€ 110,48
$ 103,95
¥ 13,96
Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в 2005 году
Естественная убыль населения характерна для всего Приволжского Федерального округа. В Ульяновской области в 2004 году коэффициент был равен -7,8, худшие демографические показатели были в Республике Мордовия, Кировской, Нижегородской и Пензенской областях. В 2005 году во всех регионах округа смертность превысила рождаемость. В Ульяновской области за январь-ноябрь демографическая ситуация характеризуется снижением рождаемости на 4,4% и увеличением смертности на 1,2%. В результате показатель естественной убыли увеличился на 7,9%.
Занятость
Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2005 года сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 24 тыс. человек до 21,1 тыс. человек, а уровень безработицы с 3,5% до 3,12% соответственно. В течение года ситуация на рынке труда незначительно улучшилась. Однако следует отметить, что меры по созданию новых рабочих мест в 2005 году не привели к снижению официально регистрируемой безработицы до уровня 2003 года (2,28%). По этому показателю Ульяновская область занимает последнее место в Приволжском Федеральном округе (ПФО). Для сравнения, в Кировской области, где показатель официальной безработицы тоже высокий, по итогам 11 месяцев в 2005 году он составил 2,5%.
Уровень зарегистрированной |
Потребительский сектор
Положительная динамика доходов населения является необходимым условием развития потребительского рынка и важным элементом инвестиционной привлекательности региона. Увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы, индексация пенсий, монетизация льгот, целенаправленная работа по повышению размера оплаты труда в частном секторе способствовали росту денежных доходов на душу населения в 2005 году на 124,3%. С учетом инфляции реальные доходы жителей Ульяновской области увеличились за год на 7%. Тем не менее, отставание области по уровню доходов населения от ведущих регионов Приволжского федерального округа преодолеть не удалось. Ульяновская область занимает в ПФО лишь 11 место по размеру начисленной заработной платы (5641,8 руб.) и 10 место по среднедушевым доходам населения (4670,3 руб.).
В то же время, в течение 2005 года почти в два раза сокращена просроченная задолженность по выплате заработной платы. Если на 1 января 2005 года долг составлял 252,2 млн. руб., то на 1 января 2006 года — 132,4 млн. руб.
Опережающий рост доходов населения над индексом потребительских цен и сокращение задолженности по выплате заработной платы свидетельствуют о стабилизации социальной ситуации в области и положительной динамике покупательской способности населения, что подтверждается ростом оборота розничной торговли и объема оказанных населению платных услуг.
Оборот розничной торговли в 2005 году составил более 40 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2004 годом на 7%. Основным направлением развития торговли явилось открытие супермаркетов — магазинов самообслуживания, которые приобретают все большую популярность у населения области. В 2006 году следует ожидать дальнейшего роста оборота торговых сетей как ввиду открытия новых магазинов уже присутствующих в области марок «Пятерочка», «Магнит», «Товарищ» и т.д., так и в связи с планами открытия новых форматов торговли компаниями «МЕТРО» и «Патерсон».
Промышленность
Промышленный сектор экономики региона в 2005 году продемонстрировал рост 106,8%. Была устранена негативная тенденция спада, наметившаяся в 2004 году.
В первую очередь, значительное влияние на динамику экономического роста оказали основные производственные предприятия (УАЗ, «Авиастар-СП» и другие), входящие в категорию производителей транспортных средств и оборудования. В связи с переходом Ульяновского автозавода на новый модельный ряд его выручка возросла по сравнению с предыдущим годом на 13%, практически на 30% увеличил свою отгрузку «Авиастар-СП». В итоге, отрасль, составляющая около половины всей промышленности региона, выросла по сравнению с 2004 годом на 3,2%. Эти темпы в 2006 году необходимо не только сохранить, но и преумножить. Активная работа в этом направлении уже идет: реализуется инвестиционный проект возобновления производства АН-124 «Руслан», совместно с иностранными инвесторами планируется создание завода по производству автокомпонентов, оформлен проект сборки на мощностях авиакомплекса «воздушного такси».
Серьезный рост произошел в энергетике и пищевой промышленности, составляющих вместе более четверти всего промышленного выпуска области. В то же время, в ряде отраслей положение не столь оптимистично. В первую очередь, это текстильное и швейное производство, составляющее около 4% промышленного производства области. Спад более чем на 7%, в первую очередь, объясняется снижением производства ковровых изделий и трикотажа. Выходом из сложившейся ситуации является изменение товарного ассортимента производимой продукции и снижение себестоимости уже производимых изделий. Так, в 2005 году на ряде текстильных предприятий закуплены новые производственные линии, в Барышском районе открыта новая фабрика. Повышение инвестиционной активности в данной сфере является, пожалуй, самым весомым фактором, который позволит выправить ситуацию в этих отраслях.
