- Первые запросы на профессиональный кейтеринг в регионе начали появ- ляться лет пять назад. С тех пор рынок формируется, заказчик «вырос». Приготовить еду на «вынос» совершенно не сложно, а вот привезти праздник и соответствующий сервис в удобную для заказчика локацию получается пока не у всех.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Кейтеринг. За кулисами выездного обслуживания
Но главный секрет успеха кейтеринга как гастрономической услуги кроется в клиентоориентированности компании, готовой точно подстроиться под потребности клиента. В Ульяновске таких операторов пока немного.
НАСЛЕДНИКИ ВАТЕЛЯ
История выездной трапезы насчитывает несколько столетий. А основоположником кейтеринга (от английского слова cater - поставлять провизию и catering - общественное питание) считается Жан-Франсуа Ватель. Легендарный француз занимался организацией пиров на природе для короля Людовика XIV и делал это на высочайшем уровне. Интересно, что первая профильная компания - Potel et Chabot, открывшая для России в 1986 году особый вид услуг питания, родом из Франции.
Первые отечественные операторы появились только в середине 90-х, когда на рынке буквально назрела потребность в компаниях, способных на высоком уровне организовывать обслуживание банкетов, фуршетов, тимбилдингов и прочих корпоративно-развлекательных мероприятий.
Сегодня статистики об общем количестве российских компаний в области кейтеринга нет, однако эксперты считают, что на Москву приходится не менее 50% всех провайдеров страны.
И, конечно, практически в любом городе численностью не менее полумиллиона человек сложился свой мини-рынок. Ульяновск не исключение. Правда, еще недавно в области кейтеринга у нас «делали погоду» самарские игроки, однако сегодня их «потеснили» местные предприниматели, готовые организовать «ресторан под ключ» на площадке заказчика.
- Кейтеринг в Ульяновске не столь па- фосный и масштабный, как в столице и других больших городах, но и внимание к кейтеринговым компаниям со сторо- ны заказчика у нас более пристальное и придирчивое. Поэтому одно из главных условий удержания и развития на рынке услуг - это честность по отношению к клиенту. Если мы оправдали ожидания, а лучше, превзошли, то можем конкурировать и развиваться дальше.
МЕНЮ «НАОБОРОТ»
Кейтеринг – интересный, но и очень непростой формат ресторанного бизнеса, требующий больших инвестиций. В арсенале современного оператора – специальный транспорт, термоконтейнеры, предназначенные для хранения и транспортировки приготовленных блюд, оборудование для сохранности продуктов и полуфабрикатов, например, льдогенераторы, охлаждаемые столы, а также текстиль, посуда, мебель, особый инвентарь… Большое внимание профессионалы кейтеринга уделяют вопросам оформления и декорирования выездного мероприятия. В одних случаях справляются сами, в других - обращаются к услугам субподрядчиков, например, флористам; как утверждают эксперты, более 70% выездных трапез украшаются цветочными композициями.
И, конечно, профессиональный кейтеринг – это специально обученные люди, готовые реализовать самые смелые задумки клиента, способные опережать его желания.
- В моей команде работают люди, ко- торые хотят и могут «удивлять» конечного потребителя услуги. В этом бизнесе не бывает мелочей, и если заказчик не подумал о стиле фуршетного стола, цвете и форме мебели, текстиля , элементов декора и самих закусок, мы обязательно предложим варианты. Ни одно мероприятие не похоже на другое! И мы безумно любим требовательных клиентов: нестандартные задачи нас вдохновляют.
- То, что мы работаем в разных погодных условиях и в самых неожиданных местах (стадион, заводской цех, теплоход, парк, лесная поляна, крыша здания…) уже делает все наши выездные мероприятия неповторимыми. Но одними из самых интересных считаем наши проекты, где в качестве угощения подаются уникальные, порой забытые, но очень вкусные блюда кухни народов Поволжья.
- У нас был интересный проект от компании Tele2 - меню «наоборот» с горьким шоколадом ручной работы и солеными орешками, мясными пирожными и сладким горячим. И мы справились! Отмечу, что наши ульяновские клиенты это, как правило, представители федеральной компании, поэтому требования у них, такие же как и в целом по России. Радует, что начали появляться частные клиенты, которые хотят сделать банкет или фуршет на своей территории.
- Для нас кейтеринг это не просто еда на мероприятии. Это кропотливый и ответственный труд. Каждое событие разрабатывается «с нуля», поэтому мы продумываем мельчайшие детали и учи- тываем все факторы.
Эксперты отмечают, что на формирование местного рынка кейтеринга положительно влияют инвестиционные предприятия. Этот контингент потребителей весьма требователен к качеству сервиса, и даже выступает «законодателем мод», транслируя иностранный опыт на ульяновскую землю. Но и наши поставщики кейтеринговых услуг, как говорится, «не лыком шиты», предлагают разнообразие сервировочных решений. Так, сотрудники компании Nikitina Catering удивили необычной концепцией праздничного фуршета в честь открытия ульяновского гипермаркета «Леруа Мерлен».
«НЕ ИМЕЯ ДУШИ, НЕЛЬЗЯ НАКОРМИТЬ»
Росстат опубликовал данные о социально-экономическом развитии России и субъектов РФ за 2016 год. Так вот, оборот общественного питания в стране составил более 1,3 трлн рублей, доля Ульяновской области оценивается в 5,2 млрд рублей (для сравнения – этот показатель в Татарстане составляет 37,7 млрд рублей). И если по стране зафиксирован рост рынка общепита (на 3,8% больше аналогичного показателя 2015 года), то в нашем регионе наблюдается падение (-14,1%).
Сказывается снижение доходов населения, общее падение экономики, из-за которого последние годы даже крупные компании ощутимо сократили бюджеты на проведение банкетных мероприятий. И сегодня едва ли не главным критерием при выборе оператора (и это касается не только проведения тендеров) становится итоговая стоимость проекта. Но радует, что все больше частных и корпоративных клиентов в регионе все-таки ориентированы на высокий уровень кухни и сервиса, внимательны к кулинарным предложениям, вариантам подачи, качеству закупаемых продуктов.
- Фуршет на сто человек на территории заведения или выездное обслуживание на тысячу человек, - с каждым разом мы становимся быстрее, эффективнее, надежнее, лучше понимаем клиентов.
- Кейтеринг тесно связан с процессами, происходящими в обществе, и развитие его возможно в том случае, когда и заказчик, и исполнитель ставят перед собой общую цель и не сводят кейтеринг просто к поеданию пищи где-то на выезде. Как говорил, русский писатель и драматург Андрей Платонов «Не имея души, нельзя ни накормить никого, ни наесться...» Мы вкладываем душу в то, чем занимаемся.
Что ж, такой подход позволяет оптимистично смотреть на будущее ульяновского рынка кейтеринговых услуг.
Материалы по теме: