€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Бюджет области: одобрен народом, утвержден депутатами
Практически одновременно в Российской Федерации и Ульяновской области были утверждены главные финансовые документы - бюджеты, федеральный и региональный соответственно. При формировании «большой» казны был принят ряд нестандартных решений, повлиявших не только на ее показатели, но и на показатели региональных бюджетов. Как планировался, формировался и принимался бюджет области, рассказывает министр финансов Екатерина БУЦКАЯ.
- Екатерина Владимировна, принятый бюджет для вас в качестве министра финансов первый. Трудно было штурмовать вершину?
- Да, но по той причине, что вы озвучили, - только отчасти. Я работаю в областном минфине с 2006 года, поэтому всю работу по формированию главного финансового документа хорошо знаю. Главная трудность - в другом. Мировая политическая и экономическая ситуация менее чем за год резко изменилась, по большинству параметров - совсем не в пользу нашей страны. Естественно, эти процессы наложились и на жизнь области. Поэтому работа, действительно, шла непростая, и решения порой принимать приходилось такие же.
Над этим бюджетом мы начали работать с апреля. Хочу подчеркнуть, что употребляя слово «мы», я имею в виду не только специалистов нашего ведомства. Самую полную и всестороннюю поддержку финансисты имели от губернатора Сергея Ивановича Морозова, очень плотно работали с коллегами из других министерств и ведомств, а с момента внесения в областной парламент - с депутатами Законодательного Собрания, в основном, комитета по бюджету и экономической политике.
- И с чего же конкретно начиналась работа над этим бюджетом?
- С тщательного изучения прогнозов социально-экономического развития страны в целом и региона в отдельности. В целях минимизации угроз несбалансированности областного и муниципальных бюджетов подготовка проекта осуществлялась на основе «консервативного», наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Такой подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.
- В чем главная особенность нового бюджета?
- Принципиальным отличием бюджета является то, что он сформирован в программном формате. 96,6% всех расходов, а это 35,9 млрд рублей, будет финансироваться через 20 программ, предусматривающих достижение соответствующих целевых индикаторов. Таким образом, устанавливается непосредственная связь бюджетных ассигнований с результатами их использования для достижения заявленных стратегических целей.
- Итак, что же у нас есть и что мы себе можем позволить?
- Расходы областной казны утверждены на 2015 год в сумме 37 млрд 104,8 млн рублей, что составило 114,2% к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2014 год. Что касается расходов на 2016 и 2017 годы, то они утверждены в суммах 37 млрд 164,4 млн и 38 млрд 766,3 млн рублей соответственно.
- Расходы на зарплату бюджетников учтены в полной мере?
- Расходы запланированы в общей сумме 10 млрд 813,6 млн рублей, что составляет почти треть расходов областного бюджета (29,1%).
- А вот три четверти бюджетного «пирога» составляют расходы социальной отрасли...
- …Да, на обеспечение услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований области. Удельный вес этих расходов на 2015 год составляет 74,1%.
- Наверное, есть необходимость более точечно «распределить» эти средства.
- Объем бюджетных ассигнований по отрасли «Социальная защита» составит 8 млрд 405 млн рублей. Подчеркну, что расходы на социальное обеспечение населения в сумме 6 млрд 343,6 млн рублей заложены исходя из принципа нуждаемости и адресности.
Бюджетные ассигнования по отрасли «Образование» запланированы в сумме 8 млрд 13,5 млн рублей, что составляет 107% к показателям первоначально утвержденного бюджета на 2014 год.
Расходы на здравоохранение заложены в сумме 8 млрд 161,7 млн рублей. Прибавка к показателю этого года - 23%. Объем бюджетных ассигнований в сфере культуры и кинематографии составит 608,3 млн рублей, или с ростом к уровню 2014 года - на 9,8%.
- 2015 год - год 70-летия со дня Победы. Юбилей не останется без финансовой поддержки?
- Эта статья - на особом внимании. На проведение мероприятий в рамках проекта «Победа-70» предусмотрены средства в сумме 33 млн рублей.
- Как планируется финансировать реальный сектор экономики?
- Несмотря на общую социальную направленность бюджета, важным направлением бюджетной политики остается государственная поддержка значимых для Ульяновской области отраслей экономики с объемом финансирования в сумме 5 млрд 126 млн рублей. Рост к бюджету на этот год - 1 млрд 121,3 млн рублей.
- Наших читателей особенно интересует вопрос поддержки малого и среднего бизнеса. Область им поможет?
- Не только область, но и федеральный центр. Нами предусмотрены средства областного бюджета в сумме 52,5 млн рублей, что позволит, в свою очередь, привлечь средства федеральной казны в сумме 160 млн рублей.
- Жилищно-коммунальный комплекс - что планируется сделать в первую очередь?
- Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство запланированы в общей сумме 416,7 млн рублей.
В этой сумме на газификацию населенных пунктов Ульяновской области предусмотрено 28,4 млн рублей. На них планируется построить более 125 км газопроводов. А в соответствии с планом-графиком синхронизации с ОАО «Газпром» планируется привлечение средств в сумме 700 млн рублей, которые будут направлены на 14 объектов в 54 поселениях области.
Средства в сумме 53,6 млн рублей будут направлены на строительство и реконструкцию более 40 км сетей водоснабжения в шести сельских районах, а на условиях софинансирования из федерального бюджета по этому направлению поступит еще 98 млн рублей.
На переселение граждан из аварийного жилого фонда запланировано 20 млн рублей. Будут расселены 654 человек из 20 аварийных домов за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». 10 млн рублей предусмотрены на капитальный ремонт жилья.
- Будут ли и в каком объеме поддержаны муниципалитеты?
- Общий объем финансовой поддержки местных бюджетов на очередной финансовый год прогнозируется в сумме 8 млрд 677,8 млн рублей. Основным видом финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с объемом финансирования на 2015 год в сумме 1 млрд 612 млн рублей, что составляет 6% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. При этом рост к уровню первоначально утвержденного бюджета на 2014 год по названным дотациям составляет 13%.
- Новый бюджет области, безусловно, тема номер один в последнее время. Такого широкого обсуждения, обмена мнениями, споров никогда не было. Чем это вызвано?
- Это веление времени. Мы переходим на новый путь управления государственными финансами, направленный на вовлечение граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам формирования бюджета. Данный процесс получил название «Народный бюджет». Наш регион активно работает в этом направлении. Мы уже несколько лет изучаем мировой и российский опыт, смогли и сами предложить некоторые идеи, в частности, по реализации программы «Открытый бюджет». А сейчас пришла пора внедрения полноценных проектов, направленных на реализацию наказов избирателей, местных народных инициатив. Губернатор уже подписал соответствующие распоряжения, и в рамках обсуждаемого бюджета мы приступили к реализации проектов, подготовленных на основе местных инициатив.
Подготовительная работа будет проводиться до конца текущего года. Главная задача на начальном этапе - максимально полно довести информацию о «Народном бюджете» до населения, привлечь к его реализации сторонников из всех слоев населения. В течение ноября все жители региона получили возможность озвучить свои предложения на народных сходах. Проходили они с участием депутатов всех уровней, представителей партий и общественных организаций.
В начале следующего года будет проведен конкурсный отбор проектов развития муниципалитетов, подготовленных на основе местных инициатив граждан, который в конечном итоге позволит выявить приоритеты бюджетного финансирования.