Режиссер Антон Михалев: «Телевидение не умирает, интернет его не убьет»
instagram.com/anton_mihalev
–Антон, почему вы решили стать режиссером и связать вашу жизнь с телевидением?
– Если честно, когда я еще учился в школе, у меня было несколько планов на будущее: стать актером или режиссером. Если бы вдруг у меня это не получилось, то я был бы педагогом. Но жизнь все-таки пошла так, как я задумал изначально, и уже будучи в классе девятом, я стремился к актерской профессии, пробовал себя как режиссер в школьном театре, но в 11 классе мои мечты немного изменились. Папа сказал, что актер и режиссер – это не профессия, просто «сгниешь от нищеты» и т.д. Потому я два года учился на программиста, но все-таки решил попробовать поступить на театральный факультет в ГИТИС, практически поступил. В итоге судьба сложилась так, что я учился во ВГИКе и получил образование режиссера кино и телевидения.
На самом деле мне очень помогает то техническое образование, потому что моя позиция такова, что режиссер должен уметь все. Я не просто сижу в кресле и налево-направо что-то фантазирую, а еще знаю, как это сделать, и мне это помогает. Очень часто в работе использую свои технические навыки и представляю, как выполнить ту или иную задачу. Либо могу сам это сделать, либо показать человеку, научить его. Поэтому я не считаю эти два года какими-то потерянными.
– Почему именно детское телевидение?
– Чтобы вы понимали, когда я пошел в профессию, я не принял решение, что буду снимать только программы для детей или это будет какое-нибудь политическое шоу или новости. Дети – это правдивый зритель. Их обмануть сложно, и они не обманут, они всегда искренне будут оценивать твою работу. Если им неинтересно, то они не будут радостными глазами смотреть на сцену или на экран, они будут засыпать. А если это действительно интересно, то они станут верещать от восторга.
Для этого честного зрителя работать крайне сложно и приятно. Это самые трудные зрители и актеры в кадре. Но за счет правдивости это все окупается. Поэтому, когда я был на первом курсе, одна из моих работ стала «Ералашем». Я пошел в школу, в которой учился, к своим же учителям и снял его. Мои педагоги дали мне телефон Грачевского, и так я оказался в кабинете у Бориса Юрьевича. Показал ему «Ералаш», и он сказал: давай работать вместе. И я начал творить в этом русле.
– Вы сейчас заговорили о «Ералаше», а сколько выпусков вы сделали?
– Около 30, но это было давно. После того, как, к сожалению, Бориса Юрьевича не стало, команда «Ералаша» попросила меня снять пару сюжетов. Я это сделал как человек, который этим занимался, показал новым ребятам, как это создается.
– Если говорить о детских программах: «Ералаш», «Спокойной ночи, малыши» и т.д., на ваш взгляд, почему их убирают с федеральных каналов?
– Это большая проблема. Они убираются по одной простой причине – это невыгодно финансово. К сожалению, раньше телевидение больше несло просветительскую, образовательную функцию. Сейчас это больше развлекательная история и абсолютно коммерческая. В телевизионный проект сложно продать рекламу, поэтому намного выгоднее любому каналу поставить вечером в эфир развлекательную программу для взрослых или политической направленности. Потому что ее будут смотреть платежеспособные зрители.
Слава богу, что в нашей стране есть федеральный детско-юношеский канал «Карусель», который направлен только на детско-семейную аудиторию. Но и тут стали появляться программы для мам, я не скажу, что это ужасно, так, к сожалению, вести каналы заставляет наша жизнь. Государство не выделяет большие деньги, чтобы создавать некоммерческийконтент для детишек, а когда находятся какие-то деньги, то ВГТРК, «Первый канал»изыскивают средства и создают программы, которые выходят на канале «Карусель». Поэтому в регионах не так часто встретишь детские программы, ведь тратить время, ресурсы на подрастающее поколение сейчас не очень хотят. И считают, что наша самая главная задача – заработать деньги.
– Антон, на ваш взгляд, гаджеты, интернет не убьют телевидение?
– Нет, сейчас существует ошибочное мнение, что телевидение умирает, чтоинтернет убивает его и т.д. На самом деле это неправда, ТВ было, есть и будет!Оно меняется, изменяет формы, площадки. Если раньше мы бежали в нужное время к телевизору, чтобы его включить, то сейчас мы этого не делаем. У нас есть телефон, планшет,мы просто нажмем ссылку и посмотрим нужную нам программу, когда удобно.
Все люди, которые работают и создают телевидение, останутся работать, они востребованы.Более того, практически 80% контентаYouTubeсоздают профессионалы. Детское телевидение–как и взрослое.Большинству родителей удобно, что ребенку можно включить программу или мультфильм через интернет, и никакихантенн для этогоне нужно. Получается, что это тот же самый телевизор, но через гаджет.
– За вашими плечами множество проектов, откуда вы черпаете вдохновение?
– Вначале я черпал вдохновение от своих детей. Если им интересно что-то, тогда я расскажу это и другим. Я общаюсь с ребятами разного возраста и понимаю, что их интересует и волнует. Если наука, то я сделаю программу про нее. Мой старший сын не понимает, что такое слоги и как читать, значит, я сделаю проект про чтение.
– Знаю, что у вас есть свой проект на YouTube, но на телевидении вы всегда за кадром. По другую сторону камеры не хотите оказаться?
– У меня две большие мечты. Первая – это вести программы для детей и подростков, а вторая – подарить свой голос какому-нибудь анимационному персонажу.
– Почему мечты пока не осуществились?
– По поводу озвучки частично осуществилось в проекте «Лаборатория. Маленькие исследователи», там есть три анимационных персонажа, и один говорит моими голосом.
Если говорить о фильмах, то пока не срослось с точки зрения времени, да и предложений больших не поступало. Думаю, что это произойдет рано или поздно, кто знает, может, мне сегодня позвонят и предложат записать пробы.
Что касается телевизионных проектов, то мне самому для себя придумывать их сложно и неправильно. Я либо режиссер,либо ведущий, что-то должно быть одно.Потому я всегда с радостью принимаю приглашения юных журналистов, ведь за ними будущее, вдруг я им понравлюсь как ведущий, и когда они вырастут, выучатся, пригласят меня на работу.
– Вы являетесь обладателем премии «ТЭФИ» за номинацию «Режиссер телевизионной программы для детей». Это же своего рода «Оскар» на ТВ, что для вас значит эта награда?
– Это приятно, некая оценка коллег. Наверное, это некий статус. Меня как-то спросили после того, как я получил ТЭФИ: жизнь как-то изменилась? Честно, никак: что до, что после – все также. Единственное, что поменялось, – это полочка в моей квартире.
Перед тем, как лететь в Ульяновск, я стал финалистом ТЭФИ, в этом году мне не досталась статуэтка, но я получил серебряный диплом.Не каждый же год выигрывать. Но быть в числе лучших–уже победа. Приятно, что тебя знают, отмечают и замечают коллеги.
Получать такую награду, конечно, почетно, но в тоже время ответственно, потому что ты понимаешь: работать хуже и расслабляться нельзя. Это хорошая мотивация.
– Антон, вы первый раз в Ульяновске. Что вы знали о нашем регионе до того, как приехали?
– Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что мы все знаем со школы: дедушка Володя здесь родился и начал делать первые шаги. Потом он вырос, пошел по стране и наворотил кучу всего в истории.
Еще у меня Ульяновск ассоциируется с одним их моих коллег, режиссером Владимиром Потаповым, который,кстати, тоже снимал несколько сюжетов для «Ералаша».
Больше ничего не знал, но восполнить пробелы в знаниях о городе мне помогли юные журналисты, которые провели для меня экскурсию по историческому центру.
–У вас насыщенная программа пребывания в нашем городе. Расскажите о ней.
– Запланирован бесплатный мастер-класс для школьников Ульяновска, кто хочет попробовать себя в журналистке, мечтает стать блогером. Я буду рассказывать о том, как создавать успешный контент. Проведу день рождения школы телевидения «Телешко», вручу документы новым юным телевизионщикам. У меня пройдет мастер-класс, как завалить кастинг, чтобы его никогда не пройти. Посмотрю работы, которые юные телевизионщики снимают, и дам советы, как это делать лучше.И много чего еще, это насыщенные два дня.
Я всегда принимаю приглашения в различные регионы, чтобы быть полезным юным журналистам.
– Вас пригласила в Ульяновск школа телевидения «Телешко» на свой день рождения. Как вы считаете, такие организации нужны в регионах, что они дают?
– Школы телевидения нужны 100%, потому что мир сегодняшний диктует определенные правила, и новый человек в обществе обязан уметь работать инструментами медиа, снимать себя или кого-то, взаимодействовать с социальными сетями, уметь рассказать понятно о чем-то простым языком. Неважно, чем человек занимается, он может быть бизнесменом, учителем, политиком и т.д. Человек, умеющий снимать, говорить и чувствовать себя свободно перед аудиторией, – это успешный человек 21 века, и именно этому учат в школах журналистики. Очень здорово, что в Ульяновске есть проект «Телешко», который помогает ребятам становиться современными, свободными в общении, во взаимодействии с аудиторией.
Фото instagram.com/anton_mihalev