€ 105,84
$ 97,44
¥ 13,64
Жить для России и в России*
Русская родословная Maarjamae
Здания, построенные в Симбирской губернии по проектам Роберта Гедике, верно служат и сегодня.
Самое известное нашим современникам - Ремесленное училище графа В.В. Орлова-Давыдова - прощальный дар молодого губернатора, предмет заботы его отца и брата. «Замок на берегу Свияги» выстроен в любимом стиле архитектора - кирпичном, в формах эклектики с элементами русского стиля и позднего классицизма. 70 лет здесь работает Ульяновский автомеханический техникум. Это - «поздний Гедике», проект выполнен в 70-е годы XIX века.
Есть и образец его раннего творчества - «конюшенный двор». Комплекс хозяйственных построек в селе Усолье, центральной усадьбе симбирской вотчины Орловых-Давыдовых. В 1856 году В.П. Орлов-Давыдов заказал этот проект молодому архитектору, недавно получившему звание академика. Комплекс в «кирпичном» стиле был оборудован противопожарными средствами, механизмами для подачи воды и кормов. Ныне здесь автомастерские и гаражи. «Дом служащих» в стиле псевдоготики - еще один маленький шедевр Гедике в Усолье. Фрагменты декора обоих зданий свидетельствуют: о среде обитания заказчик и архитектор заботились**.
Замок Maarjamae. Эстония
Перед парковым фасадом полуразрушенного графского дворца в Усолье стоят два могучих дуба. Они посажены осенью 1837 года в честь рождения старших сыновей В.П. Орлова-Давыдова - близнецов Владимира и Анатолия. Оба - участники Кавказской войны, флигель-адъютанты фельдмаршала Барятинского. На знаменитой картине Теодора Горшельта «Пленение Шамиля» братья запечатлены среди участников штурма аула Гуниб.
Владимира Владимировича знают лучше. Он и есть тот губернатор Симбирска 1866-1868 годов, в память которого построено ремесленное училище. Анатолия Владимировича вспоминают реже. И напрасно: он, как и трое его сыновей - Александр, Владимир и Алексей, много сделал для симбирян.
Въезд в имение Maarjamae
Попечителями ремесленного училища все они состояли «потомственно» до 1917 года. Во время Первой мировой войны семья пожертвовала средства на строительство в Симбирске приюта для сирот. Здание приюта сохранилось на территории завода «Автозапчасть». Как старший из близнецов, Анатолий (он родился первым), наследовал майораты - крупные неделимые имения. Они считались образцовыми. Генерал-майор свиты, обер-гофмейстер и президент Дворцовой конторы - в его ведении находились исторические памятники Московского Кремля.
Развалины Усольского дворца. Фото 2014 года
По заказу этого государственного деятеля и были построены два дома Гедике. Один из них и сегодня можно видеть на улице Чайковского, 27 в Петербурге. А второй шедевр знаменитого архитектора отлично знаком нашим читателям. Вся страна не раз видела его в телевизионном фильме «Собака Баскервилей». Замок Maarjamae (Маарьямяэ) исполнил роль Баскервиль-холла. Сэр Генри в исполнении Никиты Михалкова находит его мрачноватым и собирается «провести сюда электричество». А Шерлок Холмс (Василий Ливанов) и доктор Ватсон (Виталий Соломин) поднимаются в башню, выслеживая беглого каторжника. Увлеченные сюжетом зрители не рассмотрели на башне гербовую рамку с уцелевшей надписью «Fortitudine et Constantia». Здесь был родовой герб Орловых. А на крыше флюгер с датой окончания строительства - 1874 год. Ровно 140 назад.
Маарьямяэ - эстонский вариант названия Мариенберг - гора Марии. Так в честь матери и супруги Анатолий Владимирович назвал замок. В четырехэтажной башне был его рабочий кабинет. От ворот с орлами шла терраса, с нее открывался вид на старинный город и залив, к морю вела лестница. Место это с богатым историческим прошлым. В годы Ливонской войны XVI века это была «Гора раздора» - Streitberg. Здесь войска Ивана Грозного бились с рыцарями братства Черноголовых. К началу XIX века на горке был сахарный завод, и ее стали называть Сахарной. Ревель (ныне Таллинн) и его окрестности стали популярными курортами, сюда съезжались представители петербургского высшего света.
Граф А.В. Орлов-Давыдов (1837-1905)
Из истории строк не вычеркнешь
В 1820 году на Сахарной горке был литературный салон Николая Михайловича Карамзина, где собирались известные литераторы, художники. Бывали здесь отец и сестра Пушкина, его друзья Дельвиг и Вяземский.
Последним владельцем Мариенберга стал сын Анатолия Владимировича Алексей. Он служил послом в Лондоне, был депутатом Государственной Думы 4-го созыва.
Удивительное совпадение: оба здания Гедике - ремеленное училище в Симбирске и замок в Мариенбурге приняли в свои стены школы авиаторов. В башне замка разместили метео- и радиослужбы. В гербовой рамке - символ авиационного училища - орел с гербом и девиз «Pro Patria ad Astra» (За Отечество - к звездам). В советские времена замок побывал казармой и коммуналкой.
С 1975 года Маарьямяэ - филиал Исторического музея Эстонии. Среди богатых экспозиций есть место для деятелей, которые жили в России и для России. Рядом с именем Роберта Гедике называют руководителя строительством замка таллиннского архитектора Николая Тамма-старшего.
Орлы - символ рода Орловых. Сохранились в Эстонии. Такие же были и в Усолье
Одним из лучших в Эстляндии было имение В.П. Орлова-Давыдова. Крепостное право в Остзейских губерниях России было отменено на 40 лет раньше, чем в центральных - в 1816-18 годах. В 1857 году В.П. Орлов-Давыдов опубликовал статью «Положение о крестьянах Эстляндской губернии». В канун Великой крестьянской реформы он анализирует опыт формирования фермерских хозяйств и их перспективы.
Из истории строк не вычеркнешь. Веками Остзейскими землями владели немцы, шведы, датчане. Государственным всегда был язык очередного завоевателя. Национальному отводилась роль простонародного говора. В музее Маарьямяэ напоминают: эстонский (как и латышский) язык сохранился как литературный благодаря российским славянофилам. И первый из них - симбирянин Сергей Аксаков.
Мы начали эту экскурсию от мраморной стелы с рельефом храма Святой Троицы. Собор на то и собор, чтобы собирать под свое крыло утраченные страницы славного прошлого. Следуя за девизом «Твердостью и постоянством», мы представили читателю лишь малую часть наследия тех, кто жил в России и для России.
Гербовая рамка на башне замка
*Продолжение. Начало см. в «ДО» №10 (октябрь) 2014 года
**Иллюстрации см. в «ДО» №10 (октябрь) 2014 года
Наталья Гауз