Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес высоких технологий

Инновации российского происхождения – тема и актуальная, и спорная. Есть эксперты, которые не на шутку уверены: хайтека в нашей стране не было и не будет. Проблемы как минимум две – низкое финансирование науки и недостаточно развитый и лояльный к стартапам бизнес-климат.

Фото: Эльмира Кобина

Стратегически важно

В сентябре этого года журналисту «ДО» довелось побеседовать с доцентом кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, советником по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергеем Хестановым. Он заявил, что тема развития высоких технологий в России у него как у человека, с юности связанного с наукой, вызывает смех и сарказм.

– Чтобы были высокие технологии, нужно десятилетиями щедро финансировать науку, менять бизнес-климат и правовую систему. Но трагедия отечественной науки, из-за которой у нас точно не будет высоких технологий, еще и в том, что у нас поумирали научные школы. Многое уже не восстановить, многое утрачено, – считает Сергей Хестанов.

На уровне правительства о таком сценарии не может быть и речи. С 2011 года пути инновационного развития страны декларируются соответствующей Стратегией. На первом, трехлетнем этапе ее реализации были составлены «дорожные карты» по развитию новых отраслей («Маринет», «Нейронет», «Аэронет», «Автонет» и «Энерджинет»), утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием, созданы 35 технологических платформ, сформирована система финансирования инновационных проектов бизнеса.

Сейчас идет второй этап программы. К этому моменту правительство разработало меры по совершенствованию системы образования, популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданию системы господдержки научного и технического творчества детей и молодежи, формированию механизмов стимулирования спроса на инновации, поддержке правовой охраны результатов перспективных коммерческих разработок российских инновационных компаний и пр.

Однако второй год подряд по программе НТИ не могут освоить все выделенные на нее бюджетные деньги. В 2017 году на реализацию проектов НТИ было предусмотрено 12,5 млрд рублей с учетом переноса средств прошлого года. Реальный объем бюджетных инвестиций в 2017-м составит около 7,5 млрд рублей, остальные средства, вероятнее всего, снова перенесут на следующий год. Об этом доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву зампред правительства РФ Аркадий Дворкович на заседании президиума Совета при президенте, которое прошло 18 июля 2017 года в Великом Новгороде.

В прошлом году доля высокотехнологичной продукции в ВВП России составила рекордные 22,3% (около 19 трлн рублей) – в основном за счет оборонно-промышленного комплекса. В планетарных масштабах это крайне мало: отечественная наукоемкая продукция занимает меньше процента на мировом рынке

В модернизации экономики и инновационном развитии пока Россия движется медленно, отметил Дмитрий Медведев. Проблема – в механизмах финансирования (на уровне правительства предлагают постепенно увеличивать долю венчурных вливаний и запустить механизм льготного кредитования), инфраструктуре (необходимы поддерживающие элементы – центры компетенций и т.п.) и кадрах (нужно пересмотреть систему опережающего обеспечения кадрами).

Спустя месяц после заседания в Великом Новгороде Минэкономразвития РФ подготовило план дальнейшей реализации Стратегии инновационного развития – на 2017 и 2018 годы. Он нацелен на формирование компетенций инновационной деятельности, повышение инновационной активности бизнеса, развитие сектора исследований и разработок, финансирование инновационной деятельности, развитие инфраструктуры инноваций, создание механизмов поддержки правовой охраны результатов перспективных российских разработок.

В плане указано, что к декабрю 2017 года министерство должно разработать меры стимулирования привлечения инвестиций в инновационный сектор экономики РФ, в том числе иностранных, а к марту 2018 – доложить правительству об эффективности существующей господдержки инновационной деятельности.

55 миллиардов рублей ульяновских технологий

В Ульяновской области на официальном уровне активно декларируется политика развития высоких технологий. Полтора года назад в регионе был создан инновационный кластер, который призван трансформировать экономику от индустриальной модели с преобладанием крупных компаний, работающих на госзаказ и медленнорастущие традиционные рынки, к модели с высокой долей инновационного малого и среднего бизнеса, ориентированного на новые, быстрорастущие экспортные рынки.

Как рассказали «ДО» в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, основу инновационного кластера составляют предприятия в сферах авиастроения («Авиастар-СП», УКБП, НИАТ, ВИАМ, «Промтех-Ульяновск»), ядерных технологий (АО «ГНЦ НИИАР» НПФ «Сосны»), информационных технологий (Simbirsoft, ITECH.group, Profi t, «Креативная разработка»), новых материалов («Стройлаб», «АэроКомпозит-Ульяновск», «Метком»), возобновляемой энергетики («Фортум», Vestas, «Альтрен»), медицины и eHealt («Тестген», «Ругаджет»), а также другие компании в своих секторах (DMG-Mori, Mars, Bridgestone, НПО «Марс»). Как видно, база для развития хайтека в Ульяновской области – в основном все-таки крупные компании.

По оценке директора департамента инвестиционной политики Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Дмитрия Сиренко, в Ульяновской области более 150 крупных и средних компаний, обладающих инновационным потенциалом.

– Инновационный потенциал Ульяновской области представляет собой совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности. Он предстает в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. Ярким примером успешной кооперации предприятий может выступить ядерный инновационный кластер Ульяновской области. За пять лет работы команды кластера значительно увеличилась производительность труда предприятий, выросли объем инвестиций в научно-исследовательский сектор, количество стартапов и инвестиционных проектов, – отмечает Дмитрий Сиренко.

Ежегодный объем исследований и разработок в Ульяновской области, по данным министерства, превышает 9 млрд рублей, или 3% ВРП. Внутренние затраты на них составляют 8,5 млрд рублей.

В Ульяновской области умные технологии станут лейблом 2018 года. По поручению главы региона планируется разработать план развития цифровой экономики, рассчитанный на три года, открыть во всех отраслях проектные офисы и включить в программы развития разделы по цифровизации

По итогам 2016 года объем отгруженной высокотехнологичной продукции в регионе составил более 55 млрд рублей, что на 11% больше уровня 2015-го. За семь месяцев 2017 года показатель прибавил еще 2%.

На фоне большинства других субъектов РФ Ульяновская область по развитию инноваций выглядит весьма неплохо. В рейтинге Ассоциации инновационных регионов мы занимаем 16-е место, в рейтинге Высшей школы экономики – 22-е. В августе 2017 года Ульяновская область вошла в топ-3 рейтинга инвестиционной активности регионов, составленного журналом «Инвест-Форсайт».

«Умный дом» и роботизированный call-центр

Инновации – главная специализация ульяновского наноцентра, пресс-служба которого регулярно сообщает о новых разработках его резидентов.

Например, в августе 2017 года компания ИК «Современные технологии» на конференции, организованной при поддержке «Сколково», представила проект «Биоабсорбируемый переферический саморасширяемый стент». Как утверждают в компании, обычные металлические стенты, которые устанавливают больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, могут стать источником тромбов (если их вовремя не удалить из организма). А биодеградируемый стент растворяется в кровеносном русле, как только исчезает необходимость его лечебного действия.

Другая «дочка» ULNANOTECH – компания «ТестГен» – разрабатывает тест-системы для молекулярно-генетических исследований. Они внедрены более чем в 20 регионах России и в некоторых странах ближнего зарубежья, в том числе в Беларуси и Казахстане.


Генетические тесты компании «ТестГен»

Резидент наноцентра «РуГаджет», выпускающий устройства для интернета вещей, персональные гаджеты для контроля состояния здоровья и пр., в августе 2017 года заключил крупный контракт по разработке системы «Умный дом» в новом жилом комплексе Ульяновска «Аквамарин». По контракту, «РуГаджет» оборудует все дома комплекса беспроводными счетчиками воды и электричества, системой видеонаблюдения во дворе, парковке, в подъездах, шлагбаумами с устройствами определения номера автомобиля, датчиками открытия дверей и температурными датчиками в квартирах. Планируется, что жители новых домов получат доступ к основным возможностям системы на своих смартфонах и планшетах.

Впрочем, и за пределами ульяновского наноцентра есть немало компаний, генерирующих уникальные проекты в сфере информационных технологий.

Так, ГК «Гудлайнс» разрабатывает автоматизированный call-центр, в котором на стандартные вопросы входящих звонков отвечает робот, анализируя постановку слов. С этим проектом «Гудлайнс» подал заявку в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Компания VR-Технологии создает виртуальную реальность для строительного бизнеса – производит VR-контент, поставляет оборудование, обучает персонал компаний-застройщиков работать с виртуальной реальностью. С этим продуктом фирма готовится выйти на рынки Северной Америки и Европы.

– Застройщики убеждаются, что уже прошли времена, когда проекты виртуальной реальности стоили заоблачных денег. Сегодня они могут наглядно демонстрировать в VR квартиры в своих еще не построенных домах, и за счет этого сокращать цикл продажи, – говорит Георгий Ильин, генеральный директор компании VR-Технологии.

Материал имеет значение

Инновационные материалы – сегодня целая отрасль, которая помогает традиционному производству оптимизировать свою работу.

К примеру, УАЗ активно применяет многие решения международной компании 3М, которая разрабатывает шумопоглощающие материалы, продукты повышения коррозионной стойкости, ленты для крепления элементов кузова, обеспечивающие структурную прочность, и т.п.

Технологическая компания StroyLab, созданная ульяновским наноцентром в 2013 году, уже имеет целый список запущенных проектов, которые применимы в строительстве, – от водно-дисперсионных лакокрасочных материалов до высокопрочного, легкого и дренажного бетона. Не исключено, что производство малых архитектурных форм из декоративного бетона заинтересует администрацию Ульяновска.

К слову, органы власти стараются не отставать от бизнеса в деле внедрения высоких технологий. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, например, заинтересовали композитные материалы.

– В селе Языково мы построили композитный мост, один из первых в России. Переходим на композитные стойки для знаков, закупаем пробную партию для вновь построенной дороги в обход Инзы. В поисках поставщика на территории Ульяновской области мы обратились в «АэроКомпозит»: они изучают эту проблему, возможно, в следующем году мы будем с ними работать, – сообщил 30 августа на брифинге директор департамента Сергей Холтобин.


Деталь из композита

Какой длины инвестиции в инновации

Официальная статистика не разделяет инвестиции на высокотехнологичные и нет, и с начала 2017 года оценивает объем инвестиций в экономику Ульяновской области на уровне 22 млрд рублей. Финансовые вливания крупных и средних предприятий при этом составили 13,7 млрд рублей. Соответственно, объем капитальных вложений малого бизнеса оценивается на уровне 8,3 млрд рублей.

– Срок окупаемости является индивидуальным для каждого проекта и в среднем составляет от трех до пяти лет. Он зависит от многих внешних и внутренних факторов – рыночного сегмента, наличия продуктов-аналогов, уникальности характеристик продукта/услуги, стадии зрелости отрасли, эффективности команды управления, – рассказывает Дмитрий Сиренко. – Например, срок окупаемости ветропарка в среднем составляет порядка восьми лет, а IT-продукт может окупить себя и за месяц.

Сами инновации помогают уменьшить срок окупаемости различных промышленных проектов. Так, производитель оборудования специального назначения ООО «МЕГА-комплект» реализует проект по изготовлению сложных деталей для газораспределительных систем.

– Газораспределительные системы требуют постоянного ремонта, регламентных и профилактических работ. Для этих работ есть специальное оборудование и расходные материалы. И расходные материалы – как раз то, что мы производим. Мы хотим, чтобы их производство было более технологичным, рентабельность достигала более приемлемого уровня, а окупаемость проекта составляла не десять лет, а пять-шесть, максимум семь лет, – говорит генеральный директор ООО «МЕГА-комплект» Юрий Урмаев.

Хайтек нужен всегда

Эксперты и в бизнесе, и среди чиновников сходятся во мнении: инвестировать в инновации необходимо даже в политически и финансово нестабильное время.

– В условиях современного кризиса экономические отношения сопряжены с серьезной конкуренцией. Одним из способов разрешения экономических проблем является внедрение новейших достижений науки и техники, – считает Дмитрий Сиренко. – По мнению многих ведущих экспертов, успешно развивающиеся предприятия, которые ориентированы на экономический рост, для достижения своих целей просто обязаны использовать инновационные стратегии. Однако их использование требует серьезных капиталовложений со стороны инвесторов.

Независимо от того, насколько интересен проект с точки зрения развития производства, необходимо учитывать его рентабельность и объем будущей прибыли, добавляет эксперт.

– Инвестиции в инновации возможны только со стороны крупных инвесторов, которые далеко не всегда заостряют внимание на чем-то, кроме получения прибыли. Им важно понять, что только таким, инновационным путем, удастся достичь не только экономического, но и социального эффекта от инвестиций, – говорит г-н Сиренко.

– За последние пять лет сумма инвестиций компании 3М в научно-исследовательскую деятельность составила 8,6 млрд долларов США. Ежегодно наша компания инвестирует в науку и разработки около шести процентов продаж. Мы делаем это непрерывно вне зависимости от внешних факторов. Только так нам удается постоянно совершенствовать и разрабатывать новые продукты и предлагать решения, которые действительно интересны рынку, – рассказывает Константин Румянцев, руководитель отдела материалов для автопромышленности «3М Россия».

Власти Ульяновской области нацелены на развитие высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. По мнению Андрея Данилова, директора по развитию бизнеса «Стройлаб» и ГК «Гудлайнс», перспективные для стартапов хайтек-отрасли в регионе – альтернативная энергетика, биотехнологии, тонкопленочные покрытия – все сферы, представленные в ульяновском наноцентре.

– Инвестиции в инновации актуальны в любое время, – считает Марина Кандрашина, пару месяцев назад открывшая в Ульяновске детский центр Novator, который основан на исследовательских опытах и научных экспериментах. – Только сильная бизнес-идея с уникальной разработкой и продуманным маркетингом сможет конкурировать на нашем рынке. А в этом направлении без инноваций не обойтись.

– Для инвестиций в инновации всегда подходящее время, – подтверждает генеральный директор компании VR-Технологии Георгий Ильин. – Всегда есть кто-то, кто уже инвестировал, кто уже создает новые продукты. Инновации необратимо изменяют мир, уничтожают старые технологии и модели поведения в бизнесе. Если не вкладываться в инновационное развитие каждый день, то можно быстро оказаться не у дел со своими ненужными устаревшими технологиями.

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: