- Проектное управление предполагает, что реализуются самые приоритетные проекты. Финансово-экономические трудности создают определенные ограничения, и очень важно выделять те приоритеты, на которых нужно сосредоточить ресурсы. Еще один акцент, который мы делаем при внедрении проектного управления, - возможность достичь тех целей, о которых говорится в проекте. Один из краеугольных камней при этом - эффективность межведомственного взаимодействия. Сейчас, чтобы принять какое-либо решение, нужно потратить уйму времени, подписать гору бумаг вместо того, чтобы собраться в одном месте и все решить.
Проектное управление в регионах. Почему это не просто слова
Фото: Эльмира Кобина
«Кризис идей? Нужен проектный офис»
Сегодня в Ленинском мемориале прошла международная конференция «Стратегия-2030. Проектное управление – проблемы модернизации государственной службы». Мероприятие было организовано региональным правительством и Корпоративным университетом Ульяновской области.
По словам директора Центра проектного менеджмента Олега Билева, есть несколько основных причин внедрения проектного управления. Это кризис идей, невыполнение ключевых показателей, несоблюдение сроков и бюджетов проектов, неэффективное использование человеческих и материальных ресурсов, неэффективное межведомственное взаимодействие, нестабильность политического и экономического окружения.
По его словам, эффективное проектное управление позволяет сформулировать единые цели и приоритеты, упростить систему согласования, объективно оценить риски и возможности и смотивировать исполнителей на результат.
По национальному стандарту ANSI PMBoK управление проектами – это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками.
Регионы активизируются
Правительство России вплотную занялось вопросами проектного управления в регионах в 2014 году, когда Аналитический центр при правительстве провел конкурс профессионального управления проектной деятельностью в госорганах под названием «Проектный Олимп».
- Это была достаточно авантюрная идея: хотелось проверить, есть ли в госсекторе проектное управление. Мы были приятно удивлены активностью участников, - на конкурс поступило более ста заявок из 28 субъектов РФ. И оказалось, что проектное управление вполне себе востребовано в госсекторе и эффективно реализуется. Учитывая такой интерес к нашему конкурсу, мы решили сделать его ежегодным, и он стал набирать обороты. В 2015 году количество заявок превысило 150, в 2016-м мы получили 177 заявок из 54 субъектов.
Одним из призеров конкурса 2014 года стала Калужская область. Она заняла второе место за систему управления проектом «Аэропорт Калуга». Это событие подтолкнуло регион формализовать работу в соответствии с принципами проектной деятельности.
- Калуга давно радует своим экономическом чудом: в регион, где нет ни нефти, ни газа, пришло множество инвесторов, благодаря которым Калужская область сделала большой скачок в развитии экономики. После участия в конкурсе «Проектный Олимп» мы начали задумываться о том, как перевести все это из «режима подвигов» в режим проектного управления. Мы поняли, что важно помочь командам проектов осознать цели и конкретизировать, что именно они будут делать, чтобы добиться этих целей в будущем.
А что Ульяновская область?
По словам главы правительства Ульяновской области Александра Смекалина, первые шаги в развитии проектного управления регион сделал шесть лет назад, когда все усилия и финансовые ресурсы были сконцентрированы на формировании благоприятного инвестиционного климата. Фактически тогда и началось создание проектного офиса.
- Эксперимент достаточно быстро начал приносить свои результаты. На примере Агентства стратегических инициатив были сформированы четыре серьезных блока - технологическая, предпринимательская, управленческая и социальная инициативы. Эти приоритетные направления мы планируем очень активно развивать.
Как отметил г-н Смекалин, проектное управление сегодня - не «гламурный эксперимент», а необходимость, в которую регионы готовы включаться.
- Зачастую мы предусматриваем средства в бюджете по инерции – потому что так надо. Зачастую мы выстраиваем работу по государственным заданиям, потому что так сложилось, не до конца оценивая ее эффективность. В чем результат работы Министерства спорта по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в одном из муниципалитетов? В том, чтобы построить новый комплекс? Нет. В том, чтобы изменить качество человеческого капитала? Да. В том, чтобы сократить смертность? Да. В том, чтобы повысить рождаемость? Да.
Пути назад нет – проектное управление будет внедряться,- резюмировала научный руководитель Корпоративного университета Ульяновской области Татьяна Люлькина. И добавила: «Нужно переключиться на работу «по-новому», сохраняя когерентность действий между федеральным центром и субъектами РФ и между самими регионами».
Выбор редакции: