– Инновации – модное слово, а что реально за этим стоит, понимают не все. Да, в области развиваются IT-технологии, но это виртуальные вещи, для реального же сектора инновации – это внедрение передовых технологий, закупка современных станков, нового ПО и т.д. Где на это все взять деньги? Предприятия сегодня выживают: мало заказов, нет средств на развитие.
Высокотехнологичные кадры для ульяновской экономики
Фото: Екатерина Эйрих
- Как развивается инновационное предпринимательство в регионе?
– Высокие технологии у нас в регионе развиваются – на это обращают внимание и предприятия, и власти. Ульяновск «звучит», мы идем в ногу с прогрессом. Вот только в современных детей не вкладывают любовь к этим технологиям: информатика, технические дисциплины преподаются неинтересно, по старым программам. И это не мотивирует школьников.
– Инновации – это прежде всего вложение денег, внедрение технологий и получение прибыли за счет повышения производительности, сокращения издержек, повышения качества и т. д. Так, на АО «Авиастар-СП» были вложены в техперевооружение колоссальные средства для того, чтобы обеспечить требования серьезного госзаказа.
14 февраля принята новая дорожная карта Национальной технологической инициативы – «Технет», где акцент делается на развитие системы управления цифровым производством, создание и применение цифрового двойника изделия. Виртуальность сегодня стыкуется с реальностью.
- Вся Ульяновская область – инновационный регион, где сложились особые условия; предприятия как проводят реновации, так и нацелены на создание чего-то принципиально нового. У людей есть потребность в создании нового продукта, неважно, в какой сфере они работают.
На Гайдаровском форуме говорили: инноватор – это склад мышления. Так вот в Ульяновске сложился системный склад мышления, который в итоге приведет к развитию инновационных предприятий. В некоторых регионах ситуация иная.
Инновации завязаны на инфраструктуре, так что не случайно в регионе создаются такие инфраструктурные проекты, как Технокампус, делается акцент на кластерное развитие.
Считаю, что инновации должны опираться на фундаментальную науку, как и во времена СССР, когда был госзаказ на науку. Бизнес не может позволить заниматься этим системно, на уровне удовлетворения потребностей в научных изысканиях целого государства.
- Насколько отвечают на запросы инновационного бизнеса ульяновские вузы?
– В реальном секторе все ждут госзаказ, как манну небесную. Потребность в инновации и модернизации компаний должна быть обусловленой их желанием быть конкурентоспособными. Наша компания конкурирует на мировом рынке, и если бы мы остановились в развитии, не внедряли новые разработки и технологии, то не смогли бы обеспечить рост компании. В IT-отрасли технологии и средства разработки имеют довольно короткий срок жизни. В такой динамичной среде вузам сложно обеспечить актуальное образование молодым специалистам. В нашем регионе квалификация тех же программистов-выпускников в большинстве низка. Поэтому мы создали собственные базовые кафедры в УлГТУ, ДиТИ, где ряд предметов ведут сотрудники СимбирСофт. На мой взгляд, такая модель – правильная: вузы адаптируются к реальным потребностям компаний, которые хотят с ними сотрудничать, чтобы обеспечить себя персоналом. Большое количество талантливых людей работают в других смежных отраслях, и чтобы дать им возможность получить новые знания и попасть на работу в IT-компанию, в 2013 году мы открыли собственную образовательную площадку IT-Place.
– Инновации не такое распространенное явление, как, скажем, модернизация производства, которая также очень важна. На ДМГ Мори стоит инновационное оборудование, порождающее новую логистику, новую работу с электронной моделью и т.д. Готовы ли наши вузы производить кадры для такого рода инноваций? И да, и нет. Они не могут, да и не должны готовить инноваторов в массовом порядке. С другой стороны, благодаря вузам, инициативе наших выпускников рождаются целые отрасли: например, IT-кластер.
И с каждым годом у нас увеличивается количество выпускников, нацеленных заниматься инновационным предпринимательством. Ярче всего они проявляют себя в IT-сфере, это связано с тем, что отрасль не требует больших капвложений. Но старые направления: мобильные приложения и сайтостроение – уже исчерпали себя, и сейчас нашим компьютерщикам нужно думать о будущем: например, об интернете вещей.
