Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ученые в бизнесе.
Какие шансы на успех?

Самый богатый ученый в мире – биолог Стивен Хилленбург с состоянием $90 млн. Но основную часть денег он заработал совсем не на научном проекте. Свернув с тропы естественных наук в анимацию, Хилленбург сорвал свой куш на мультсериале «Губка Боб, квадратные штаны».

Фото: pixabay.com

Может ли закоренелый ученый стать успешным бизнесменом? И останется ли он навсегда в среде коммерции и менеджмента?

В этой статье – две истории. Первая отвечает «Да» на первый вопрос. А вторая – «Нет» на второй.


Александр Титомир
доктор технических наук, разработчик уникальных тканей, способствующих оздоровлению организма человека через восстановление его биополя

– История создания компании «Скринтекс» типична и нетипична одновременно: типична, потому что тот сгусток знаний, находок, открытий, разработок, который впоследствии стал основой компании, обязательно должен был реализоваться в нечто весомое и важное; нетипична, потому что те достижения, которые стали достоянием компании, при другом раскладе просто не могли выйти за рамки государственных, глубоко засекреченных задач. Поэтому рождение компании такого уровня – это скорее счастливая случайность, чем закономерность.

Ее начало положили 70-е годы – те годы, когда существовала единая могучая страна СССР. Именно в те годы на работу в Головной институт Ракетно-Космического Комплекса была направлена группа молодых выпускников из ведущих университетов СССР – ребят с уникальными творческими способностями, которые могли работать в области междисциплинарных наук. Перед молодыми учеными ставились уникальные задачи – разработка ракетной и космической техники (Космический корабль «Союз», Станции «Салют»), создание многоразового корабля «Буран», создание систем космических спутников и пр.

Распад СССР стал тяжелым испытанием для поколения 90-ых. Особенно сложными эти годы стали для советских ученых, которые вдруг оказались не нужны государству и были выброшены за борт науки. Люди с высокими научными степенями вынуждены были выживать, торгуя водкой, сигаретами и другими доступными товарами. В стране процветало «челночничество» – продажа и перепродажа нужного людям товара по завышенным ценам. Оно набирало обороты, выбрасывая из научных кругов все новых и новых жертв перестройки.

В один момент перед сложным выбором оказались и мы, те, кто в 70-е пришел в ракетно-космический. И тогда нами было принято решение – остаться верными своему делу. Но заниматься им в новом, непривычном ракурсе. Так в 1992 году было положено начало компании «Скринтекс», которая и продолжила разработку новых материалов и технологий.

Диапазон и уникальность разработок компании подтверждают полученные на них патенты, авторские свидетельства и дипломы международных выставок. В конце 90-х годов были разработаны первые лабораторные образцы ткани «скринтекс». В 2008 году была выпущена первая промышленная партия этой ткани и изделий из нее.

Но до этого момента пришлось пройти непростой, сложный, для становления бизнеса, путь. При всех политических и финансовых сложностях того времени компания не могла долго оставаться незамеченной. В 1995 году была учреждена первая в истории постсоветского пространства частная компания, соучредителями которой стали бизнесмены Японии и России (49% уставного фонда принадлежала мне). В 1997 году была создана аналогичная компания во Франции. С предложениями купить «Скринтекс» или создать совместную компанию, с передачей другой стороне всех технологий, обращались представители бизнеса США, Израиля, Германии, Испании, Китая, Кореи.

Оставаясь верным своей идее, наша компании решила оставить в России уникальную технологию по изготовлению биополярной ткани скринтекс, довести ее до серийного производства и выйти на мировой рынок с готовыми изделиями из уникальной ткани.

Сегодня популярность ткани растет изо дня в день. Она выпускается в промышленных объемах и востребована не только в России, но и в ряде других стран: США, Болгарии, Германии, Литве, Норвегии, Украине, Грузии, Туркмении, Молдавии. С каждым годом расширяется география представительств компании «Скритнекс».

Сегодня, оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что мне фантастически повезло. Мне посчастливилось работать в компании гениальных ученых и инженеров и вместе с ними участвовать в потрясающих для того времени разработках. То, над чем мне пришлось работать в те годы, было мечтой многих молодых ученых. Поэтому сейчас с полной уверенностью могу сказать: я нашел то, чем люблю заниматься в этой жизни. И это занятие является жизнеутверждающим по настоящий день.


Михаил Якимов
доктор технических наук, директор Института транспортного планирования РАТ

– По образованию я инженер-механик-исследователь. Однажды мне предложили преподавать дисциплину «Математические методы и модели в экономике» на кафедре экономики и управления. Тогда это была довольно новая дисциплина. В ее основе лежит математический аппарат – математическое программирование, в частности, линейное. В линейном программировании есть классическая задача, которая входит в программу обучения студентов – это так называемая «транспортная задача». Откровенно говоря, к транспорту она не имеет особого отношения. Это задача, в первую очередь, о распределении материальных ресурсов и их запасов.

Руководство Перми узнало, что в техническом университете есть молодой преподаватель, который работает на кафедре автомобилей, занимается обучением студентов и, вдобавок к этому, знает что-то там о транспортной задаче… Собственно, это был как раз тот счастливый случай, который меняет судьбу человека.

В 2000 году меня пригласили в отдел транспорта и связи администрации Перми с просьбой высказать мнение о том, как будет развиваться транспорт в городе, потому что уже в то время стали возникать пробки и нужно было что-то с этим делать.

Первое, что я сделал – провел в городе натурное обследование интенсивности движения транспортных потоков. Мы могли ради такого дела всех студентов нашего автодорожного факультета снять с занятий на один день и расставить на всех перекрестках города, чтобы считать интенсивность движения транспортных потоков, длину очередей, задержки... Так я получил первый опыт в транспортной науке.

Данные собрали, оцифровали, и стал я думать, что с этим делать дальше. Поначалу решил, что поставлю оптимизационную задачу, напишу программку, в которой будет у пользователя на экране только одна большая кнопка – «сделать хорошо». Быстро понял, что так не получится. Начал писать программы для обработки первичной информации, которые могли дать ответ на вопрос, что же происходит с транспортной системой Перми с научной точки зрения.

Через два года я познакомился с немецкими специалистами и узнал, что у них уже давно есть программные инструменты, с помощью которых можно обрабатывать такую информацию. Я уговорил ректора своего университета купить для меня такое программное обеспечение. И довольно быстро, наверное, одним из первых в России, его освоил и стал применять в реальных проектах.

Еще года три я работал в университете, занимался транспортным моделированием в Перми и городах Пермского края. Проекты выполнялись они по заказу администрации и, естественно, за бюджетные деньги. Бюджетные деньги и возможность их потратить на транспортные исследования появлялись исключительно в конце года. И руководству университета казалось подозрительным, как у меня получалось выполнять многомиллионные контракты, которые заключались 25 декабря, а закрывались 26 декабря. А еще мне нужно было до конца года потратить все деньги на свою зарплату. Это была еще большая проблема. Как в кассе, в очереди, у всех на виду получить миллион на зарплату?

Так продолжалось еще пару лет, а потом ректор университета сказал, что они не могут держать меня в университете, и посоветовал организовать свою собственную компанию. Так в 2001 году я учредил ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», которое по сей день, уже 16 лет, работает на этом рынке и реализовало транспортные проекты уже в половине регионов нашей страны.

…Сейчас я отошел от бизнеса. Я вышел из состава учредителей и занимаюсь только преподавательской и общественной деятельностью, популяризацией транспортной науки.

Материалы по теме:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: