Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Больные» вопросы для малого бизнеса

В хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возникает множество вопросов. Попытаемся ответить на самые распространенные.

В хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возникает множество вопросов. Попытаемся ответить на самые распространенные.

Предприниматель по трудовому договору работает в организации, которая, являясь работодателем, платит за него страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС. Должен ли предприниматель платить страховые взносы еще и «за себя»?

- Обязанность уплачивать страховые взносы в качестве страхователя – индивидуального предпринимателя Законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» не ставится в зависимость от того, является ли он застрахованным лицом по другим основаниям. Работник, одновременно являющийся предпринимателем, в отношениях по обязательному пенсионному страхованию имеет двойной статус. В соответствии с Законом №167-ФЗ работник, работающий по трудовому договору, является застрахованным лицом, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование. Индивидуальный предприниматель является страхователем, обязанным уплачивать взносы в ПФР.

Могут ли налоговики проверить правильность цен на товары и услуги, которые применил предприниматель?

- Да, могут. Это право установлено п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ. Однако доказывать несоответствие цен на товары, работы или услуги, установленные в договоре, рыночному уровню должны налоговые органы. Предприниматель обосновывать свою правоту в этом случае не обязан, но может.

У индивидуального предпринимателя нет офисного помещения. Могут ли налоговики прийти к нему с проверкой домой?

- Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка проводится в помещении налогоплательщика. Если предприниматель работает дома, налоговики могут вызвать его в инспекцию. Прийти в дом предпринимателя инспекторы смогут только на основании судебного решения.

Должен ли предприниматель заключать трудовые договоры с родственниками, которые у него работают?

- Должен. Трудовой кодекс РФ обязывает оформлять договоры со всеми наемными работниками (ст. 56 ТК РФ). Если сотрудник выполняет работу на условиях, предусмотренных трудовым законодательством, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и получает зарплату, то речь идет о трудовых отношениях.

Должен ли предприниматель заключать сам с собой трудовой договор?

- Нет. В этом случае трудовых отношений, как их трактует Трудовой кодекс РФ, не возникает. В качестве вознаграждения за труд предприниматель получает доход от своей деятельности, а не зарплату. Бизнесмен самостоятельно определяет свой режим труда и отдыха.

У предпринимателя имеется терминал по приему платежей, но он не оснащен кассой с фискальной памятью. Могут ли налоговики оштрафовать за неприменение ККТ?

- Нет. Если все же наложат штраф, нужно обратиться в суд. Судьи признают терминалы одним из видов ККТ. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.08 № 13007/07 и 11301/07.

В течение года предприниматель не вел деятельность, при этом Книга учета доходов и расходов в начале года была заверена в налоговой инспекции. Может ли он вести эту же книгу в следующем году?

- Не может. По окончании года, в котором не велась деятельность, предприниматель должен подать «нулевую» декларацию по форме № 3 НДФЛ, а в следующем году оформить новую Книгу учета доходов и расходов (письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.04 № 27-08/81075).

У предпринимателя нет наемных работников. Можно ли не подавать сведения о среднесписочной численности работников?

- Предприниматель обязан представить сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 21.07.08 № 03-02-08-13.

Предприниматель применяет «упрощенку». Можно ли указывать наличную выручку в Книге учета доходов и расходов не ежедневно, а ежеквартально?

- Нельзя. Предприниматели, применяющие УСН, должны отражать в Книге учета доходов и расходов все операции в момент их совершения либо сразу после их окончания. Следовательно, наличную выручку нужно указывать ежедневно. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 21.06.07 № 03-11-05/135.

Налоговики не приняли заявление о переходе на УСН, так как в нем не проставлены коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Права ли инспекция? Что можно сделать в этой ситуации?

- Инспекция не права. Форма заявления не предусматривает такого элемента, как код вида экономической деятельности. Если вы не готовы спорить с налоговиками, впишите в заявление код от руки.

Отчетность по «упрощенке» нужно будет сдавать раз в год. Следует ли из этого, что налоговая не сможет начислить пени по авансовым платежам?

- Не следует. Новый порядок сдачи отчетности никак не влияет на начисление пеней. Никто не отменял обязанности вносить налоговые платежи своевременно четыре раза в год, исходя из базы за конкретный отчетный период.

У предпринимателя сезонный бизнес. Можно ли амортизировать основные средства, которые не используются в период простоя?

- Да. Предприниматель может включить в состав расходов сумму амортизации, начисленную по основным средствам, как в периоде оказания услуг, так и в периоде простоя. Такую позицию подтверждают и налоговики в письме МНС России от 27.09.04 № 02-5-11/162.

Может ли индивидуальный предприниматель учесть потраченные суммы, если у него пока нет доходов?

- В таком случае понесенные затраты нужно включить в состав расходов будущих периодов. Данные суммы уменьшат базу по налогу на доходы физических лиц того налогового периода, в котором предприниматель получит доходы.

При пожаре сгорела часть документов, подтверждающих расходы ИП. Как рассчитать профессиональный вычет?

- Инспекция должна дать время на восстановление документов. Если такой вариант невозможен, налоговики вправе определить размер профессионального вычета расчетным путем. Такую позицию разделяют судьи, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.07.

Предприниматель является плательщиком ЕНВД. Налог оплачивает по месту осуществления деятельности в другом населенном пункте. Является работодателем. Где он должен оплачивать НДФЛ за своих работников в 2010 году?

- В случае, когда предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах (в том числе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и по месту жительства), НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется «вмененка», следует перечислять в бюджет по месту учета предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 30.08.10 № 03-04-05/3-502).

По договору был перечислен аванс подрядчику. Впоследствии он отказался выполнять работу и деньги не возращает. Обратились в суд. Суд постановил взыскать с поставщика аванс, пени и судебные издержки (госпошлину). Учитываются ли эти суммы в доходах?

- Да. Такие доходы будут являться внереализационными, и поэтому их следует учитывать при исчислении налоговой базы по УСН (Письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-11-11/95).

Если сотрудник уходит в отпуск не с первого числа месяца, необходимо ли ему вместе с отпускными выплачивать зарплату за отработанные дни этого месяца? Или это можно сделать при выплате зарплаты всем работникам?

- Нет, не нужно. Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами.

Нужно ли предпринимателю сдавать какую-либо отчетность за 9 месяцев 2010 года в Пенсионный фонд по перечислениям за себя лично, а не за наемных работников?

- Согласно Федеральному закону от 24.07.09 № 212-ФЗ предприниматели по перечислениям за себя лично представляют форму РСВ-2 в ПФР ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным. В течение отчетного периода представление указанной формы законодательством не предусмотрено.

Покупатель на накладной поставил печать с надписью «Отдел кадров». Действительна ли такая накладная или могут быть проблемы в случае возникновения спорной ситуации?

- Товарная накладная формы ТОРГ-12 является унифицированной формой первичного документа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. В данной унифицированной форме есть место печати (аббревиатура «М.П.») в области заполнения ее как продавцом, так и получателем ТМЦ.

В Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 , сказано, что накладная, оформляемая при движении товара от поставщика к потребителю, заверяется круглыми печатями организаций (поставщика и получателя).

Следовательно, на товарной накладной (ТОРГ-12) также должна быть печать организации круглой формы с обязательными реквизитами: полным фирменным наименованием юридического лица на русском языке и указанием на его местонахождение.

Эльмира Багаутдинова, эксперт - налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: