Бизнес раскритиковал законопроект о платформенной экономике
Фото: freepik
В начале июля ведущие бизнес-ассоциации, включая АКОРТ, РАТЭК и Союз потребителей, направили два письма представителям власти с критикой законопроекта о платформенной экономике. Документ, разработанный по поручению премьер-министра Михаила Мишустина, регулирует деятельность маркетплейсов и сервисов доставки. Однако бизнес жалуется, что ключевые предложения, согласованные на рабочих группах, в финальную версию не вошли.
Контекст и текущий статус законопроекта
Законопроект о регулировании платформенной экономики, разработанный Минэкономразвития по поручению премьер-министра Михаила Мишустина, уже принят Госдумой в первом чтении 9 июля 2025 года . Документ направлен на регулирование деятельности цифровых посреднических платформ, включая маркетплейсы (Wildberries, Ozon) и сервисы заказа товаров и услуг ("Яндекс", "Самокат", Avito) . Однако его финальная версия вызвала резкую критику со стороны ведущих бизнес-ассоциаций.
Объем российского рынка онлайн-торговли в 2024 году достиг 9 трлн рублей, а количество оформленных заказов превысило 6 млрд. На платформах работает более миллиона продавцов, 80% из которых представляют малый и средний бизнес. Эти цифры подчеркивают важность сбалансированного регулирования этого быстрорастущего сектора.
Основные претензии бизнес-сообщества
1. Неэффективная борьба с контрафактом
Бизнес-ассоциации (АКОРТ, РАТЭК, "Русбренд", Союз потребителей и другие) отмечают, что законопроект не содержит действенных механизмов противодействия контрафактной продукции . Ранее обсуждалось создание личных кабинетов для правообладателей, где они могли бы отслеживать нарушения и жаловаться на подделки, но эти предложения не вошли в финальный текст документа .
2. Проблемы системы штрафов
Представители бизнеса критикуют предложенную систему штрафов за нарушения, где все проступки оцениваются одинаково, независимо от их тяжести . Это создает ситуацию, когда для крупных маркетплейсов нарушение закона может быть экономически выгоднее, чем его соблюдение . Бизнес предлагал ввести:
- Оборотные штрафы (процент от оборота)
- Учет повторных нарушений
- Дифференциацию санкций по степени тяжести
3. Непрозрачность алгоритмов и ценовой политики
Из текста законопроекта исчезли важные нормы о:
- Прозрачности алгоритмов ранжирования товаров
- Запрете приоритезации собственных товаров платформ
- Защите продавцов от вмешательства маркетплейсов в их ценовую политику
Это создает риски рыночного дисбаланса и недобросовестной конкуренции, когда платформы могут искусственно продвигать свои товары в ущерб независимым продавцам .
4. Отложенные сроки вступления в силу
Закон должен вступить в силу только в марте 2027 года, что, по мнению бизнеса, противоречит поручению президента о срочном введении регулирования . Такой длительный переходный период оставляет существующие проблемы без решения еще на два года.
В Минэкономразвития заявили, что часть предложений бизнеса, в том числе от традиционного ретейла, была учтена, включая:
- Запрет на искажение пользовательской сортировки товаров
- Запрет на одностороннее снижение цен платформой
- Требование о прозрачном отражении условий скидок в договорах.
Пакет законопроектов уже поддержан правительством и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Законопроект вводит реестр цифровых платформ, обязательную идентификацию продавцов через ЕСИА и механизмы досудебного урегулирования споров. По словам Дмитрия Григоренко, курирующего проект, цель документа — защита прав потребителей и продавцов. Однако бизнес настаивает на доработке, чтобы избежать дисбаланса в регулировании.
Однако представители бизнеса считают эти меры недостаточными для создания равных условий конкуренции.
Крупные маркетплейсы отреагировали на критику по-разному. Wildberries отверг большинство претензий, подчеркнув эффективность существующих механизмов защиты правообладателей. "Яндекс Маркет" поддержал концепцию законопроекта, но выступил за включение пункта об ограничении инвестиций в скидки.
Международный контекст и перспективы
Интересно отметить, что подходы к регулированию цифровых платформ активно развиваются и в других юрисдикциях. Например, в ЕС действует Пакет цифровых услуг (Digital Services Act), который устанавливает единые правила для всего Евросоюза, особые обязательства для крупных платформ (более 45 млн пользователей) и механизмы защиты прав пользователей и бизнеса
Российские эксперты ранее анализировали возможные подходы к регулированию, предлагая учитывать как международный опыт, так и специфику национального рынка.
Заключение и перспективы доработки
Законопроект о платформенной экономике уже принят в первом чтении, но его текст будет дорабатываться ко второму чтению . Это дает возможность учесть часть претензий бизнеса, особенно в вопросах борьбы с контрафактом, дифференциации штрафов, прозрачности алгоритмов ранжирования и сроков вступления в силу
Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, при подготовке ко второму чтению будут учитываться позиции всех заинтересованных сторон . Учитывая объем рынка и его значение для экономики, сбалансированное регулирование платформенной экономики остается важной задачей для законодателей.