Копить умел купец симбирский
Для торговли не предусмотрен
Симбирск был основан не как город торговый, а как военный. Основная часть его находилась на высоком берегу, вдали от Волги, что делало торговлю неудобной.
Первоначально торговые грузы доставлялись в губернию при помощи бурлаков, среди которых ходила поговорка «Семь дён идём, Симбирск видён!». На пуд груза нанималось 8 ног, которые за день проходили от 12 до 16 километров. В некоторых источниках можно встретить данные, что до появления пароходов по Волге ходило около 600 тыс. бурлаков.
Первые пароходы пришли массово на Волгу в середине XIX века. На 1886 год по Волге ходило более 850 судов, из них только 53 пассажирских. Одновременно буксир мог тянуть от 3 до 5 барж, получается, что суда тянули по реке от 1500 до 2500 барж. На 1913 год длина судоходной части Волги была 3 тысячи километров, а судов было около двух тысяч. Река буквально кишела пароходами, где на каждые полтора километра приходилось одно судно.
Из крестьян в «люди»
Царская Россия была страна сословная. Принадлежность к сословию передавалась по наследству. С крестьянами, мещанами, духовенством и дворянством было именно так. А вот купечество хоть и считалось отдельным сословием, но формировалось выходцами из крестьянской и мещанской среды, у которых получалось успешно заниматься торговой деятельностью.
К знакомому всем делению купечества на 3 гильдии Россия пришла к концу XVIII века, при Екатерине II. Состояние в гильдии наделяло купца рядом прав и привилегий. Так, у первой гильдии была возможность проводить торг за границей, открывать промышленные предприятия, у второй гильдии торг был в пределах страны, у третьей – в пределах города. Если же гильдейское свидетельство не покупалось, то купец выходил из гильдии и переходил в крестьянское или мещанское сословие.
Отстроили город
Во второй половине XIX века дворянское сословие стало терять экономические позиции, а купечество укреплялось. Симбирск был известен как «дворянин на Волге», но после крупнейшего в истории города пожара 1864 года, когда он был практически уничтожен, именно купцы скупили и застроили его центральную часть. Многие сохранившиеся в центре Ульяновска исторические здания принадлежали именно купцам.
Например, на улице Большой Саратовской (Гончарова, 19) в здании, где сейчас размещается налоговая инспекция рядом с ЦУМом, был доходный дом купчихи Медведевой.
Cемье купцов Зеленковых принадлежало 4 доходных дома на главной улице города. Основатель торгового дела Семен Иванович прибыл в город из с. Арское и начал с торга в разнос; постепенно расторговался, открыл палатку, затем деревянную лавку, потом построил здание для магазина. Этот гастрономический магазин располагался в доме, где сейчас студенческая поликлиника (Гончарова, 15). Здесь купец торговал европейской продукцией и товарами лучших отечественных производителей. Кстати, состоятельные люди той эпохи могли позвонить по телефону, и товар доставлялся им прямо на дом. Позже Зеленковы первыми построили доходный дом со встроенным кинотеатром «Ампир» (современный «Художественный», Гончарова, 24/1). Еще один доходный дом – бывшая редакция «Ульяновской правды» (Гончарова, 12).
Купцы Сачковы владели несколькими зданиями: на Покровской улице (Льва Толстого, 73) и Московской (Ленина, 65, 95, 97).
Если кому-то интересно узнать имена прежних владельцев исторических зданий, они могут прочитать на установленных табличках фамилии Шатрова, Конурина, Кирпичниковых, Степановых, Акчуриных и многих других купцов.
Гончаров-купец, Гончаров-писатель…
В России перспективы купечества, с одной стороны, казались бездонными, т.к. у нас огромная страна, полная природных ресурсов, но, с другой стороны, нужно понимать, что в то время купцы могли зарабатывать только на чем-то массовом (зерно) или на жизненно необходимых товарах (соль). Также прибыль приносила продажа элитных продуктов.
Если взглянуть на всю российскую историю, то видим, что у нас нет ни одной купеческой династии. Ведь как часто бывало? Скажем, в семье купцов Гончаровых папенька занимался хлеботорговлей, имел свечной заводик, а двое сыновей не пошли по его стопам, старший стал преподавателем в Симбирской классической гимназии, а младший – известным писателем. И такое было сплошь и рядом, дети подрастали и понимали, что не хотят заниматься торговлей, а хотят, например, стать чиновником или пойти в науку.
Торговые условия тоже постоянно менялись, в царское время могло случиться, что царь-батюшка обременил тебя государственными заданиями, например, сбор откупа с определенной территории. Больше соберешь – тебе доход, меньше – из своего кармана отдашь. Как только какие осложнения в боевых действиях, так с торговых людей сразу же брали деньги.
Симбирск занимал второе место в России по суконному производству, на территории губернии одновременно работало 18 фабрик. Был интересный случай, связанный с поставкой сукна для армии. Купцы заявили, что приемная комиссия придиралась к качеству сукна, а потом сложила его на склад на улице
Комиссариатской (Кузнецова, 5), где оно и сгнило. А комиссия обвинила купцов, мол, привезли, не пойми что, думали, для армии это прокатит. Кто прав, кто виноват, до сих пор неизвестно, но в итоге пострадали обе стороны: купцы остались без денег, армия – без вещей.
Не за просто так
Среди купцов было принято заниматься благотворительностью и меценатством. Так, торговцы тканями купцы Пастуховы помогали горожанам во время пожаров и неурожаев. Фабрикант Михаил Степанов, владевший Языковской суконной фабрикой, спонсировал духовой оркестр.
Акчурины были одними из самых известных купцов в Симбирске, слыли едва ли не самыми состоятельными мусульманскими купцами в царской России, наладили поставки шерсти и на фабрики других купцов, чтобы те тоже могли зарабатывать. Семья активно занималась мусульманским образованием и благотворительностью.
Один из самых состоятельных купцов города Николай Шатров жертвовал деньги на храмы, богадельни, тюрьмы, больницы, внес большой вклад в создание Дома-памятника И.А. Гончарова. Много помогал учебным заведениям, особенно Симбирской чувашской учительской школе. Правда, чувашский просветитель Иван Яковлев вспоминал, что из Шатрова можно было вытащить деньги на благие дела лишь обещанием чинов, наград и продвижений по службе. Лишь спустя лет 20 купчина стал заниматься благотворительностью, как все, не прося ничего взамен.
О жизни симбирского купечества можно прочитать в произведении «Дом Черновых», написанном писателем Скитальцем (Степаном Петровым), который был женат на дочери симбирского купца Николая Ананьева. Сам роман во многом оказался автобиографичным, в нем легко угадывается наш город, его быт и люди.
За помощь в подготовке материала благодарим музей «Симбирское купечество» (входит в состав Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»).
Фото: Константин Салмин