и оборотов. Это связано с несколькими факторами.

Первый из них — экономический рост и связанный с ним рост доходов населения. Так, в частности, в III квартале 2024 года реальные располагаемые доходы населения России выросли на 9,4% в годовом выражении. Вполне логично, что часть доходов население тратит „на себя“. Пример таких трат — платная стоматология.

Второй фактор — изменение цен. Инфляция неравномерно распределена по категориям товаров, что можно наблюдать по динамике средних чеков.

И наконец, мы наблюдаем изменение потребительских предпочтений. Это видно на примере категории спорттоваров, в которой упали и средний чек, и число покупок, и обороты бизнеса. Так же и в категории одежды и обуви мы видим падение числа покупок при росте среднего чека. Это может говорить о том, что спорттовары, одежда и обувь не попадают в категорию трат „на себя“, как, например, салоны красоты. То есть растущие цены подталкивают людей отложить покупки. Схожая динамика наблюдается в категории стройматериалов, где к росту цен примешивается влияние высоких процентных ставок, что также побуждает людей отложить несрочные траты.


Софья Донец
главный экономист Т-Инвестиций

- По результатам прошлого года видно, что структура рынка офлайн-розницы меняется. На это влияет рост цен, который в одних категориях провоцирует вынужденный рост, а в других — действительно позитивные изменения, подстегнувшие потребительский спрос.

Например, на стоимости стоматологических услуг сказывается повышение цен на импортные комплектующие. То же самое происходит в категории автоуслуг, где сокращение доступа к европейским автомобилям и запчастям для них вынуждает автовладельцев чаще ремонтировать имеющиеся авто, и платят они за это больше. Рост в категории „Кино“, наоборот, обусловлен тем, что кинотеатры наполнились качественным контентом российского производства. На позитивные показатели в ювелирных магазинах влияет удорожание драгметаллов. Они получили двойную поддержку на рынке как за счет валютной составляющей в ценах на ювелирные изделия, так и глобального повышения стоимости драгметаллов как инвестиционного продукта.

Падение продаж в категориях спорттоваров, книг, электроники и одежды, прежде всего, связано с продолжающимся уходом бизнеса из офлайна в онлайн, что в конечном итоге хорошо как для потребителя, так и для бизнеса, который экономит средства за счет торговли через цифровые платформы. При этом по структуре потребления видно, что россияне продолжают покупать товары в этих категориях, несмотря на рост цен.