- Считаю, что компаниям не нужно выражать особенного беспокойства относительно правового регулирования в области применения ИИ сегодня, поскольку любое применение ИИ регулируется теми же нормами, что и применение другого ПО. По поводу перспектив, все вопросы о регулировании ИИ наводят юриста на мысль о самостоятельной правосубъектности ИИ, то есть введение нового субъекта наравне с юридическими и физическими лицами. Я думаю, это потребует изменений на конституционном уровне и сейчас они производится не будут.
ИИ на юридическом. Правовое поле
Фото: freepik
Действующее регулирование. Три столпа и стратегический фундамент
Пока единый закон об ИИ находится в стадии обсуждения, правовую основу составляют несколько ключевых элементов.
Национальная стратегия развития ИИ
Основополагающим документом является Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года, актуализированная в 2024 году. Именно она, а не гипотетическая «Концепция-2030», задает вектор развития. В ней закреплены принципы «доверенных технологий ИИ» и введены важные юридические определения, такие как «большие генеративные модели», что показывает стремление регулятора успевать за технологическим прогрессом.
Отраслевые законы
Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» остается краеугольным камнем для ИИ-проектов, работающих с данными. Требования легитимности, целевого использования и, что критически важно, локализации баз данных россиян — обязательны для исполнения.
Уголовный кодекс РФ (ст. 272-274) продолжает адаптироваться к цифровым вызовам. Хотя прямых упоминаний об ужесточении наказаний именно за кибермошенничество с ИИ в авторитетных источниках не найдено, существующие статьи о неправомерном доступе к информации создают серьезные правовые риски для недобросовестных практик.
Регуляторные эксперименты
Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах...» предоставляет бизнесу практический инструмент для обкатки инноваций. Участие в «песочницах» позволяет тестировать ИИ-решения в упрощенном правовом поле, что подтверждается успешными кейсами, например, в сфере беспилотного транспорта.
От стратегии к конкретным инициативам
Вместо ожидания нового проекта Концепции бизнесу следует обратить внимание на уже сформировавшиеся тренды:
- Гармонизация с международным правом. В 2025 году в СНГ планируется завершить разработку модельного закона о технологиях ИИ, что указывает на работу по унификации подходов с ближайшими партнерами России.
- Дискуссия о прозрачности. Идея обязательной маркировки контента, созданного ИИ, активно обсуждается по аналогии с опытом ЕС и США. Это потенциальная будущая норма, к которой компаниям стоит готовиться.
- Фокус на практические барьеры. Исследования показывают, что главными препятствиями для бизнеса являются не правовые риски, а низкое качество данных, разрозненность ИТ-систем и дефицит кадров. Регуляторная повестка будет вынуждена учитывать эти реалии.
- Сейчас как раз нужно пользоваться ситуацией. Если регулирования нет, это даёт больше возможностей. Если что-то выбивается из действующих норм права или практики, то если не конкретная компания, то ее конкуренты будут пользоваться ситуацией. Сегодня существует серьезная регуляция по направлениям безопасности и интеллектуальной собственности. Это оправдано зрелостью тематик. В них регуляция помогает структурировать деятельность игроков, и в теории не сильно мешает развитию. ИИ - тема настолько новая, что ее опасно регулировать, т.к. можно сбить импульс развития. Но ситуация эта не будет продолжаться долго, поэтому нужно использовать ее с пользой.
Об адаптивности
Правовое поле ИИ в России 2025 года — это не вакуум, а сложная, формирующаяся экосистема. Успех компании будет зависеть от способности работать в условиях двойной задачи:
Строго следовать действующим нормам в области защиты данных (152-ФЗ) и кибербезопасности.
Быть гибким и адаптивным, отслеживая выполнение Национальной стратегии, участвуя в «регуляторных песочницах» и готовясь к новым инициативам, таким как маркировка контента.
Проактивный подход, включающий выстраивание внутреннего комплаенса и мониторинг стратегических документов, станет лучшей страховкой от будущих правовых рисков и позволит не упустить текущие возможности.