Ректор Петрищев: "Педагогические специальности снова в тренде"
Фото из личного архива И. Петрищева
— Игорь Олегович, как прошла приемная кампания?
— В этом году на высшее образование выделено 1304 места, плюс 12 мест в аспирантуру и 25 бюджетных мест на программу среднего профессионального образования («Дошкольное образование»). Все контрольные цифры приема на бюджетные места (бакалавриат и специалитет) мы выполнили. В начале августа приемная комиссия зачислила абитуриентов по целевой, особой и отдельной квотам. Кроме того, одна абитуриентка поступила без экзаменов благодаря диплому II степени Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Всего в этом году в университет подано более 12 тысяч заявлений. Конкурс на педагогические и непедагогические направления был высоким.
— Среди поступивших есть участники СВО или их дети?
— Есть ребята, прошедшие СВО (поступили на психологию), а также члены их семей. Некоторые зачислены по отдельной квоте.
— Растет ли интерес к педагогическим специальностям?
— Желающих учиться на педагогов стало больше. Однако интерес распределяется неравномерно по разным профилям. Например, на направление «Учитель физики» было выделено 15 бюджетных мест, и все они заполнены. А вот на «Учителя информатики и технологии» пришло чуть меньше абитуриентов, чем планировалось (20 мест). Зато высокий спрос был на историю, обществознание, русский язык и литературу, иностранные языки. Особенно популярной в этом году стала психология. Были случаи, когда поступали целыми семьями. Семья Аверьяновых. Папа, участник СВО, зачислен на факультет физико-математического и технологического образования. Мама поступила на факультет педагогики и психологии, а дочка выбрала историко-филологический факультет.
— Появились ли новые направления в этом году?
— На бакалавриате открыто направление «Педагог профессионального образования» — это подготовка преподавателей для колледжей. Планировалось набрать 15 человек, но заявлений было значительно больше.
— Много ли поступило иногородних и иностранных студентов?
— Точные цифры пока назвать не могу, но зачислены абитуриенты из 34 регионов, включая Белгородскую области, Москву, Санкт-Петербург, Приморский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Среди иностранцев — граждане Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.
— Какие нововведения были в этом году?
— Например, разрешалось перераспределять места между особой и отдельной квотами. Целевики могли получить дополнительные баллы за участие в профильных мероприятиях во время учебы. Также для них упростили процедуру заключения договора: теперь это можно сделать не только через портал «Работа в России», но и в бумажном виде.
Еще одно изменение — абитуриенты могли подать электронное согласие на зачисление через Госуслуги, не предоставляя оригиналы документов. Многие воспользовались этой возможностью, причем многие в последний день.
— Каков сегодняшний абитуриент?
— В основном это мотивированные ребята, которые осознанно выбирают профессию педагога. Кого-то привлекает творческая и общественная жизнь университета. Наша задача — за пять лет убедить их остаться в профессии.
— Отслеживаете ли вы, сколько выпускников идут работать в школу?
— Да. Информация поступает из разных источников: обратной связи от самих выпускников и данных Центра трудоустройства. Согласно нашим опросам, около 80% выпускников этого года планируют работать в образовании. Но это не только школы: есть частные организации, онлайн-школы, управление образования.
По данным Роструда, в течение трех лет в профессии остается около 45% выпускников. При этом 35–40% студентов начинают работать уже с третьего курса.
— Успевают ли программы подготовки педагогов за изменениями в жизни?
— Мы внедряем новые технологии. Например, пересматриваем подготовку вожатых и воспитательные модули. Также важно учитывать, что студенты активно используют нейросети, поэтому бессмысленно просто задавать рефераты. Нужен индивидуальный подход — важно не просто оценить знания, а научить мыслить.
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Сейчас на ЕГЭ минимизированы возможности для списывания, поэтому экзамен отражает реальные знания школьников. Он дает возможность поступать в вузы по всей стране, и пока альтернатив ему не предложено.
— Вы сторонник изменений в образовании?
— Жизнь меняется, и образование должно адаптироваться.
— Что именно вы бы изменили?
— В школе нужно углубленно изучать базовые дисциплины: русский язык, литературу, историю, географию, математику. Эти знания необходимы каждому. Также важно обновлять методики преподавания, особенно в педагогических вузах.
— Хороший человек и хороший педагог — это одно и то же?
— Нет. Много хороших людей работают в других сферах, но это не значит, что они стали бы хорошими учителями. К сожалению, в образовании встречаются тоже разные люди.
— Какие планы у университета?
— В этом году открываем обновленные кабинеты труда (технологии) и основ безопасности и защиты Родины. Продолжаем обновлять материально-техническую базу.
Среди новых направлений — биомедицина (бакалавриат) и юриспруденция (магистратура). Также планируем запустить программу на английском языке по цифровизации образования.
— Можно ли сказать, что в этом году приемная кампания была оживленнее, чем в предыдущие?
— За последние три года — да. Абитуриенты активно подавали документы и онлайн, и очно. Многие, подавшие заявления дистанционно, приходили лично, чтобы убедиться, что все в порядке.