Инициатива поощряема?
В Ульяновске открылось представительство АНО «Агентство стратегических инициатив». По замыслу, эта организация должна создать дополнительные механизмы для того, чтобы молодые бизнесмены могли реализовывать свои идеи. Но - не все бизнесмены и не все идеи.
В компании миллионников
«Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) создано год назад. Учредитель - правительство РФ. На сайте организации заявлена глобальная цель - «создать возможности для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире, построить страну, в которой хочется жить и работать».
Ульяновский офис АСИ стал третьим по счету региональным представительством агентства. Первое открылось в Казани в июне этого года, второе - месяцем позже в Екатеринбурге. На очереди - Санкт-Петербург и Новосибирск. Как Ульяновск оказался в ряду городов-миллионников, выбранных АСИ? Официальная причина этого - рейтинг Doing Business in Russia-2012 с Ульяновской областью в первой строчке.
«Потребители» услуг агентства - бизнесмены и региональные органы власти. По словам руководства организации, с ее помощью предполагается наладить связь между предпринимателями и властью, причем сразу федеральной. «У вас [предпринимателей] открывается прямой канал связи с властью Российской Федерации, минуя правительство Ульяновской области», - заявил на церемонии открытия регионального представительства АСИ зампредседателя правительства области Вильдан Зиннуров.
Выходит, что региональная исполнительная власть должна передать все свои посреднические функции в вопросах инициатив среднего предпринимательства агентству. Но на деле «мозаика» пока не складывается. Правительство области намерено вплотную сотрудничать с АСИ в части поддержки предпринимательских инициатив. Об этом свидетельствует подписанное в день открытия представительства соглашение. В нем стороны договорились о взаимодействии в сфере кадрового потенциала, делового климата и социальной сферы.
По мнению Дмитрия Морозова, назначенного руководителем ульяновского представительства АСИ, с открытием этого офиса количество бизнес-инициатив в области возрастет. Осталось только разобраться в том, какие именно инициативы могут быть поддержаны и что для этого нужно сделать… У АСИ есть сайт, но за год на нем уже скопилось столько разнообразной информации, что внимание не концентрируется, а рассеивается. Однако попытаться стоит.
Направления работы
Два ключевых направления агентства - это стандарт для региональных исполнительных властей по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе и так называемая национальная стратегическая инициатива.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ утвержден в феврале 2012 года. Его цель - способствовать увеличению притока инвестиций в регионы с помощью лучших российских и международных практик взаимодействия властей с предпринимателями.
Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестклимата в РФ разработана одновременно со стандартом. Основная задача проекта - снизить административные барьеры в экономике и повысить тем самым инвестиционную привлекательность страны. Для этого используются так называемые дорожные карты. Они представляют собой план конкретных мероприятий по достижению той или иной цели. Как объяснил г-н Пироженко - план перехода из состояния А в состояние Б.
На деле это происходит так. Бизнесмен, госслужащий, ведомство или любой гражданин выдвигает «инициативу». Например, перевезти фуру за границу при минимальных усилиях - оформить документы и перевести деньги не за несколько месяцев, а за один день и в два-три раза дешевле. Над проектом начинает работать экспертная группа. Она активно обсуждает, как это можно сделать, и прописывает конкретные шаги. К обсуждению привлекается общественность, в интернете проходят опросы среди нескольких тысяч предпринимателей. Этот процесс называется краудсорсингом. По его результатам отбираются предложения для разработки и экспертизы дорожной карты. На все про все, по словам г-на Пироженко, уходит три-четыре месяца.
Представители АСИ заявляют, что уже готовы четыре дорожных карты:
1) повышение доступности энергетической инфраструктуры
2) улучшение предпринимательского климата в сфере строительства
3) совершенствование таможенного администрирования
4) поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта
и приводят конкретные сводки улучшения эффективности. К примеру, в 2013 году срок оформления документов на землю под строительство должен сократиться с 281 до 276 дней, а к 2015 - до 45. Документов, по плану, также станет меньше - с нынешних 10 до шести в 2015-м. А стоимость за три года уменьшится вдвое - с 1,9 тыс. рублей до 938 рублей.
В приоритете - кто?
Сейчас в базе АСИ - 419 проектов. Из Ульяновской области - два, детский Наукоград и агропромышленный кластер «Новая деревня». Главные требования к бизнес-проектам - отнесенность к сфере среднего предпринимательства и «стратегичность». С первым условием все понятно, а вот второе вызывает вопросы. И не только у сторонних наблюдателей, но и у самих членов агентства.
Гендиректор ГК «Мотом» Юрий Коротин, назначенный руководителем экспертной группы по мониторингу внедрения инвестстандарта в Ульяновской области, обратился с соответствующим вопросом к директору по развитию партнерской сети АСИ: «Все ваши проекты - глобальные?». Г-на Пироженко опередил с ответом г-н Зиннуров: «Само название говорит за себя - агентство стратегических инициатив, - разъяснил представитель исполнительной власти представителю бизнеса. - Чем больше средних предпринимателей, тем более устойчив наш бюджет. Все эти меры государственной поддержки делаются не для кого-то, а для вас в том числе, - сказал он. Но тут же поспешил уточнить: «… и, наверное, в первую очередь».
Эльмира Мухаметшина