Хочу отметить главное – любой подобный проектный опыт бесценен. Вопрос лишь в том, как его потом применять.
От провала к успеху: как справиться с кризисом в проекте?
Не паниковать!
Для начала оглянемся на общую статистику по проектам:
• 30-40% проектов завершаются успешно, то есть в срок, в рамках бюджета и с соблюдением всех требований к качеству;
• в некоторых отраслях (например, в IT) уровень успешности проектов может быть ниже, достигая лишь 20-25%;
• около 60-70% проектов сталкиваются с проблемами, которые могут привести к их частичному или полному провалу;
• примерно 25-30% проектов завершаются неудачей, что означает, что они не достигают своих целей или полностью останавливаются.
Статистика успеха и провала проектов, которую я привожу, основана на обобщенных данных из различных исследований, отчетов и публикаций в области управления проектами. Вот некоторые из основных источников, на которые часто ссылаются при обсуждении этой темы: Standish Group – CHAOS Report, Project Management Institute (PMI), Harvard Business Review, McKinsey Company.
Как понять, что проект зашел в тупик?
Проверить ключевые показатели: бюджет, сроки, результат. Если три этих критерия находятся без должного контроля длительное время – вы на скоростной трассе: конечным пунктом назначения будет кризис.
Кризис может быть вызван внутренними причинами. Например, если руководитель проекта (не важно, с чьей стороны) не обратил внимание на важные детали, не разобрался с последствиями своих действий, вовремя не внедрил необходимые изменения.
Часто в проектах, которые я встречаю, ответственные лица со стороны клиента просто не хотят разбираться в нюансах и вникать в изменения, отдавая на откуп продумывание бизнес-процессов разработчикам. В итоге в большинстве таких случаев оказывается, что результат совсем не тот, который был запланирован на старте, и он не устраивает принимающую сторону. Зачастую есть и психологическая сложность: люди сопротивляются изменениям, ведь у них рушится привычный мир, а тут еще и требуется активно участвовать самим в этапах перестройки.
Когда стартует новый проект, люди, ответственные со стороны бизнеса за него, всегда получают от меня важную рекомендацию – продумать систему мотивации и стимуляции для команды проекта. Если этого не сделать, то команда остается незаинтересованной в изменениях. Итог всегда печален: бюджет потрачен, сроки прошли, цель владельца компании не достигнута.
Поддают жару еще и внешние причины: пандемия, экономический кризис, события февраля и сентября 2022-го, введение маркировки, уход из России иностранного программного обеспечения (например, SAP), кроме того, владельцы крупных компаний всегда под пристальным наблюдением государства.
Когда я проходила повышение квалификации в Международной Ассоциации Бизнес-ТРИЗ (IBTA), то общалась с коллегами со всего мира. Их всегда искренне удивляла способность российского бизнеса уметь планировать в условиях постоянной нестабильности рынка России. Но для нас, российских бизнесменов, вопрос всегда состоит только в том, научились ли мы справляться с этой нестабильностью, готовы ли мы быстро и оперативно перестраивать процессы своих компаний под внешние изменения. Ведь любой проект – по сути, это тот же процесс внедрения изменений.
Последствия кризиса всегда неприятны, но нужно быть готовыми к любому исходу. Как правило, в период турбулентности компании сталкиваются с репутационными проблемами, HR-издержками, финансовыми убытками. Поэтому по возможности лучше видимые риски продумать и предусмотреть еще на этапе планирования проекта.
Алгоритм выхода из кризиса проекта
Кризисный режим конечен, и подходить к нему важно как к проекту: определить дедлайны, составить план, поставить цели и действовать. Когда дедлайн наступил, независимо от того, достигнута ли цель, следует остановиться, оценить результаты и принять следующие необходимые шаги:
1. Назначить ответственного
Нужен новый внешний антикризисный руководитель проекта, с опытом работы в экстремальном режиме. Важно умение и опыт быстро и четко погрузиться в состояние проекта, определить возможные варианты выхода из ситуации и условия их прохождения. Дальше принимается решение плана А, B и С.
2. Определить цели
Кризис – это всего лишь этап. Важно определить границы этого этапа и зафиксировать ответы на вопросы: по каким признакам, критериям, показателям можно понять, что ситуация стабилизировалась? При соблюдении каких условий будет понятно, что проект вышел из кризиса и можно возвращаться в обычный рабочий режим?
3. Сконцентрироваться на проблеме
Управленцы тоже люди. И стандартная реакция большинства управленцев – найти виноватых и принять меры. Это дает ощущение личной эффективности, но не является продуктивным в текущий момент, так как решение самой проблемы отодвигается на второй план. В кризисный этап важно сначала «потушить пожар» и только потом бороться с причинами «возгорания».
4. Составить план действий
Антикризисный управленец не делает все сам, он, по сути, руководитель штаба по экстремальным ситуациям: ставит задачи, понимает, кто их будет решать в его команде. Важно не усложнять, не бюрократизировать, рисуя идеальную диаграмму Ганта. По решению каждой проблемы составляется план действий, в котором прописаны задачи, зависимости, сроки и ответственные. Скорость решений, готовность тут же переключиться на резервный план – вот что самое важное на текущем этапе.
5. Сохранить единое поле для коммуникаций
На этом этапе делается оценка состояния текущей команды участников, вносится необходимая корректировка и проводятся переговоры с каждым участником.
После этого согласовывается новый состав команды (с обеих сторон). Важно определить, кто будет получать информацию о кризисном проекте, в каком виде и как часто, и выделить в календаре время для встреч, на которых можно сверяться по статусам решения задач. Это возможность для команды находиться в едином общем контексте, прозрачно понимать цели и действия.
Это позволяет также укрепить доверие в команде – именно оно страдает в первую очередь, когда случается кризис.
6. Измерять результаты
В кризис важно постоянно фокусироваться на достижении цели. Людям нужны маленькие победоносные точки, когда можно сказать: у нас получилось!
7. Рефлексировать
Рефлексия – это больно, но необходимо. Важно на уровне компании выстраивать такую систему, когда люди не боятся думать, делать выводы, делиться результатами даже своих провалов. Определив точки, которые привели к кризису, вы получаете ценностный опыт, который вы уже вряд ли забудете и на который всегда сможете опереться в будущем.
Рождение антикризисного руководителя проектов
Антикризисными управленцами становятся люди, которые прошли непростые для себя времена. Это экстренные ситуации, когда нужно четко и быстро принять решение, это условия высокого стресса и умение работать в нем, это принятие ответственности, умение быстро увидеть возможные варианты решения и, если они не привели к результату, перейти к варианту В, С. Крайне важным является и умение понять и договориться с новыми людьми, командой клиента, проектной командой, владельцами с обеих сторон.
Как найти того самого человека, который спасет вас и ваш бизнес? На этот вопрос нет ответа, но один из обратившихся ко мне за помощью в кризисной ситуации конкурентов предположил, что ему это подсказал ангел-хранитель.
Я решила, что об этом проекте нужно обязательно рассказать – чтобы люди, столкнувшиеся с похожей проблемой, знали, что решение есть. Понятно, что говорить о провальных проектах не все любят, поэтому рассмотрю этапы решения ситуации без раскрытия данных участников.
И если вы прямо сейчас ищете выход из кризисной ситуации вашего бизнеса – обращайтесь, будем искать вместе!
Следите за новостями по ссылке.