Есть ли рецепты лидерства
Каждый первый на рынке шел к успеху своим путем. Каждый второй пытался этот путь копировать, но чаще всего так и оставался вторым. Каждый третий задумывался: а надо ли быть первым?
Быть или казаться
Определений лидерству – великое множество. Российский словарь маркетинга сух и лаконичен: «Лидер рынка – это компания, имеющая максимальную рыночную долю и (или) занимающая ведущие позиции на рынке в стратегически важных направлениях бизнеса».
Автор бестселлера «Маркетинговые войны» Джек Траут бескомпромиссен: «Вы можете быть лидером на восточном берегу Миссисипи по понедельникам утром, но покупателям на это наплевать. Компании не создают лидеров – их создают покупатели. Истинный лидер тот, кого они посчитают таковым».
Ульяновский предприниматель Вадим Долгановский почти романтичен: «Лидерство – как влюбленность. Когда вас любят, вы это чувствуете. Когда вас не любят – вы это тоже чувствуете. И не нужно понимать почему. Чувствуете и все. Живите чувством».
Так что же есть лидерство и существует ли волшебный рецепт того, как выйти на первые позиции на рынке и сохранять их из года в год – «вопреки», «несмотря» и «благодаря»?
Для ответа на эти вопросы организаторы клуба «Бизнес без границ» выбрали восемь ульяновских компаний, которые сохраняют лидерские позиции в своих сегментах рынка на протяжении шести-десяти-пятнадцати лет.
Моделируя управление
- К какой модели управления вы бы отнесли свою модель?– спросили мы лидеров. И получили следующие ответы:
- Холдинг. Управляющая компания, осуществляющая руководство восемью практически самостоятельными бизнесами, которые взаимодополняют друг друга, создавая синергетический эффект (Группа Компаний DARS).
- В компании все достаточно демократично. Естественно, роль лидера – владельца компании – главная: он задает общий тон, ритм и направление развития, а топ-менеджмент, со своей стороны, подхватывает и реализует идеи и задачи (ITECH.group).
- Модель сетевой организации (не путать с МЛМ!). Сетевая – система управления, где иерархия размыта и ответственность распределена между узлами (Консалтинговая компания «Развитие»).
- Модель управления – Клуб. Мы стремимся к развитию и удержанию сотрудников. Большое значение придается взаимоотношениям между группами (Учебный центр «Симбирск-ЛИНК»).
- К демократично-харизматичной. По возможности в обсуждение и подготовку решений вовлекаются те люди, которым предстоит их исполнять, но конечное решение все-таки принимает лидер. Как правило – не путем давления, а путем постепенного подведения команды к правильному решению (Медиа-холдинг «Мозаика»).
В чем сила лидера
- Назовите самую сильную черту вашей компании,– попросили мы. И услышали:
- Профессионализм и лояльность персонала (Компания «Авторай-КИА»).
- Мобильность и ответственность (Консалтинговая компания «Развитие»).
- Стремление постоянно развиваться, открывать новые возможности и пути развития (ITECH.group).
- Амбициозность, инновационность, высокий профессионализм и работоспособность сотрудников (Группа Компаний DARS).
- Коллектив, который состоит из активных и отзывчивых людей – команда профессионалов, нацеленных на результат, готовых подставить плечо, поддержать коллег в трудную минуту, совместно добиваться поставленных целей (Медиа-холдинг «Мозаика»).
Нужные люди в нужном месте
- Каких людей вы подбираете в свою команду?– поинтересовались мы. В ответ прозвучало:
- Необычных. Которые не такие, как все. Которые делают не то, что все. Не тогда, когда делают это все. И не так, как это делают все. Между нами могут быть какие-то шероховатости, несовпадения, но главное – схожесть мышления. Если мы понимаем друг друга – нам интересно, мы работаем. А если мышление противоположное, то зачем доказывать друг другу, кто из нас лучше? (Компания «ТАИС»).
- В первую очередь, это должны быть высококвалифицированные профессионалы своего дела. Важен уровень знаний и обучаемость. Но самое главное, чтобы человек приходил к нам в компанию не на год-два – воспринимал ее как этап к чему-то большему, а надолго, реализовывал себя в ней и своей реализацией помогал компании развиваться (ITECH.group).
- Человек должен подходить для нашей организации, стиля работы. Быть обучаемым, чтобы навыкам для конкретной работы его можно было быстро научить. Любить учиться. Быть гибким. Не ждать «спокойной жизни на своем рабочем месте». Важно, чтобы человеку нравилось добиваться успехов в работе. Не прощаем обман и халтуру (Учебный центр «Симбирск-ЛИНК»).
- Думающих, амбициозных, умеющих добиваться результата, преданных делу (Компания «Авторай-КИА»).
Как сохранить лидерство
- Что, на ваш взгляд, помогло вам остаться компанией-лидером?– задали мы вопрос. Ответы были такие:
- Абсолютно спокойное отношение к лидерству, как к должному (Компания «ТАИС»).
- Первое – правильно выбранные цели. Второе – планирование. Третье – коллектив (Компания «Авторай-КИА»).
- Верность выбранной миссии. Ответственность. Постоянное стремление к совершенствованию. Регулярное исследование своих потребителей и быстрое реагирование на изменение их потребностей. Желание удивить своих клиентов. Нам нравится то, что мы делаем (Учебный центр «Симбирск-ЛИНК»).
- Искренняя любовь к своему делу. Наличие бескомпромиссных, принципиальных вещей в отношении к бизнесу. Люди, сплоченные в единый коллектив (Консалтинговая компания «Развитие»).
- Первое – непрерывное движение вперед. Мы все время учимся и непрерывно внедряем лучший опыт других регионов и других стран. Второе – наша система подбора кадров и развития персонала. Третье – система мотивации и стимулирования (Медиа-холдинг «Мозаика»).
- Стремление быть лидером. Наличие амбициозных целей. Команда профессионалов. Ввод и реализация новых проектов: от простых до наукоемких. Постоянное развитие (Группа Компаний DARS).
Три измерения лидерства
Мы привели лишь четыре вопроса из десятка заданных. И процитировали далеко не все ответы. Но уже это немногое позволяет говорить о том, что лидерами становятся по-разному. Любой рецепт, любая модель – это упрощение. Они существуют для того, чтобы увидеть картину в целом. Но каждый идет своим путем. Хорошо – знать много рецептов, пытаться их применять и добавлять собственного опыта – формируя собственный рецепт. Но не факт, что он поможет всем.
Тем, для кого положительный ответ на вопрос: «А надо ли быть первым?» – очевиден, приведем еще одну цитату, из интервью бизнес-консультанта Макса Шупбаха журналу «Свой бизнес»:
– У лидерства есть психологический аспект, который некоторые считают мнимым, и есть проявление лидерства в реальной жизни – разработка и реализация стратегии, принятие решений. Все это взаимосвязано!
Мы все одновременно существуем в разных измерениях. Например, в бизнесе у вас есть определенная стратегия, продукты и услуги, а также финансовые результаты. Это один мир. Но параллельно с ним существует другой – это эмоции, воодушевление, новые идеи, которые приходят к членам вашей команды, тонкие аспекты отношений между людьми. Есть и третий мир – это некая глобальная роль, которую ваше предприятие играет в развитии общества.
Ваш бизнес существует одновременно в этих трех измерениях. Побеждает тот, кто признает равномерность этих трех миров. Они необязательно должны быть одинаково важны для вас на протяжении всего времени – в разные моменты тот или иной аспект может доминировать, занимать все ваше внимание. Но при этом вы должны помнить о существовании других измерений, чтобы быть успешными во всех отношениях.
Евгения Зимина