– Глубоко убежден, что есть лишь определенный процент людей, которые готовы и способны к новаторскому подходу. Увеличивать их можно, если работать с самого раннего детства, некоторые вещи формируются даже на генетическом уровне.
В регионе в последние годы ведется активная работа по профориентации на технические специальности, но мы понимаем, что дети приходят в школу со сформировавшимися способностями, предпочтениями. И здесь главное не навредить. Можно вводить в школах проектное управление, новаторство, но надо понимать, что это «машина» с федеральными госстандартами, учебными планами и т. д. И бесконтрольность может привести к обратному результату. В общем, нужно искать золотую середину, продолжать формирование дополнительных инновационных площадок, на которых дети приобретали бы компетенции – помимо диплома со стандартными знаниями. Система должна реформироваться, но с сохранением контроля.
- Инновации - уникальный продукт или услуга, которые являются результатом научно-технического прогресса.
Инновации создаются людьми, обладающими определенными способностями: адаптивность и гибкость мышления, стремление создавать нечто новое, оригинальное, критическое мышление, готовность к разумному риску, постоянное совершенствование, развитие.
На формирование этих способностей должна быть нацелена вся система образования, начиная с дошкольного возраста.
Но в рамках школьной программы это маловероятно. Дети сегодня как роботы, которые учатся с утра до вечера, выполняя домашние задания, занимаясь с репетиторами. И только в студенческие
годы они получают возможность некой «свободы выбора» - как и каким способом они будут решать поставленные задачи, но время уже упущено.
Наше агентство при поддержке Правительства Ульяновской области второй год проводит среди студентов конкурс «Зажигаем звезды», отбирая «звездочки» - не только тех, кто хорошо учится, но и тех, кто обладает лидерскими способностями, умением сотрудничать, инновационным мышлением, ориентированы на результат, могут свои умения и навыки перевести в практику. Запрос идет от работодателей, которые тоже становятся участниками этого реалити-шоу – ассессмент-центров – в качестве наблюдателей. Наибольший интерес к конкурсу проявляют иностранные предприятия с высокотехнологичным производством и федеральные компании. Со стороны ульяновского сектора реальной экономики никакого интереса нет. Нужно создавать и поддерживать такие площадки, где интересы всех участников рынка могли бы пересечься.
– Я апологет проектного подхода, в свое время даже предлагал внедрение проектного подхода уже в средней школе, когда открытый урок, мероприятие, да и вообще процесс обучения воспринимается как проект со SMART целями. Проектный подход подразумевает нацеленность на конечный результат, а для многих главное – процесс, и это большая проблема для нашей страны.
И тут еще психологический момент. Человеку, который хочет чего-то добиться, сделать что-то новое, должно быть интересно. А для большинства актуален стереотип, что реальный производственный сектор, в отличие от, например, аэрокосмической отрасли, – это скучный конвейер. Сейчас ситуация меняется. И, надеюсь, впереди у России – период расцвета технологического предпринимательства, внедрения инноваций в реальный сектор.
Как решается сегодня кадровая проблема на предприятиях региона?
– Нашему агентству – 14 лет, а запрос на высокотехнологичные кадры активизировался с 2010 года, когда в регионе стали создаваться современные иностранные предприятия. Подбирая для них персонал, мы столкнулись с тем, что местные кадры не всегда отвечают заявленным требованиям, и это касается не только профподготовки (hard skills), но soft skills. Например, иностранное предприятие ориентировано на людей с потенциалом к развитию, обладающих гибкостью мышления.
Для поиска подходящих кандидатов нам приходится расширять территорию поиска и приглашать специалистов из других регионов.
– Кадрового голода нет! Есть дефицит действительно интересных компаний, перспективных рабочих мест. Человеку, который соприкасается с новыми технологиями, становится интересно идти дальше, участвовать в интересных проектах. Если предприятие не может найти кадры, то в первую очередь стоит задуматься, почему это получается делать у конкурентов и что нужно изменить в своем бизнесе, чтобы быть привлекательным для соискателей.
СимбирСофт – сервисная компания, и мы по своим клиентам видим, что успешные стартаперы – это люди с большим отраслевым опытом, который и дает им понимание, что же можно создать нового и почему это новое будет востребовано. Так что на вопрос, как растить высокотехнологичные кадры, отвечу: только селекция, которой должен заниматься сам бизнес, не перекладывая эту функцию на образовательные учреждения.
– Наша компания входит в структуру наноцентра и работает над развитием альтернативной энергетики. Сейчас в области строится первый ветропарк, создаются новые предприятия по локализации компонентов, связанные с трансфером зарубежных технологий.
Для России, всего мира ветроэнергетика – новая индустрия, так что с кадрами – большая проблема. Как мы ее решаем? Привлекаем специалистов из других регионов и даже стран, открываем совместно с УлГТУ базовую кафедру «Технологии ветроэнергетики» – для того, чтобы готовить необходимых специалистов, проводить исследования и разработки на мировом уровне по направлению ветроэнергетики.
– Сегодня у каждого сектора экономики есть проблема с кадрами, хорошие специалисты уезжают в соседние регионы, где больше и зарплаты, и перспективы. IT-отрасль не исключение, несмотря на то, что наш город достаточно быстро развился в данной сфере.
Нам, как и иностранным компаниям, интересны люди, которые не просто умеют хорошо программировать, но и могут дальше развиваться. И таких людей мы растим сами, мы создали свои корпоративную школу для будущих светил IT-сферы.
– Более 85% выпускников инженерных факультетов УлГТУ трудоустраиваются на свое первое место по специальности в регионе. Это много. Свою востребованность они ощущают уже на старших курсах.
В унификации образовательной системы есть свои плюсы. Если мы рассматриваем университет как серийное производство, то небольшой «тюнинг» специалистов – в магистратуре, на старших курсах – мы с работодателями должны делать вместе – в рамках стажировок и т. д. IT-отрасль региона в этом плане очень активна.
Радует, что профессиональное сообщество, в том числе реальный сектор экономики, стало заниматься профессиональными стандартами. И в эру глобализации при подготовке инженера нам нужна помощь работодателя: ни один университет не может иметь в своем составе мастерские или лаборатории с дорогущим оборудованием. Поэтому нужно, чтобы студенты своевременно получали доступ на эти предприятия.
Такой подход помогает решить проблему кадрового голода. Наш регион индустриальный, и если мы хотим, чтобы к нам больше приходило индустрий 2.0, чтобы наш инвестиционный климат был
более плотным, необходимо большое количество хорошо подготовленных инженерных кадров. Чтобы полноценно развивалась принятая Стратегия-2030, должно развиваться инженерное образование!
– Инновации требуют колоссальных вложений. Миллион рублей в год для подготовки предприятием уникального специалиста – цифра, не взятая с потолка. Нужно понимать, что вузовская система во всем мире инертна. И если завтра региону, тому же УСЗ нужны специалисты по цифровому инжинирингу, то ими нужно заниматься… уже вчера. И это глобальные вызовы, которые стоят перед ульяновскими вузами. УлГУ повезло: в 2014 году вуз выиграл грант для подготовки новых кадров для ОПК, на «Авиастаре» была создана базовая кафедра, оборудованная самым современным цифровым оборудованием.
– Из вузов выпускается «сырой материал», лучшие уезжают в Москву. А всякий бизнес считает деньги: ему нужно, чтобы человек, который пришел на предприятие и получает зарплату, давал бы прибавочный продукт. Раньше было проще – действовали институты наставничества… Помимо инжиниринговых кадров нужны и «синие воротнички». А кто их готовит? Система профобразования разрушена.
– Можно создать многопрофильный технический центр, который внедрял бы систему дуального образования. И, конечно, ситуация изменилась бы, если бы все предприятия вкладывали в систему переподготовки своих сотрудников.
– Да, нельзя заработать деньги в инновационной сфере, не вкладывая в развитие собственных специалистов. Но еще важно человека не упустить. И тут уже встает вопрос мотивации. Как выяснилось, для молодых специалистов финансы являются важным, но не главным мотивирующим фактором. На первом месте у многих молодых людей – потенциал роста – профессионального, технологического, возможность потом возглавить собственное направление, начать свое дело, а также возможность решать сложные интересные задачи и видеть результаты своей деятельности.
Другие круглые столы "ДО":