Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Екатерина Фридман: «Тратить жизнь на нелюбимое дело – не для меня»

Гость номера – Екатерина Фридман, руководитель «Юридической фирмы Екатерины Фридман»

Фото А. Лиясова

Екатерина Вячеславовна Фридман родилась в г. Новоульяновске в 1987 году.
Предприниматель, основатель юридической компании.

– Екатерина, почему вы выбрали юриспруденцию?

– Я, мои родители, мое окружение – все мы выросли в условиях, где люди попросту не знают своих прав. Это не наша вина – просто так сложилось: пока проблем нет, закон кажется чем-то далеким. Но когда случается беда, сразу возникает вопрос: «Что делать?». В жизни мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, где требовалась помощь юриста. Так все и сложилось: мой опыт, окружение, желание приносить пользу. Всегда хотела прожить жизнь, принося пользу обществу, окружающей среде. И когда я познакомилась с 127-ФЗ (Закон о банкротстве физических лиц), поняла: вот то, чем я хочу заниматься.
Поэтому я создала продукт, который помогает людям пройти процедуру банкротства. Жить в страхе, под гнетом долгов не просто тяжело, а невыносимо. Наше направление деятельности дает шанс людям начать жизнь с чистого листа – законно, прозрачно и без страха.

– С детства знали, что однажды станете юристом?


– Нет, это не мой случай. Я выросла в нулевых, денег у населения тогда не было, все, кто хотел заработать, шли в торговлю. Вот и я больше 16 лет работала в коммерции, но со временем поняла: я переросла эту сферу. Стало ясно: чтобы расти дальше, нужно либо уезжать, либо искать новое направление. А я не хотела покидать родной город.

Мне предложили возглавить филиал юридической компании. Я собрала команду, погрузилась в работу – и за несколько лет мы провели тысячи банкротных дел. Консультаций и вовсе не счесть. Это был глоток свободы: наконец-то заниматься тем, что действительно важно. В 2023 году я открыла свою компанию, собрала самых лучших ребят и сейчас мы задаем новые темпы, качество и скорость.

– Почему выбрали именно это направление? У вас самой были финансовые трудности? Проходили ли через банкротство сами?

– Финансовые проблемы – одно из самых тяжелых испытаний в жизни человека. Что может сломать больше, чем прессинг коллекторов и долговая яма?..
Мой личный опыт связан с банальной ситуацией, случившейся много лет назад. Я погасила кредит в одном из банков, взяла справку о задолженности, внесла платеж – казалось бы, все. Но через полгода мне позвонили: якобы не хватило одной тысячи рублей. Я пыталась разобраться. Помню, как пришла на консультацию и поинтересовалась: «Есть ли у нас банкротство?». Мне ответили: «Нет, это не работает». Юрист просто развел руками – никаких внятных объяснений, вариантов решения. Ушла с ощущением полной беспомощности, все выплатила, благо сумма была небольшой. Но осадок остался, и мне захотелось доказать свою правоту: у меня же были все документы! Именно тогда, наверное, во мне и зародилось это понимание: людям нужно реальное решение, поддержка, иногда просто доброе слово. Когда видишь, как человек буквально возрождается после списания долгов – понимаешь, что все сложилось не случайно. Поэтому мне обидно, что в этом бизнесе есть люди, которые кидают тень на все направление.

– Как отличить добросовестного исполнителя от настоящего мошенника?

– Крайне сложно! Мошенники мастерски говорят именно то, что хочет услышать отчаявшийся человек. Они дают надежду, утаивая про формирование конкурсной массы, реализацию имущества.
Банкротство подразумевает реализацию имущества. Если клиент все равно настаивает, мы подробно расписываем все этапы торгов и возможные риски. Но никогда не обещаем невозможного.
А мошенники? Они уверяют: «Все будет хорошо! Все сохраним». А когда наступает момент реализации, просто разводят руками: «Так решил суд». Перекладывают ответственность, хотя изначально знали исход.
Если вам обещают сохранить все имущество – звоните в другие организации, собирайте мнения и практику разных компаний, и уже потом делайте вывод. Помните, что банкротство нельзя отменить, даже если вас обманули. Не оплачивайте услугу «мимо кассы» – это грозит необратимыми последствиями.

– Какова ситуация на рынке банкротства сейчас?

– Благодаря тому, что тема стала обсуждаться открыто, люди стали реагировать на финансовые трудности быстрее. Мы уже работаем не только с «горящими» случаями, но и профилактически: клиенты понимают, что если что-то пойдет не так, у них есть законный выход. Сейчас банкротство перестало быть клеймом. Теперь это просто инструмент, перезагрузка, возможность начать свою финансовую жизнь с чистого листа.

– Есть ли предел в профессии, который вы хотели бы достичь?

– Недавно решила открыть офис в Москве, хотя казалось, что пора «успокоиться». Мною движет расширение судебной практики, хотя она и так у нас впечатляющая, а также развитие сотрудников. Как локомотив – только вперед, хотя мы и сейчас работаем по всей России. Однако знаю цену больших объемов. Если рост компании ухудшит качество моей жизни – откажусь. Не все можно купить или заработать.

– Вы говорили, что, возможно, когда-нибудь закредитованность уменьшится. Чем тогда будете заниматься?

– Мне очень нравится недвижимость, я уже занималась этим раньше. У меня есть клиенты в Ульяновске, которые покупают недвижимость за границей – это мне особенно интересно. Мы до сих пор поддерживаем с ними связь. Возможно, уже в этом году вернусь к этой сфере, но сейчас все внимание сосредоточено на развитии юридической компании.

Очень нравится торговля. До сих пор, когда захожу в магазин и вижу плохой мерч, неправильную высоту полок, руки чешутся все переделать. Мне хотелось бы иметь свой бренд одежды. В 2019 году я участвовала в проекте «Мама-предприниматель» с одеждой для беременных и кормящих. Придумывала модели, дизайн и т.д., возможно, открою такой бутик у нас.
Но я буду заниматься только тем, что мне действительно нравится, и тем, что нужно людям. Если бизнес приносит пользу, удовольствие и доход – это идеально. Тратить жизнь на нелюбимое дело – нет, спасибо, это не для меня.

– Как не допустить критической ситуации с собственными финансами?

– Главное – учиться. Не просто обращаться за советами, а осваивать финансовую грамотность самостоятельно. Я сама все еще учусь и хочу передать эти знания своему сыну. Важно, чтобы он четко понимал: доход – это не просто зарплата. Доход – это то, что остается после вычета всех обязательных расходов: жилья, еды, транспорта, коммунальных платежей. Именно эта разница между поступлениями и тратами – реальный доход, которым можно распоряжаться. Недавно по радио услышала совет: перед оформлением автокредита рассчитайте финансовую нагрузку. Хорошо, что об этом стали говорить!
Прежде чем брать кредит, подумайте: как вы будете с ним жить? Да, год назад зарплата в 50 тысяч казалась достаточной, но все дорожает, а доходы растут не всегда. Если финансовая нагрузка увеличивается, а зарплата остается прежней – выплаты по кредиту станут непосильными. Не стоит залезать в долги ради сиюминутных желаний.

– У вас есть свои приемы эффективного ведения бюджета?

– Я пять раз говорю себе «нет». Могу годами чего-то хотеть, но не покупать. У меня нет спонтанных трат. Покупка – это хоть и маленький, но выброс дофамина, как женщина я склонна к желанию купить новое платье. Но не зависаю на маркетплейсах. Меня они раздражают, особенно после появления возможности частичной оплаты. Многие не понимают, что, покупая товары в рассрочку у микрофинансовых организаций, они портят кредитную историю, – потом можно запросто не получить долгожданное одобрение по ипотеке.
Я умею отказывать себе. Например, не стану брать кредит на отпуск. Зачем? Если не могу себе позволить – значит, не могу. Вижу людей, которые живут напоказ, а потом у них нет даже на первый платеж за юридическое сопровождение. Это ужасно. Лучше быть, чем казаться.

– Как вы сейчас совершаете покупки?

– Предпочитаю обычные магазины – мне нравится пройтись, посмотреть, я не выбираю долго. Одежду покупаю в наших ТЦ и в наших же магазинах, поддерживаю наших предпринимателей, обувь – в одном проверенном месте. Лучше увидеть вещь вживую: так и импульсивных покупок меньше.

– На что чаще всего хочется потратиться?

– На спорт и впечатления. Теннис, конный клуб, горные лыжи, хорошая ракетка для сына, новая форма и т.д. Раньше тратилась на мелочи – теперь это кажется захламлением. Лучше вложиться в поездки – это часть образования, неоценимое расширение кругозора.
Вот недавно с сыном смотрели «Возвращение попугая Кеши», и в сцене с морвокзалом в Сочи он радостно кричал: «Мама, смотри, мы тут были!». Вот оно, настоящее. Не горы игрушек или брендовая одежда, а простые радости: прокатиться на самокате по ВДНХ, прогуляться у моря…

– Какие места запомнились больше всего?

– Дагестан. Бывала и за границей, но он перевернул все. После той поездки я поняла: пора двигаться дальше, к своим целям. Это мое самое яркое путешествие.
Еще обожаю Сочи. Удобно: из Ульяновска прямые рейсы, можно съездить в выходные. Мы просто гуляем, дышим, наслаждаемся простой жизнью. Рада, что у современных детей есть такие возможности. При этом отели «все включено» больше не привлекают. Самые простые поездки – самые ценные.

– Вы сказали, что у вас была возможность уехать, но вы решили остаться на родине. Откуда такая любовь к Ульяновску?

– Любовь к Ульяновску пришла не сразу. Были времена, о которых даже вспоминать страшно, настолько здесь было бесперспективно жить. Но сейчас я вижу, как меняется город, и отношение к Ульяновску стало совсем другим.
Раньше поездка «за Волгу» была целым событием. А сегодня мой сын спокойно спрашивает: «Мам, может, поедем в горы или на море?». Мы можем путешествовать, но возвращаться хотим сюда – в наш уютный, спокойный город.
Я поездила по России и точно знаю: Ульяновск – особенный. Раньше казалось, что для успеха нужно уезжать – так сделали многие. Я тоже могла, но сейчас мне нравится наш маленький мирок. Нравится, как город преображается. Вижу и свою роль в этом: создавать рабочие места, платить достойные зарплаты, делать жизнь вокруг себя лучше. Так что да, я сознательно выбрала Ульяновск. Не потому, что не смогла уехать, а потому что нашла здесь свой формат счастья, комфорт, смысл жизни в возможности что-то менять.

– На прошедшем в феврале финале региональной премии «Бренд года», номинантом которого вы являлись, вашим «+1» был отец. Почему именно такой выбор?

– Когда я возглавила филиал, все свое время я посвятила работе, все свое время, а мои родители дали мне возможность не чувствовать вину за командировки, окружив Олега заботой и любовью. Мой отец оставался с ним, когда ему было всего 2 годика, я помню первую ночь, когда ночевала без Олега. Моя мама посвящает внукам всю себя, с самого их рождения. Смотря на нашу жизнь, пусть они знают – они все сделали правильно.

– Давайте поговорим о сыне – втором важном человеке в вашей жизни. Какие вкладываете в него надежды?

– Обожаю за ним наблюдать. Он совсем другой, но в нем наши с мужем черты. Он бывает в моем офисе, слышит обсуждения, задает вопросы, и мне это очень нравится. Иногда присутствует на переговорах, иногда мешает – но это часть обучения.
Конечно, я представляю его блестящим выпускником, например МГИМО. Он уже спрашивает: «Если тебя не станет – все рухнет?». Отвечаю: «Нет. Ты справишься, я тебя научу».
Хочу научить его главному: двигаться от неудачи к неудаче, но не сдаваться, уметь работать с людьми, брать на себя ответственность и т.д. У него больше возможностей, чем было у меня.
Дети – самый приятный, долгосрочный «проект»: ты отдаешь все, всего себя, все свои знания. Но баловать не стоит. Он дисциплинирован, никогда не капризничал, знал – со мной можно только договориться. Важно духовное воспитание: мы ходим в синагогу, есть законы жизни, и я хочу, чтобы он их знал.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: