Предисловие к памятнику
Часть 2. В поисках образа
Место для памятника русскому солдату в Ульяновске выбрали на Венце, всего в нескольких шагах от здания сельхозакадемии. Это одно из старейших зданий Симбирска, специально выстроенное в 1804-1807 годах для присутственных мест губернии, то есть для ее администрации. В этих стенах работало в числе других учреждений воинское присутствие, аналог современного облвоенкомата. Мемориальная доска в честь воинов 1812 года установлена на стене бывших присутственных мест, так как оба собора, связанные с памятными событиями тех лет, уничтожены в 30-е годы ХХ века.
60 «Тетрадей» Петра Бореля
Объявляя конкурс на лучший проект памятника Русскому солдату, отправной точкой в творческом поиске образа избрали литографированный портрет Василия Кочеткова. Автограф художника читается в правом нижнем углу иллюстрации. Полная подпись под ней такова: «В. Н. Кочетков, столетний ветеран Русской армии, †(т.е. скончался) 31 мая 1892 г. По фотографии, снятой 20 мая 1892 г. в Вытегре, рисовал П. Ф. Борель».
Петр Федорович Борель - классик отечественного типо-литографского искусства, живописец, акварелист, портретист. Всем нам «незнакомый знакомец» - с детства каждому из нас известны его иллюстрации в учебниках и собраниях сочинений русских писателей. «Встреча Пушкина с телом Грибоедова на Кавказе», «Возвращение раненого Пушкина после дуэли», «Дом Пушкина в Михайловском», портреты Гоголя, Тургенева, Островского, Грибоедова - все это работы Петра Бореля. Современники отмечали, что художник исключительно точен в деталях.
В 1895 году на Первой Всероссийской выставке печатного дела Петр Борель был удостоен Большой золотой медали «за художественные работы на камне». Он представил собрание «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов». Это летопись в лицах Крымской войны. Всего в ней 60 «Тетрадей» и 400 портретов. Рисунки делались с натуры, в том числе и в осажденном Севастополе на Корниловском бастионе, где в составе Казанского конно-егерского полка воевал Василий Кочетков. Так что видел Борель ветерана в боях, и рисовал не только с прощального снимка, сделанного за две недели до кончины столетнего воина.
Петр Борель и Василий Кочетков оставили нам загадку: на снимке ветеран запечатлен сидящим на лафете мортиры. Мортира - тяжелое крепостное орудие, стреляет бомбами, ведет навесной огонь. Такие орудия не возят в дальние, тем более горные походы - немобильное и слишком тяжелое для конной тяги. А в послужном списке Кочеткова чаще всего упоминается горная артиллерия. О каком героическом эпизоде призван напомнить этот снимок? Сделана фотография явно на память: отставной фейерверкер в парадном мундире и при всех регалиях. «Снято в Вытегре». Вытегра - городок на юго-восточном берегу Онежского озера, отсюда с петровских времен через систему рек и каналов есть путь на Рыбинск, то есть на Волгу. И проходит он через городок Белозерск Вологодской области, тот самый, где через одиннадцать дней после снимка в Вытегре скончался ветеран «проездом на родину в Симбирскую губернию».
Кто из родных большой семьи Василия Кочеткова жил в Симбирской губернии, неизвестно. Подростком он был зачислен в музыкальную команду. В строевую службу вступил «из кантонистов Лейб-гвардии гренадерского полка 7 марта 1811 года». Сражения 1812 года - его первая военная кампания. Мобилизация такой категории солдат производилась канцеляриями военного ведомства в Петербурге. В таком случае через Симбирское воинское присутствие не проходили даже его документы.
А вот Александр Горчаков призывался «по рекрутскому набору из крестьян Симбирской губернии», то есть обязательно через губернское воинское присутствие. Василий Кочетков служил под командой Александра Горчакова в роте Дворцовых гренадер семь лет - с 1862 по 1869 год. Ветеранам было о чем вспомнить. Оба в разные годы и в разных горячих точках побывали на Кавказе, в боях с турками и персами. Оба служили при трех императорах - Александре I, Николае Iи Александре II. В годы Отечественной войны и Зарубежного похода сражались в одном строю. Кочетков в рядах лейб-гвардии Гренадерского полка в арьегардных боях под Можайском, Бородинской битве, преследовании неприятельских войск до Немана, боях за Лейпциг и Париж. Горчаков в составе лейб-гвардии Егерского полка под Смоленском, при Бородино, в наступлении до Вильно, боях за Кульм и Париж. А встретиться довелось в стенах Зимнего Дворца.
12 октября 1877 года Кочетков был тяжело ранен на Шипке бомбою, после чего ему пришлось ампутировать левую ногу, затем «он вышел в окончательную отставку». Общий стаж его службы в этом случае - 66 лет. «Вестник военного духовенства» за 1892 год называет срок службы ветерана «около 80 лет», полагая, что после ранения на Балканах Кочетков еще на 13 лет возвратился в роту Дворцовых гренадер. Реальный вариант: при зачислении на вакансии роты преимущество отдавалось служившим в Почетном конвое при Александре IIи участникам боев 1877-78 годов.
Дворцовая рота - живой памятник гвардейской доблести - в советское время была упразднена, ее музей в Зимнем дворце ликвидирован, а документы разрознены. В 2004 году в Пикетном зале Зимнего дворца, где почти сто лет проводились разводы караулов (пикетов) Дворцовой роты, началось воссоздание музейной экспозиции. 9 марта 2009 года силами участников военно-исторического объединения «Рота Дворцовых Гренадер» она была восстановлена и стала логическим завершением общей музейной экспозиции, расположенной в Военной Галерее и Фельдмаршальском зале. Списки гренадер сохранились не за все годы, сейчас в них около 500 фамилий, поиск продолжается. Кочетков вышел в отставку с пенсией 562 рубля в год, что составляло солидную сумму.
Вернемся к портрету, с которого начали поиск. Художник мог создать погрудный портрет украшенного множеством наград столетнего воина, а запечатлел его с протезом. И тем самым открыл нам еще одну славную страницу российской истории. 130 лет назад, 8 марта 1883 года приказом по Военному ведомству был открыт «Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов». Это первый в России медико-реабилитационный специализированный центр, начало всех отечественных институтов протезирования. Сегодня он приобрел всемирную известность, с 1999 года вошел в состав Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г. Альбрехта.
Вопрос о создании такого приюта был впервые поднят в связи с большим количеством воинов, получивших увечья на Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Средства собирали Российское общество Красного Креста, Дамский попечительский комитет, Почетные попечители из императорской семьи. Приют открыли на Большом Сампсониевском проспекте Петербурга на территории городка Клинического военного госпиталя. Руководствовались не жалостью - милосердием: «ампутированным воинам» предоставлялись не только стол и кров «на казенном коште». В приюте был сад, мастерские, установлены специальные брусья, чтобы протезированные могли учиться ходить. Одним из первых в этот приют был принят «отставной фейерверкер первого класса ампутированный» Василий Кочетков. Как и другие «призреваемые воины», вместе с лучшими военными хирургами и мастерами он невольно стал участником процесса экспериментального протезирования. «Призреваемые» числились на военной службе, в так называемых «слабосильных командах», вот и разгадка пожизненного стажа службы Василия Кочеткова. А литография Петра Бореля - не только ключ к загадке, но и примечательный памятник мужеству и милосердию.
У отцовского плеча: воспитание подвигом
Василий Кочетков, многолетнему боевому пути которого «ДО» посвятил статью «Более других имел случаев к отличию» (см. № 8, август 2012), был главой большой семьи, где родились десять детей. Трое из шести его сыновей по примеру отца избрали воинскую службу. Старший сын произведен в чин капитана батареи горной артиллерии еще во время Туркестанского похода (1869-1871), где его отец служил фейерверкером в Конно-артиллерийской бригаде горных орудий. Второй сын дослужился до поручика, третий был вахмистром. Из четырех дочерей одна стала сестрой милосердия в Петербургском военном госпитале.
Гренадеры с легендарными биографиями вызвали стремление послужить Отечеству не только у их собственных детей. В 30-е годы XIXвека художник Адольф Ладюрнер запечатлел эпизоды с участием Дворцовых гренадер. Одна из картин - «Черный коридор Зимнего дворца с придворным арапом и дядькой». На плече дядьки-гренадера уселся мальчик. Этот малыш - великий князь Константин Николаевич. С малолетства он готовился к морской службе. Попечителем подростка стал исследователь Арктики Федор Литке. С пятнадцати лет будущий генерал-адмирал Константин Николаевич участвовал в морских походах, к двадцати годам уже два года командовал фрегатом «Паллада». Именно по его инициативе «Паллада» отправится в кругосветное плавание, а секретарем адмирала Путятина станет Иван Гончаров. Константин Николаевич войдет в историю как участник восьми военных кампаний, основатель (1845) Русского географического общества и журнала «Морской сборник», куда привлечет лучшие литературные и научные силы России. Ему принадлежат бесспорные заслуги в подготовке и осуществлении Крестьянской реформы 1860-х годов и связанными с ней прогрессивными преобразованиями на флоте.
…Поднимемся на высокое крыльцо парадного входа в Ульяновскую сельхозакадемию. Слева от вестибюля большой зал с окнами на запад. На плане XIXвека зал помечен буквой qи надписью «Воинская и для набору рекрутов». Эти стены повидали всех воинов-симбирян - призывников и ополченцев, овеянных бессмертной славой, и безвестных героев. Была хорошая мысль передать историческое здание под экспозицию Краеведческого музея. Не сбылось, упустили момент.
Таковы лишь несколько эпизодов исторических панорам, открывающихся при воспоминаниях о подвигах Российской гвардии. И имена тех, кто видел Русского солдата в кровавых битвах и золоте славы, чья кисть с любовью и пониманием запечатлела образ защитников Отечества.
Наталья Гауз
www.goldcompany.ru - это сайт ВИО (Военно-исторического объединения) «Рота Дворцовых Гренадер». Материалы сайта подготовлены В.В.Мельниковым