Таким образом, основным катализатором промышленного роста области в 2006 году должен стать инвестиционный прорыв в производственной сфере. Реализация основных инвестиционных проектов, таких как строительство металлургического комплекса, сопоставимого по оборотам с Ульяновским автозаводом, или проект сборки самолета «Эклипс», даст серьезный толчок отраслям, уже имеющим положительную динамику, и позволит выправить ситуацию в стагнирующих отраслях.
Динамика индекса физического объема в |
Поскольку отрасль является основной для обеспечения роста собственных доходов большинства муниципальных образований области, то ускорение развития сельскохозяйственного производства ставится в качестве приоритетной задачи на 2006 год.
Остается тяжелой ситуация в животноводстве. В 2005 году продолжался процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота (на 13,4%). Производство молока во всех категориях хозяйств составило 96% к уровню 2004 года. В то же время в 2005 году увеличилась продуктивность скота. Финансирование агропромышленного комплекса за счет средств федерального и областного бюджета составило в 2005 году 326,5 млн. руб., что на 5,5% выше уровня 2004 года. Произошел рост объемов кредитования агропромышленного комплекса. Сельхозпредприятиями за 2005 год было получено субсидированных краткосрочных банковских кредитов в 2 раза больше, чем в 2004 году. Впервые в области сельскохозяйственными товаропроизводителями был получен субсидированный инвестиционный кредит сроком на 5 лет на сумму 11,7 млн. руб. Увеличению объемов кредитования способствовало открытие Ульяновского филиала ОАО «Россельхозбанк», который за полгода своей деятельности выдал кредитов на сумму более 250 млн. рублей. Благодаря федеральному закону долги сельскохозяйственных товаропроизводителей области, включенных в Программу финансового оздоровления, реструктуризированы на срок от 5 до 7 лет в зависимости от группы финансовой устойчивости. В 2005 году за счет средств инвесторов начато восстановление птицеводства в области (увеличено производство на птицефабрике в селе Большие Ключищи Ульяновского района, построена мини-птицефабрика по производству мяса птицы в Новомалыклинском районе). В целом, результаты работы сельскохозяйственных товаропроизводителей области в 2005 году показывают правильность выбранного вектора развития агропромышленного комплекса. Мероприятия, реализуемые в рамках областных целевых программ в 2005-2006 годах, призваны обеспечить достижение целевого показателя ускоренного темпа роста в 4-5 %.
Динамика темпов роста |
Повышение инвестиционной привлекательности области было определено в качестве приоритетного направления деятельности в 2005 году. До недавнего времени Ульяновская область имела имидж нестабильного региона, что повышало риски капитало-вложений для потенциальных инвесторов. С целью снижения рисков в 2005 году создана нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность в регионе, началось сотрудничество Правительства области с рейтинговым агентством «Эксперт-РА», а также страховой группой «СОГАЗ».
Закрепление в 2005 году за крупными проектами кураторов из числа членов Правительства области способствовало успешной реализации проектов выпуска внедорожника «УАЗ-Патриот», реконструкции гормолзавода № 3, восстановлению спиртового производства на предприятиях ООО «Кристалл». В числе проектов, намеченных к реализации в 2006 году: запуск производства нетканых материалов и сукна на ООО «Октябрь» (город Барыш), строительство завода по производству ДСП, создание свиноводческого комплекса, открытие центра мелкооптовой торговли «METRO Cash&Carry».
Правительство области будет продолжать продвижение крупнейших инвестиционных проектов: строительство металлургического комплекса, возобновление серийного производства самолетов Ан-124 «Руслан». Каждый из этих проектов предполагает многомиллиардные инвестиции и создание более тысячи новых рабочих мест.
Наряду с привлечением частных инвесторов в 2006 году запланировано увеличение финансирования государственных капиталовложений из федерального и областного бюджетов.
Активная работа по линии Федеральных целевых и адресных инвестиционных программ позволила привлечь в область 1,25 млрд. руб. в 2005 году изапланировать на 2006 год более 2 млрд. руб. федеральных средств.
Таким образом, создание благоприятных условий для работы частных инвесторов, увеличение капиталовложений из областного и федерального бюджетов создают основу для выполнения Программы повышения инвестиционной привлекательности области на 2005-2006 годы, которой предусмотрено довести объем инвестиций в 2006 году до 20 млрд. рублей.
Особое внимание в 2005 году было уделено разработке четкой и прозрачной бюджетной политики, направленной на улучшение финансового состояния и увеличение налогового потенциала региона.
По данным налоговых органов, на 1 января 2006 года в бюджеты всех уровней поступило 13,9 млрд. руб. налоговых сборов и платежей, или 128,8% к уровню прошлого года.
Устойчиво растет доходная часть консолидированного бюджета: собственные доходы за 2005 год составили почти 10 млрд. руб., на 14% превысив планируемые цифры и более чем на 30% - результаты прошлого года.
Впервые за последние годы была обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам областных бюджетных учреждений, детских пособий, оплата льгот отдельным категориям граждан. На 1 января 2006 года отсутствует задолженность областных учреждений по коммунальным услугам. Подобная динамика, безусловно, свидетельствует о финансово-экономической стабилизации положения в регионе.
Была проведена значительная работа по упорядочению земельных отношений (завершение кадастровой оценки земель), осуществлена инвентаризация объектов недвижимости в государственной собственности, а также реструктуризация государственных предприятий. Отчисления от прибыли государственных предприятий в три с лишним раза превысили плановые показатели.
В дальнейшем требуется продолжить реализацию мер повышения эффективности использования государственной собственности, увеличив доходы по сравнению с 2005 годом на 15%.
Полученные положительные результаты обеспечили новые подходы при формировании бюджета области на 2006 год. В составе бюджета определены средства на развитие экономического и инвестиционного потенциала области: Фонд развития муниципальных образований в объеме 70 млн. руб., Инвестиционный фонд в объеме 100 млн. руб., Фонд реформирования муниципальных финансов в объеме 40 млн. руб.
За 2005 год практически на 30% удалось сократить общую сумму государственного долга Ульяновской области с 2,4 до 1,6 млрд. руб.
Запланированные на 2006 год меры позволят продолжить работу в этом направлении.
Почти в два раза (с 255,4 до 132,4 млн. руб.) сократилась просроченная задолженность по заработной плате. Одной из задач на 2006 год является сохранение этой тенденции.
Внешнеторговый оборот, по оперативным данным, в 2005 году составил в текущих ценах 310,13 млн. долларов США, или 106,2% к уровню 2004 года, в том числе экспорт вырос на 12,1%.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 66,4%, импорта —33,6%.
Один из важнейших индикаторов состояния экономики — динамика строительства жилья. Поэтому увеличение объемов жилищного строительства — объективный показатель позитивных изменений в регионе. За 2005 год введено 288 тыс. кв. метров жилья, что в 1,8 раза больше уровня 2004 года. Повышение благосостояния населения области, рост уверенности в будущем позволили жителям построить за свой счет и с помощью кредитов банков 675 домов площадью 117,6 тыс. кв. метров, что на 45% больше, чем в 2004 году.
Дальнейший рост доходов ульяновцев, развитие системы ипотечного кредитования и потенциал строительного комплекса Ульяновской области — одного из крупнейших в Поволжье — хорошие предпосылки для успешного начала реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» на территории области в 2006 году.
В 2005 году были сформулированы новые подходы к управлению жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях области. Внедрение частно-государственного партнерства в этой сфере позволит обеспечить создание конкурентной среды и как следствие — снижение тарифов на услуги населению.
Сделан переход к профессиональному управлению жилищным фондом шестью унитарными управляющими компаниями ЖКХ и качественному выполнению работ по содержанию и ремонту жилого фонда 33 коммерческими подрядными организациями.
Наиболее значимым событием 2005 года в области газификации стало заключение соглашения с ООО «Межрегионгаз» о реструктуризации задолженности прошлых лет за потребленный предприятиями и организациями Ульяновской области природный газ.
В ноябре истекшего года подписан договор о долгосрочном сотрудничестве в области газификации, по которому Газпром уже выполнил в 2005 году общестроительных работ по монтажу газовых сетей на территории Ульяновской области на сумму более 256 млн. руб.
По итогам 2005 года, достигнут 100%-ный уровень оплаты потребленного газа предприятиями и организациями области, финансируемыми из областного и местных бюджетов Ульяновской области (включая предприятия ЖКХ).
В 2006 году на газификацию области по линии «Газпром» определены средства в сумме 831 млн. руб.
Решение проблемы газификации существенно влияет на улучшение инвестиционного климата в районах области.
Материал подготовлен Департаментом социально-экономического мониторинга и стратегии развития аппарата Правительства Ульяновской области.