€ 110,48
$ 103,95
¥ 13,96
Ошибки руководителя, или Как испортить трудовой коллектив
Ольга Кожевникова
руководитель Школы тренеров УлГПУ
Распространенная группа ошибок лежит в плоскости общения начальника с подчиненными. Эти ошибки имеют такой чудовищный размах по своим последствиям, что могут перечеркнуть все хорошее, что сделано в остальных сферах*.
Культура общения
Именно от общения зависит, как будут складываться отношения между людьми в коллективе, какие нормы привьются, какие традиции сложатся.
Если спросить увольняющихся сотрудников об истинной причине их смены места работы, то очень часто можно услышать в ответ, что виной тому не сложившиеся отношения с руководителем. Общение - процесс, как минимум, двусторонний. Но мы не будем рассматривать ошибки, которые допускает подчиненный, так как зачастую руководитель имеет мало рычагов, чтобы повлиять на них. Да и радиус действия этих промахов значительно меньше, чем тех, что допускает управленец.
В основе всех проблем, связанных с этой группой ошибок, лежит то, что называют хорошими манерами. Культура общения возникла как способ взаимодействия людей по определенным правилам, при соблюдении которых возникает хороший настрой и снижается напряженность. Конечно, и здесь бывают своего рода перегибы, когда ритуализация общения доходит до крайней точки, и человек весь состоит из хороших манер, теряя за ними свою личность. Но, в целом, при соблюдении самых простых правил, можно добиться потрясающих результатов в контактах с людьми.
Правила эти о том, что важно быть вежливым, сдержанным в проявлении негативных чувств, а также стремиться общаться с другими людьми так, как хотелось бы, чтобы общались с тобой. Несмотря на столь, очень простые истины, управленец часто попадает в плен самых разнообразных ошибок. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Грубость
Когда начальник не стесняется в выражениях, выливая свое раздражение, гнев, просто плохое настроение на подчиненных, он, как правило, не думает, как в этот момент выглядит со стороны, не заботится о том, чтобы не уронить достоинство и не потерять лица.
Хамство и грубость часто становятся в сознании руководителя синонимами слов «требовательность» и «критика ошибочных действий». Грубый руководитель оправдывает свой стиль общения, ссылаясь на подчиненных: «По-другому они не понимают» или же заявляя: «Да вовсе я не грублю», обижая тем самым своих сотрудников и наживая врагов и недоброжелателей. Часто метаморфоза происходит с человеком после назначения на руководящую должность: тот, кто раньше был вполне культурным вежливым человеком, теперь производит впечатление наглого заносчивого хама.
Как влияет такой стиль общения на подчиненных? Климат коллектива, в котором царствует грубый «хозяин», пропитан страхом и подавленным гневом. Люди боятся руководителя и злятся на него. Сюда могут добавляться чувства бессилия оттого, что ситуацию не удается изменить, и обиды за то, что приходится терпеть неуважительное обращение. К чувствам прибавляется желание как можно реже видеть и слышать своего гневливого шефа, либо попытаться расположить его к себе с помощью лести и подхалимства. А те, кто не умеет лицемерить, либо идут на конфликт с руководителем, либо ищут более комфортное с эмоциональной точки зрения место работы.
Откуда берет корни грубое поведение? Наиболее логичным нам представляется, что оно копируется через наблюдение за моделью. У хамоватого генерального директора и все остальные менеджеры приобретают такой же стиль общения. Кроме того, если человека, не наделенного по отношению к нам властью, мы можем осадить за неподобающее поведение, то проделать это с начальством мало кто рискнет. Поэтому любая грубость со стороны руководства получает положительное подкрепление. Чем больше объем власти, тем сильнее эта зависимость.
Управленец должен научиться придерживаться внутренней этики общения. Если она не сформирована и извне не корректируется, то последствия налицо. Все это работает и для следующих ошибок.
Высокомерие
Другая ошибка управленца в общении с подчиненными - высокомерие по отношению к ним, или подчеркивание своего привилегированного статуса, власти через демонстративно пренебрежительное и презрительное отношение к работнику, унижение его чувства собственного достоинства.
Заносчивость часто демонстрируется через такие поведенческие сигналы, когда, например, руководитель заставляет себя ждать дольше обычного, говорит нелицеприятные вещи, задевая достоинство человека. Эффект усиливается, если он делает это публично, не здоровается, не замечает или игнорирует, когда к нему обращаются, относится к подчиненному, как к пустому месту или человеку низшей касты. Высокомерный управленец вызывает у подчиненных чувство униженности, гнева, обиды, а также желание отомстить.
В основе высокомерного общения часто лежит неуверенность руководителя в себе, страх быть непризнанным с точки зрения властных полномочий. Подчеркнутая дистанция призвана вселить в сотрудников понимание того, кто на каком месте в иерархии ролей находится. Такая манера общения часто появляется и у тех, кто одержим жаждой власти, склонен относиться к людям, как к пешкам в своей игре.
Насмешки
Бывают руководители, которые любят посмеяться и пошутить, однако «юмор» направлен в основном в сторону сотрудников - их действий или личностных качеств. Высмеиваются не только промахи в работе, но и манера общения, стиль одежды, медленное или, наоборот, очень быстрое решение задач, любые маленькие черточки, из которых складывается индивидуальность.
Такой начальник искренне удивляется, почему люди обижаются на его юмористические высказывания, не могут оценить их по достоинству и посмеяться вместе. Но, как заметил однажды классик, существует тонкая граница между шуткой и оскорблением, и не все люди эту грань улавливают. Кроме того, планка эта очень подвижна: на что один человек только улыбнется, другой воспримет, как глубочайшее оскорбление, и наоборот. Часто человек воспринимает смех над собой, особенно публичный, как позор.
Ехидство и насмешки порождают у подчиненных страх быть высмеянным. Как защитная реакция, у стойких вырабатывается броня, состоящая из циничного или безразличного отношения к насмешкам. Иногда подчиненные сами начинают тренироваться в зубоскальстве. Менее стойкие обижаются, жалуются друг другу и потихоньку плачут.
Эмоциональная распущенность
Этот вид ошибки возникает тогда, когда руководитель перестает сдерживать эмоции, в обществе обычно контролируемые. Самоконтроль эмоциональной сферы отсутствует, как правило, у маленьких детей, они бурно, практически всем организмом, реагируют на события своей жизни. Но постепенно взрослые приучают их держать эмоции в узде, и со временем люди приучаются не набрасываться в гневе с кулаками на обидчика; не бросаться целовать людей в порыве радости; не рыдать от обиды и жалости к себе, а использовать более цивилизованные формы проявления чувств.
Конечно, тут многое зависит от темперамента, но в целом, взрослый человек способен в большинстве ситуаций держать себя в руках. Считается, что бурное проявление чувств демонстрируют люди с ограниченным интеллектуальным уровнем, низкой культурой, малообразованные. Как ни странно, но в эту категорию часто попадают руководители, причем самого высокого ранга. Всегда ли они были такими? Очевидно, нет. Неограниченная власть над себе подобными формирует чувство вседозволенности, ибо если в детстве ребенка тормозит родитель или другой взрослый, то теперь сдерживающего рычага нет, и управленец может упражняться в том, чтобы дать волю своим эмоциям.
То же самое происходит и в некоторых семьях, где от одного человека зависит благополучие всей семьи. И этот сильный может позволить себе детское поведение, которому потакают окружающие его люди. Он может капризничать, топать ножками, надувать губки, бросаться вещами, громко кричать.
Любопытно, что некоторые руководители проигрывают разные модели поведения на работе и за ее пределами. И если на работе он проявляет себя как распущенный избалованный ребенок, то вне рабочих стен становится нормальным взрослым человеком. В коллективе, где царствует такой руководитель, подчиненные стараются угодить, потакают любым эмоциональным всплескам, так как никто не осмеливается «отшлепать непослушного малыша».
Рекомендации руководителю:
1. Устанавливайте для себя правила культуры общения и придерживайтесь их. Должны соблюдаться как минимум три правила: быть вежливым; сдержанным в проявлении негативных чувств; стремиться общаться с другими людьми так, как хотелось бы, чтобы общались с тобой.
2. Проверяйте себя на предмет того, есть ли в общении с подчиненными грубость, высокомерие, насмешки, эмоциональная распущенность.