Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Региональные цепочки поставок: будет ли создана единая цифровая платформа?

Кризис 2025 года стал стресс-тестом для логистики по всей России. Компании, которые еще вчера полагались на длинные глобальные цепочки, столкнулись с ростом затрат, задержками и потерей контроля над заказами. В этих условиях вопрос оптимизации региональной логистики стал не просто вопросом экономии, а выживания. Рост цен на топливо, дорогие кредиты и разрывы старых цепочек привели к простому вопросу: почему товары в регионах дорожают быстрее, а доставляются дольше? Виноваты не только санкции, но и архаичная логистика, которая не выдерживает нагрузки.

Фото: freepik

Как отмечает Алексей Неживой, руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд», основная нагрузка ложится на автомобильный транспорт, который крайне чувствителен к стоимости топлива и платным дорогам. «Главная задача сегодня — максимально удешевить и оптимизировать цепочку поставок, чтобы не допустить резкого скачка цен», — подчеркивает эксперт.

Но есть ли решение? Власти и бизнес делают ставку на цифровизацию. Однако путь этот оказался не таким прямым, как многим хотелось бы.

Единая платформа – точечно, а не повсеместно

Ожидать появления единой государственной платформы для всего бизнеса в 2025 году не стоит. Однако тренд на цифровизацию набирает обороты в виде отраслевых решений. Яркий пример — создание специализированной цифровой платформы для госзакупок в сфере образования, анонсированное на Восточном экономическом форуме-2025

Этот пилотный проект, запущенный в Рязанской области, призван упростить и сделать прозрачным процесс закупок учебного оборудования, исключив лишних посредников. Инициатива исходит от объединенной компании РВБ (Wildberries & Russ) и ГК «Просвещение» при поддержке государства. Тренд - не на создание единой моноплатформы, а на развитие экосистемы отраслевых цифровых решений.

Параллельно с этим с 1 января 2025 года в России расширяется использование цифровых контрактов в сфере госзакупок, что также является шагом к тотальной цифровизации документооборота.

Алексей Неживой, руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый труд»:

- Региональная цепочка поставок – это система взаимодействия различных организаций, включая поставщиков сырья, транспортные и страховые компании, логистические центры и дистрибьюторов. Ей присущи такие особенности, как системообразующая роль в формировании добавленной стоимости, возможность самостоятельного развития и интеграции в глобальные цепочки, а также стимулирование роста через создание региональных торговых объединений. Важный момент - использование цифровых технологий для сквозного управления и снижения операционных издержек на всех этапах.

Цель развития таких цепочек - удовлетворение потребностей жителей региона с точки зрения комфорта, безопасности, экономичности, экологичности и доступности товаров и услуг.

Основная нагрузка на региональные поставки, особенно в текущий момент, связана с постоянными кризисными явлениями: ростом стоимости топлива и удорожанием автомобильных перевозок. Это провоцирует сбои в логистике и усиливает инфляционные процессы, которые в принципе делают услуги доставки дороже. В связи с этим вопрос оптимизации и стандартизации цепочек региональных поставок становится очень актуальным.

Не секрет, что в России огромный объем грузов исторически перевозится автомобильным транспортом. Однако если сравнивать пропускную способность, то одна железнодорожная колея заменяет многополосное автомобильное шоссе. Более того, железнодорожные перевозки обеспечивают значительную экономию топлива. Таким образом, главная задача - максимально удешевить и оптимизировать цепочку поставок, чтобы не допустить резкого скачка цен, вызванного дороговизной и дефицитом топлива, а также распространением платных дорог. Эта задача жизненно необходима для экономики России, чтобы обеспечить население в регионах доступными товарами в условиях экономической нестабильности, охлаждением экономики, высокой ключевой ставкой, дорогими кредитами и проблемами удорожания производственных процессов.

Что на практике? Стратегии выживания и роста в 2025 году

Поскольку единого «цифрового спасательного круга» для всех пока нет, компании вынуждены самостоятельно выстраивать более умные и гибкие цепочки поставок. Эксперты выделяют несколько ключевых стратегий, актуальных для 2025 года.

Диверсификация и локализация. Речь идет об отказе от зависимости от одного региона или поставщика. Компании создают разветвленные сети, активно привлекают региональных или отечественных партнеров, а также дублируют логистические цепочки «на случай Х», что позволяет минимизировать риски задержек из-за локальных кризисов и геополитических факторов.

Технологическая интеграция вместо разрозненных систем. Автоматизация одного склада или отдела транспорта больше не достаточна. Лидеры рынка стремятся к полной интеграции закупок, логистики, складов и продаж в единую цифровую среду — так называемую Supply Chain Control Tower

На первый план выходят:

- AI-платформы для прогнозирования спроса и динамического планирования маршрутов

- Цифровые двойники цепочек поставок, которые позволяют имитировать сбои и прорабатывать решения без риска для реального бизнеса

- IoT-устройства для мониторинга состояния и местоположения груза в режиме реального времени

Устойчивость и гибкость как новая норма. Компании, прошедшие через кризисы, научились создавать «подушки безопасности». Это и формирование тактических запасов на 1-2 квартала, и разработка многовариантных маршрутов с использованием мультимодальных перевозок

Гибкость позволяет минимизировать влияние внешних потрясений, будь то закрытие границ или сбои в логистических коридорах.

Алексей Неживой, руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый труд»:

- Один из шагов к удешевлению логистики — это цифровизация. Мы знаем, в чем эффективность платформ: искусственный интеллект и специализированные программы заменяют целые штаты сотрудников. Это дает экономию на оплате труда, содержании офисов и рабочих мест. И главное - позволяет минимизировать риски, связанные с человеческим фактором: непрофессионализмом и коррупцией.

Цифровизация процессов региональных поставок - важный элемент повышения эффективности экономики страны и снижения издержек. Яркий пример - перевод структуры РЖД на единую электронную платформу, где искусственный интеллект будет отвечать за учет подвижного состава, маршрутизацию грузопотоков и соблюдение очередности заявок от регионов.

Второе направление - внедрение беспилотного транспорта. У нас уже есть умные дороги, например, ЦКАД, которые со временем смогут использоваться беспилотными фурами. Это, во-первых, экономия на зарплате водителя, а во-вторых - возможность организовать бесперебойное движение, в том числе в ночное время, когда дороги менее загружены. Это также ведет к экономии топлива и ускорению поставок.

Третья составляющая - оптимизация складской логистики и хранения. Региональная логистика разнообразна: это прямые поставки, работа через тендеры, долгосрочные связи между местными компаниями или проектные решения для срочных заказов. Создание цифровой платформы на базе искусственного интеллекта позволит максимизировать эффективность этой системы, оптимально комбинируя железнодорожный, автомобильный и, где возможно, водный транспорт. Это перспективное направление, которое позволит снизить цены на доставку и, как следствие, на товары в регионах, что в конечном счете повысит уровень потребления и благосостояния населения.

Что в итоге?

2025 год пока не стал годом появления единой цифровой платформы для всех участников рынка. Вместо этого формируется более гибкая и жизнеспособная экосистема: государство контролирует точечные, критически важные сектора (как госзакупки для образования), а бизнес активно инвестирует в собственные технологические решения и перестраивает логистические стратегии, делая ставку на устойчивость, диверсификацию и глубокую интеграцию данных.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: