Красота требует
Услуги «красивого» бизнеса в России с каждым годом пользуются все большим спросом. И ульяновская beauty-индустрия, несмотря на сложную ситуацию в экономике, продолжает развиваться, внедряя новые продукты и технологии
Родом из СССР
Во все времена люди стремились усовершенствовать свою внешность. В советские годы индустрия красоты была представлена многочисленными муниципальными парикмахерскими, да еще частными «косметичками», которые на дому делали женщинам масочки и чистки лица. Серьезные beauty-заведения, такие как столичный Институт Красоты на Новом Арбате, в стране советов можно было пересчитать по пальцам. В Ульяновске в 1964 году открылся медико-косметологический центр «Чародейка», который тоже сыграл свою роль в становлении отрасли в регионе.
В середине 90-х в России начали открываться первые частные заведения в сфере красоты. Пионерами здесь стали такие зарубежные производители профессиональной косметики, как Wella и Ив Роше (позднее эти брендовые салоны открылись и в Ульяновске).
Считается, что первый коммерческий салон красоты в нашем городе был открыт в 1995 году - два парикмахера муниципального предприятия ушли в «свободное плавание», арендовав маленькое помещение с парикмахерским креслом и кабинетом ногтевого сервиса.
А потом, как говорится, процесс пошел, индустрия красоты начала стремительно развиваться. Ульяновск вместе со всей Россией словно начал догонять весь мир, который давно привык к регулярным процедурам профессионального ухода за внешностью.
Сегодня точное количество салонов и парикмахерских в России не берется назвать никто. По базе 2ГИС, в Ульяновске насчитывается 154 организации «косметического профиля», однако косметологические процедуры сегодня оказывают и клиники (государственные, частные), и фитнес-центры, и кабинеты, открытые на площадях торгово-развлекательных центров.
Как утверждают профессионалы рынка, в этой сфере бытового обслуживания число предприятий, работников и услуг не уменьшается. Кстати, парикмахерские услуги по-прежнему держат пальму первенства в «красивом бизнесе». Как правило, более половины дохода салону красоты приносит hair-направление - стрижки, укладки, окрашивание, лечение волос.
Клиента нужно удивлять
В центре Ульяновска традиционно работают заведения, рассчитанные на премиум-сегмент, в «спальных» районах - соответственно, больше объектов эконом-класса. Конкуренция с каждым годом ужесточается. Так, еще пять лет назад в «университетском городке» на Свияге было одно beauty-заведение, сейчас таковых пять.
А еще по соседству - в ТЦ «Пушкаревское кольцо» - в прошлом году открылся «Jessy style».
Хозяйка салона Светлана Прохорова рассказала «ДО», что выбор площадки был неслучаен, рекламировать заведение, которое находится в известном месте, легче, да и сама входная рамка торгового центра помогает: иные посетители ТЦ заходят сделать стрижку или маникюр, как говорится, «по пути». Конечно, приходится крутиться: предпринимательница - не только управляющая салоном, но и практикующий специалист (парикмахер, мастер-культивист), и это тоже тренд «красивого бизнеса» - руководитель заведения, как правило, и сам ведет клиентов.
Главная задача для новичков этого бизнеса - набрать клиентуру, заработать репутацию (для опытных игроков важно удержать ее).
В условиях жесткой конкуренции это важнейший фактор для выживания, способ привлечения клиентуры.
Как рассказали «ДО» в ульяновском салоне «TESS», специализирующемся на парикмахерских услугах, здесь порядка 80% клиентов -
постоянные. Участники рынка единодушны: постоянные клиенты, которые «подсели» на салонные процедуры, нашли «свое» заведение, - это львиная доля успеха. Для сервисной организации также очень важно создать особую атмосферу, в которой гостю тепло и комфортно, где он может снять стресс, отдохнуть душой и телом, даже выговориться.
- Для своих клиентов я - психолог по совместимости, - рассказывает частнопрактикующий врач-косметолог Ольга Завьялова.
Среди методов борьбы за лояльность клиента - регулярные «знаки внимания» (например, смс-собщения о старте новой акции) и, конечно же, постоянные новинки (препараты, технологии...).
- Клиента нужно постоянно удивлять! - говорит директор «Клуба красоты» Елена Братищева. - Поэтому мы каждый месяц презентуем до трех новинок. Освоили технологию шугаринга, кератинизацию бровей, перманентное глянцевание ногтей, приобрели лазерный аппарат для удаления татуировок и перманентного макияжа и т.д. А wellness-тренажеры установили по просьбе самих клиентов, их интересует не только красота, но и здоровье, коррекция фигуры.
Как отмечают профессионалы, все новинки ульяновский рынок принимает довольно-таки благосклонно. В старейшем ульяновском салоне красоты «Эвиданс» нам рассказали о том, что по мере развития заведения в «меню» появлялись все новые процедуры: на первоначальном этапе - депиляция, массаж, чистка лица, потом - пилинг, обертывания и т.д. И со временем практически ни одну процедуру из прайса не убрали - востребовано все.
- Уважающий себя салон должен постоянно следить не только за инновациями, но и за модными тенденциями в beauty-индустрии, -
продолжает Елена Братищева. - Сегодня, например, в моде все натуральное. Никаких нарощенных волос, длинных искусственных ногтей! Если нарощенные ресницы, то только схожие с естественными.
Чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, было в курсе новинок «красивого бизнеса», руководители и специалисты должны постоянно учиться. Как правило - в столице, где оперативно происходят международные премьеры новых препаратов и передовых технологий. В Ульяновске можно получить, скажем, базовый курс парикмахерского мастерства, но чтобы добиться настоящего успеха, получив из первых уст информацию об инновациях парикмахерского искусства, эксклюзивных техниках окрашивания, самых эффективных процедурах восстановления волос, нужно ехать в Москву. И этот процесс - постоянный.
В Ульяновске насчитывается 154 организации «косметического профиля», однако косметологические процедуры сегодня оказывают и клиники (государственные, частные),
и фитнес-центры, и кабинеты, открытые на площадях торгово-развлекательных центров
- Недавно я побывала на очередной встрече с японскими партнерами, у которых учусь нанотехнологиям в сфере косметологии, - говорит Ольга Завьялова. - Да, инвестиции в повышение квалификации - серьезная строка расходов, но без нее никуда. Этот год для меня проходит под девизом «сохрани клиента», но я планирую развиваться дальше, а значит, постоянное обучение обязательно.
Интернет вам в помощь!
Игроки отрасли отмечают тенденцию последних лет: клиент стал более избирательным, более требовательным. Благодаря развитию сети Интернет стала доступной информация о тонкостях салонного бизнеса, и прежде чем обратиться к мастеру, человек скрупулезно все узнает, прочитает, еще и обзвонит несколько заведений, чтобы найти где дешевле. И в интересах мастера - не навязать процедуру, а быть нацеленным на результат.
- Если женщина, придя в офис после курса дорогостоящих процедур, не получит порцию комплиментов, то она может потерять доверие к специалисту, в целом разочароваться в салоне, где не оправдали ее ожиданий, - говорит директор клиники косметологии и коррекции фигуры «МедЭстетик» Олеся Вергун. - Вместе с тем большая ошибка новичков - пройти всего пару сеансов процедур и надеяться на заметный и долгий эффект. Чтобы получить устойчивый результат, необходим курс, например, витаминного инъекционного комплекса. Вопрос: многие ли в Ульяновске готовы платить раз в полгода по 25-30 тысяч рублей?..
Профессионалы отрасли отмечают, что аудитория салонов красоты за последнее время помолодела, к косметологу обращаются не только дамы солидного возраста, но и 30-35-летние женщины, которые замечают первые признаки старения и готовы бороться с ними с помощью передовых методик и современных препаратов. Причем ни статус, ни благосостояние тут особой роли не играет: если женщина себя любит, если хочет нравиться, наконец, если замотивирована на изменения во внешности, то она всегда найдет время и деньги на салонный уход.
С мужчинами сложнее. Метросексуалов, представителей нетрадиционной ориентации, которые регулярно ходят в салоны на массаж, маникюр-педикюр, стрижку-укладку - в Ульяновске, в отличие от мегаполисов, немного. А «обычного» мужчину, как правило, в салон красоты не затащишь. Но beauty-профессионалы не сдаются, идут на различные ухищрения для привлечения мужской аудитории: продают подарочные сертификаты, формируют пакетные предложения (например, «Час короля»). Вообще, продажа пакета, куда входит до семи процедур, выгодна заведению, поэтому многие салоны красоты при маркетинговом продвижении делают упор именно на них.
Импорт не заменишь
Новейший кризис внес свои коррективы в деятельность предприятий beauty-индустрии региона, некоторые отметили снижение количества посещений, падение спроса на дорогие услуги, снижение маржи. Многие заведения повысили цены на свои услуги -
от 10 до 30% (больше нельзя - произойдет критический отток клиентов). Повышение цен - вынужденная мера: салоны, особенно работающие в сегменте премиум, имеют дело исключительно с зарубежными брендами, а это значит, что цены на косметическую продукцию, которая представлена в торговом зале и на которой проводятся процедуры, увязаны с курсом доллара и евро.
Вопрос об импортозамещении вызывает у профессионалов красивого бизнеса лишь горькую усмешку: у эффективных средств по уходу, инъекционных препаратов, поступающих в Ульяновск из Израиля, Франции и других стран, нет достойных российских аналогов. Ну, разве что отечественную краску для волос кто-то начал использовать. Поставщики сегодня предлагают ульяновским салонам и недорогую корейскую продукцию, но это автоматически означает снижение уровня заведения, падение имиджа, который в салонном бизнесе, как ни в каком другом, играет огромную роль.
Очень высокая арендная плата, недешевая коммуналка - еще один сдерживающий фактор для эффективной ценовой политики салона, который заинтересован в привлечении клиентов из среднего класса.
Репутация заведения, клиентоориентированность, внедрение новых препаратов и технологий - главные факторы для выживания и привлечения клиентуры в индустрии красоты
«Домушники» ломают рынок
Недавно в одном из спальных районов Ульяновска установили билборд с информацией о продаже салона красоты. «Купи любимой бизнес!» - призывал плакат. Тренд, начавшийся в лихие 90-е, когда деловые люди покупали своим половинкам «игрушку» (чтобы не скучно было!), имеет место быть и сегодня. В этом кроется и суть проблемы «красивого бизнеса»: люди, открывающие салон, порой не ставят перед собой четких целей, у них нет видения будущей клиентуры, нет бизнес-плана. И опыт административной работы отсутствует в принципе, да они его и не стремятся получить.
Вместе с тем эксперты отмечают, что время дилетантов проходит. Успешный бизнес может построить только профессионал, который будет серьезно заниматься стандартизацией услуг, бизнес-планированием и, конечно же, кадровой политикой своего предприятия.
А вот с кадрами в «красивом бизнесе» складывается не совсем красивая ситуация. Мало того, что в Ульяновске хорошие специалисты наперечет, так еще и «домушники» ломают рынок. Косметологи, парикмахеры, нэйл-специалисты, обучившиеся за счет компании, быстро входят во вкус и, набрав в «родном» салоне клиентскую базу, закупив у дистрибьютеров (а то и своровав у хозяев!) профессиональную косметику, инъекционные препараты, начинают работать на дому. Разумеется, не платят налоги, аренду, а значит, могут смело демпинговать цены. И клиентов не отпугивает даже отсутствие высшего медицинского образования у мастерицы, которая делает процедуры в домашних условиях, никоим образом не обеспечив безопасность клиента. А ведь даже чистку лица можно делать только в условиях полной стерильности, не говоря уже о контурной пластике.
Впрочем, у «домушников» есть свои аргументы при выборе «свободного плавания»: мол, хозяин оформляет специалистов по совместительству, не оплачивает отпуск, больничный, оставляет без пенсии. И потом, какой солдат не мечтает стать генералом!
В Европе проблема работающих на дому мастеров, которые демпингуют и уводят клиентов из салонов, давно решена на законодательном уровне, там вести бизнес вне правового поля просто невыгодно.
- Проблема номер один beauty-отрасли - нецивилизованная конкуренция, - подчеркивает Олеся Вергун. - Думаю, пора и в России ужесточить требования, в том числе к салонам красоты, которые, не имея медицинской лицензии, делают, скажем, инъекционные процедуры.
Бизнес на века
Не за горами осень - время, которого ульяновские профессионалы салонного бизнеса ждут с особыми надеждами. Летом - традиционное сезонное затишье, клиентки в отпусках, да и многие процедуры (фотоэпиляция, фотоомоложение, химические пилинги, пилинги фруктовыми кислотами и т.д.) нельзя делать при ярком солнце.
Многие откладывают на холодный сезон и мезотерапию, которая оставляет синяки на теле, что не сочетается с открытыми летними нарядами. Перманентный макияж также менее рискованно делать в холодное время года. Как показывает практика, в начале осени особое оживление от визита гостей чувствуют косметологи -
приходит время восстановления кожи после воздействия солнечных лучей. Не останутся без работы и симбирские цирюльники -
после отпусков нужно привести волосы в порядок.
… Говорят, есть три вечные профессии на земле - врач, гробовщик и парикмахер. Надо думать, что с развитием цивилизации все более востребованными станут и косметологи, и специалисты ногтевого сервиса. Потому как никакое суперсовременное оборудование не заменит ручной труда мастера.
К факторам, сдерживающим рост индустрии красоты, в том числе в Ульяновске, относится, прежде всего, низкая платежеспособность населения, а также невысокая культура горожан, которые уже начали разбираться в брендах одежды и обуви, подбирать сумочку под цвет туфель, но еще не научились тратить деньги на уход за своей внешностью. Но все больше людей ассоциируют ухоженную внешность с успехом, в том числе в личной жизни.
И профессионалы рынка красоты надеются, что таких людей, в том числе среди ульяновцев, с годами будет больше.
А салонам красоты, чтобы выжить в высококонкурентной среде, придется много работать над сервисом, более придирчиво подбирать персонал, расширять спектр услуг и сопутствующих товаров. Но главное, надо научиться любить своего клиента, искренне заботиться о нем, и тогда заведению не будут страшны никакие кризисы.
Татьяна Задорожняя