Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

В Ульяновской области снизился уровень развития института массовой информации

По результатам Индекса развития медиасферы-2018 наш регион сегодня в «середнячках». А три года назад был в топ-30.

Фото: Эльмира Кобина

На первом месте – Москва, на последнем – Тува

Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН презентовали рейтинг регионов страны по уровню развития института массовой информации – «Индекс развития медиасферы – 2018» (MSindex-2018). Проект осуществляется при поддержке Комитета гражданских инициатив.

Для расчета MSindex использовано 48 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов, – состояние среды для работы СМИ, состояние самих СМИ, медиаконтента и аудитории (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию). Учитывались также состояние и активность основных стейкхолдеров (влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ).

Одним из важных индикаторов был уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ. В целом российские регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 млрд рублей, в расчете на одного жителя – на уровне 173 рублей. В прошлом году самый низкий показатель по данному индикатору оказался у Пермского края (11 рублей), а самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (более 5 тыс. рублей).

В рейтинге участвовали 85 регионов, и по результатам исследования все они были разделены на четыре класса. Рейтинг А присвоен 11 наиболее развитым регионам. Рейтинги B, С и D присвоили субъектам РФ соответственно со средним (30 регионов), недостаточным (31) и наименьшим (13) уровнем развития института массовой информации.

Аудитория ульяновских СМИ оставляет желать лучшего

Ульяновской области присвоен рейтинг B по частному индексу «медиаконтент» (средний уровень развития института массовой информации), рейтинг С – как региону с недостаточным уровнем развития СМИ по такими частным индексам, как «медиасубъекты», «условие осуществления деятельности», «состояние и активность основных стейкхолдеров».

А вот по такому частному индексу, как «аудитория СМИ», в нашем регионе ситуация еще хуже: Ульяновская область получила рейтинг D (наименьший уровень развития института массовой информации). Хуже нас в этом плане только 12 регионов (Крым, Дагестан, Чечня, Адыгея, Ингушетия и т. д.).

Интегральный же индекс институционального развития СМИ в Ульяновской области – Cccdcb (класс C), это 41 место в рейтинге.

Сегодня в топ-5 лучших субъектов РФ по уровню развития института массовой информации входят Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская и Новосибирская области. А замыкают список 3 республики – Ингушетия, Чечня и Тува.

По сравнению с рейтингом 2017 года класс поменяли 22 региона, причем десять перешли в более высокую группу, а 12 – в более низкую. Ульяновская область осталась в том же классе (С). Между тем в 2015 году наш регион был классом выше – B (29 место).

Важный тренд: увеличивается расслоение регионов. Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний субъект РФ (в 2018 году – Тыва) как никогда низко.

Эксперты заметили, что по итогам 2018 года наиболее связаны между собой оказались индексы «Стейкхолдеры» и «Медиаконтент». То есть в тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа. Наименее связанными оказались частные индексы «Аудитория» и «Медиасубъекты», что говорит о сравнительно невысоком влиянии аудитории на состояние средств массовой информации.

Что такое фейк?

Отметим, что фонд «Медиастандарт» также исследовал состояние аудитории и потребления новостного контента в России. Массовый опрос показал, что самым популярным каналом информации для жителей России остается телевидение, далее следует интернет и пресса. Исследование выявило такой тренд, как резкий рост доверия у неформальных медиа – Youtube и Telegram.

Большинство соотечественников (2/3) интересуется общественно-политической ситуацией в стране и родном регионе. Абсолютно не волнует этот контент лишь 12% респондентов. Отсутствие интереса к общественно-политическим новостям тем сильнее, чем моложе респондент.

Зато молодежная аудитория больше наслышана о таком явлении, как «фейковые новости».

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: