- Наша школа создана четыре года назад. При этом мы опирались на опыт Московского архитектурного института – МархИ. Начинали с 10 слушателей, сегодня их число выросло до 50. В самой младшей группе занимаются дети трех-пяти лет – знакомятся с колористикой и живописью. Начиная с девятого класса переходим к профильным дисциплинам – осваиваем компьютерное моделирование, проводим мастер-классы, посещаем все выставки. Высокая эффективность обучения в школе налицо: в текущем году все 17 выпускников поступили в высшие учебные заведения: 15 учатся в Ульяновске, по одному в Москве и Санкт-Петербурге.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Архиважно!
Фото: С. Юрьев
7 сентября в пресс-центре Ленинского мемориала прошла острая дискуссия на тему «Развитие профессионального обучения кадров в сфере архитектуры и градостроительства». Кроме самих архитекторов в жарких дебатах приняли участие представители высшего и среднего специального образования. «Течением мысли» за «круглым столом» дирижировал главный архитектор Ульяновской области Сергей Кангро.
Ключевую задачу «мозгового штурма» он обозначил так: Ульяновская область достаточно высокими темпами развивается, но сделать ее по-настоящему конкурентоспособной без деятельного участия архитекторов, по латыни – главных строителей, абсолютно не возможно. Именно они в максимальной степени ответственны за комфорт и благоустройство городов и поселков, а значит – за высокое качество жизни на- селения. Для успешного решения такой задачи нужны грамотная градостроительная политика и высококвалифицированные специалисты. Кадры действительно решают все. Тем более в такой творческой профессии, как архитектура. Но где отыскать таланты? Как их выращивать? Чему учить? А как воспитать патриотами – такими, чтобы служение родному краю становилось призванием и не было тяги его покидать?
Поиск ответов на эти вопросы Сергей Кангро предложил вести поэтапно. Сна- чала решить, как вовлекать детей в удивительный мир архитектуры. Затем – чему и как учить на студенческой скамье. И наконец – как помочь молодому специалисту превратиться в зрелого профессионала. Прелюдию к разговору ведущий завершил вполне оптимистическим утверждением: профессия архитектора входит в десятку наиболее престижных и высокооплачиваемых, она предоставляет поистине безграничные возможности для самореализации. В том числе по этим причинам профессия архитектора нуждается в широком общественном признании, о ней надо рассказывать, в нее надо вовлекать таланты с раннего детства.
ОТ ТРЕХ ДО 17
Как выяснилось, в Ульяновской области есть кому заниматься архитектурной профориентацией.
- Два года назад, опираясь на подддержку регионального министерства строительства, при нашем колледже открыта «Архитектурная академия». В ней 60 учащихся 8-9-х классов на бесплатной основе знакомятся с такими специальностями, как архитектура и компьютерное обеспечение градостроительства, проектируют малые архитектурные формы. В минувшем году глубокое впечатление произвели на них лекции по истории архитектуры, которые читал у нас Александр Иванович Варюхин. Будет очень здорово, если его примеру последуют и другие именитые ульяновские архитекторы.
- Такой работой – чтением школьникам лекций об архитектуре – наш «Союз архитекторов» занимается с 2014 года. Бываем с ними в 12 школах, как правило, в тех, где когда-то учились сами. Начиная с ноября это начинание будет продолжено.
- Начиная с прошлого года в составе детско-юношеской инженерной академии при УлГТУ начала действовать архитектурная школа «Архдизайн». Набираем в школу около 50 человек, впервые сформировали группу из учащихся 7-8-х классов. Обучение платное, при этом треть вырученных средств идет на оплату труда преподавателей.
Как выяснилось в ходе дальнейшей дискуссии, материальное стимулирование профориентационной работы – принципиальный момент. Так, в числе многочисленных региональных детских «академий» была создана и архитектурная. Но ее внебюджетный статус оказался непрочной основой. Как было сказано на круглом столе, любая благотворительность имеет свои пределы. Для нормального функционирования детских академий нужны либо надежные постоянные спонсоры, либо бюджетное финансирование.
МОЛОДЫМ КУДА У НАС ДОРОГА?
Вторым актом круглого стола стало обсуждение проблем высшего архитектурного образования на территории региона.
- Сегодня очевидно, что региональная система подготовки архитектурных кадров находится в глубочайшем кризисе. Раньше мы готовили специалистов шесть лет, теперь всего пять. В два раза и более, уповая на самоподготовку, сокращено количество учебных часов, а количество бюджетных мест уменьшено с 16 до 11. Для остальных студентов стоимость одного учебного года превышает 80 тыс. рублей, что далеко не каждой семье под силу. В результате наши очень толковые ребята ищут счастья в других регионах.
В таких условиях чрезвычайно важна поддержка архитектурного образования со стороны региональной власти. Да и общества в целом, поскольку архитекторы трудятся именно в его интересах. А то, что сейчас прямо на наших глазах происходит сплочение ульяновской архитектурной общественности региона, по-настоящему впечатляет и радует.
- У нас та же самая беда, что и в политехе, – ничтожное количество бюджетных мест. В новом учебном году нам их выделено всего семь, а стоимость обучения на коммерческой основе составляет 120 тысяч рублей в год. Результат тот же самый, о котором говорил Виталий Иванович: те, кого мы готовили к поступлению в вуз, сегодня учатся не у нас, а в Строгановке, причем на бюджетных местах, это действительно талантливая молодежь. А у нас для них бюджетных мест нет.
Странная ситуация – не правда ли? Ведь очевидно: если наша молодежь «взращивается» за государственный счет в столице, то их возвращение в родные пенаты маловероятно, потребность в талантах везде велика. Но кто тогда будет формировать комфортную среду обитания на родной земле?.. Проблема? Безусловно. И ее как можно быстрее следует решать.
ВРЕМЯ СОЗИДАТЬ
В третьей части «мозгового штурма» обсуждались уже «взрослые» проблемы архитектурного цеха. Одна из них – приниженный, по мнению собравшихся, социальный статус профессии.
- Архитектор создает среду города или поселка, а через среду он формирует сознание населения. Кстати, за рубежом термин «градостроительство» уже уходит, ему на смену приходит более широкое понятие – «градоведение». В то же время у нас существуют документы, где деятельность архитекторов относят к услугам ЖКХ, а не к творчеству. Второе – у нас нет ни одного средства массовой информации, где обсуждались бы достижения и проблемы архитектуры, а разве она менее важна, чем эстрада, мода или кулинария, которые не сходят с экранов телевизоров?! Предлагаю в Ульяновской области устранить этот недостаток и начать наконец приобщать социум к важности градостроительных проблем.
- Архитектор – действительно главный строитель, командир моральный и интеллектуальный, который не боится взять ответственность на себя. Собственно это как раз то, что сегодня нам нужно. Начать менять ситуацию мы можем только личным примером. В чем именно? Нужно поддерживать все мероприятия для молодежи, посвященные архитектуре, проводить студенческие и профессиональные конкурсы, общественные обсуждения социально значимых проектов. Только в таком случае власть и общество нас поймут и поддержат.
С целью популяризации профессии архитектора участниками круглого стола решено регулярно проводить лекции и семинары силами ведущих архитекторов региона на всех доступных площадках – школьных, молодежных, общественных, профессиональных. Также решено продолжить обсуждение актуальных тем развития профессионального обучения кадров в сфере архитектуры и градостроительства на следующем заседании круглого стола.
Читайте также: