- Мы каждый день сталкиваемся с многочисленными проблемами, связанными с наружной рекламой наших клиентов, в плане согласования вывесок, получения разрешений, переделки рекламных конструкций и так далее, вплоть до демонтажа. Проблема очень серьезная и глобальная, и нужно ее поднимать на самом высоком уровне. В свое время администрация приняла постановление об информационных вывесках на территории Ульяновска и теперь, ссылаясь на это постановление, законодательно и юридически запрещает 90% вывесок на улицах города. Это касается всех районов, но под пристальным вниманием находятся центральные трассы, в частности, Димитровградское и Московское шоссе.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Реклама на зданиях. Конфликт интересов
Фото: Эльмира Кобина
Что чиновнику хорошо, то предпринимателю…
Реклама – двигатель прогресса. Красивый облик города – драйвер туризма. Но почему, когда работает одно из этих правил, не работает другое? Предпринимательство, которому отводится значимая роль в экономике, не может развиваться без рекламы. А к ней сегодня – множество требований.
Постановление, о котором идет речь, от 17.10.2014 № 5580 - утверждает Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории Ульяновска.
Операторы рынка коммерческой недвижимости, как правило, разъясняют своим арендаторам «правила игры». Как рассказала uldelo.ru руководитель управления наружной рекламы DARS Reklama Елена Рузаева, лидер ульяновского девелоперского сектора в этом отношении достаточно плотно работает со своими клиентами, оказывая им юридическую и консультационную помощь. Но бизнес не всегда охотно идет на выполнение требований городских властей.
Представители власти утверждают, что чаще согласуют проекты, чем отклоняют. А по оценке ульяновских предпринимателей, 9 из 10 заявок на размещение рекламы получают отказ
Администрация Ульяновска привела нам целый список самых распространенных случаев несоответствия вывесок установленным правилам. Это размещение вывесок из картона и ткани, размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.), размещение вывесок выше линии второго этажа, полное перекрытие оконных и дверных проемов, витражей и витрин, размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада, размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах, размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине), размещение настенных вывесок одна над другой, непосредственное нанесение изображения на поверхность фасада, окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин, размещение штендеров, использование электронных носителей – экранов и бегущих строк.
В постановлении не уточняется, почему одним формам рекламы - «зеленый свет», а другим – «красный». Как замечает Андрей Кузнецов, световые буквы (заметим, довольно дорогой продукт) городскими властями приветствуются, а световые бегущие строки – нет, и причина тому не ясна.
- У администрации города нет четкой стратегии и понимания, как должна развиваться наружная реклама в Ульяновске. У них постоянно происходят какие-то метания: сегодня они что-то разрешают, а через месяц вынуждены снова это запрещать. Либо действуют отписками, ссылаясь на временное отсутствие нормативной базы, – в итоге некоторые запросы на размещение вывесок лежат у них месяцами, без какого бы то ни было решения.
Многие предприниматели на свой страх и риск все-таки размещают вывески, которые не соответствуют требованиям городских властей. «Нам работать нужно», - говорят они.
Памятник архитектуры – не место для бизнеса?
Самые строгие требования к вывескам касаются объектов культурного наследия. По закону «О рекламе» (поправки от 8 марта 2015 № 50-ФЗ), наружная реклама на фасадах таких зданий запрещена. Но допускаются вывески с названиями компаний, которые в них работают.
Ориентируясь на нормы этого закона, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области опубликовало приказ от 28.05.2015 № 55 о порядке согласования и размещения вывески на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, предметах охраны исторического наследия регионального и местного (муниципального) значения.
- В России действуют нормы законодательства, связанные с размещением вывесок и запретом рекламных конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры). Конечно, это объекты недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц. Но вместе с тем эти объекты недвижимости отнесены к объектам культурного наследия, что накладывает на их собственников определенные обременения (ограничения). Если в федеральном законе закреплено, что на таких объектах недопустимо размещение рекламных конструкций, то Управление будет принимать все меры, установленные законом.
По закону, под вывесками на объектах культурного наследия не должно быть подложек с какой-либо дополнительной рекламной информацией. На исторических зданиях запрещено размещать световые коробы, но можно устанавливать вывески из индивидуальных световых букв. Категорически запрещены цифровые табло, которые часто используются банками, и примыкаемые к фасадам банкоматы.
Удачными примерами исторических зданий с вывесками компаний г-н Хаутиев называет здания Гончарова 38, Гончарова 33, ресторан «Алазани» на улице Федерации.
По словам Оксаны Ященко, консультанта департамента сохранения и учета объектов культурного наследия управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, типичные нарушения, встречающиеся при согласовании проекта размещения вывесок, - несоответствие цветовой гармонии вывески с цветовым решением фасада, несоразмерность вывески фасаду здания и сооружения, размещение вывески без учета композиции, стилистики, декоративного убранства фасадов объекта культурного наследия. Другой причиной отказа в согласовании проекта размещения вывесок может стать предоставление неполного комплекта документов.
В Ульяновске насчитывается более 300 объектов культурного наследия. Собственниками многих из них являются владельцы частных компаний
- К сожалению, есть такие случаи, когда собственники размещают на объектах культурного наследия вывески на свой вкус, считая их красивыми и яркими, но не думая о том, что нарушают визуальное восприятие архитектурного памятника. Каждый бизнес работает под себя. И, конечно, довольных в части соблюдения требований к вывескам и их размещении не будет. Но нужно ориентироваться на другое. Мы живем в общественном городском пространстве и необходимо прежде всего думать о комфортной городской среде. Каждый собственник должен осознавать, что при установке вывесок необходимо сохранять визуальный облик исторических зданий, оберегая красоту своего города. Именно это должно быть приоритетом. Все необходимо делать соразмерно. Я не говорю, что нужно все ограничивать, - ни в коем случае. Нужно найти какой-то баланс, чтобы и бизнесу было комфортно, и город сохранил свое лицо.
Однако, по мнению многих предпринимателей, к такому балансу власть не стремится. «Никакой работы властей в этом направлении нет. Есть только одно желание – снять», - говорит предприниматель Исаак Гринберг.
- То, что закон надо неукоснительно соблюдать, - это однозначно. Но кроме этого, надо руководствоваться еще и логикой, и здравым смыслом. Не имея юридического образования, я являюсь единственным ульяновцем, который выиграл суд в Страсбурге – несмотря на то, что это был суд с генерал-лейтенантом, Героем России, губернатором Ульяновской области Шамановым. Потому что я руководствовался и логикой, и здравым смыслом.
Исаак Гринберг – один из 17 собственников здания Гончарова, 30 (на главном фото). Это объект культурного наследия регионального значения – здание Симбирской духовной семинарии. По словам г-на Гринберга, площади в этом здании были куплены у города в качестве помещений торгово-офисного центра.
- Может ли торгово-офисный центр быть без рекламы? Власть должна в этой ситуации находить компромисс, чтобы и закон был соблюден, и было найдено приемлемое компромиссное решение. Увы, все наоборот. Руководство управления по культурному наследию давит на собственников, чтобы вся реклама, которая висит даже не на здании, а вблизи к нему, была убрана. Что остается делать собственникам? Подать в суд и продать городу купленные площади с учетом всех финансовых обстоятельств, которые произошли за это время с нашим рублем. Сейчас обсуждается этот вопрос, и собственники готовят обращение губернатору Ульяновской области. Цель обращения – призвать управление по культурному наследию руководствоваться и законом, и логикой, и здравым смыслом.
Где решение?
У чиновников и предпринимателей есть множество вопросов друг к другу. Но пока стороны контактируют только при необходимости, в рабочем порядке и по конкретным случаям.
- Конечно, есть вопросы к рекламным компаниям в Ульяновской области в части, касающейся качества подготовки документов для проектирования вывесок. Кроме того, недостаточное ознакомление заказчика с правилами размещения вывесок зачастую и проводит к неприятным последствиям и жалобам.
Г-н Хаутиев добавляет: «Мы не надеемся, что нас будут всегда хвалить. Мы больше нацелены на удовлетворение общественных и государственных интересов».
- Как президент некоммерческого партнерства АКАУ, я хорошо представляю себе задачи городской администрации. И в глобальном смысле поддерживаю их начинания, связанные со стремлением сделать город лучше. Засилие дешевой рекламы неприемлемо. Но я не вижу со стороны администрации желания найти какой-то консенсус, компромисс с предпринимателями. Часто применяется очень чиновничий подход, однобокий, от которого предприниматели Ульяновска страдают.
Президент АКАУ планирует вынести на общественное обсуждение предложения по изменению в этой сфере. Он призывает предпринимателей и руководителей рекламных агентств не оставаться равнодушными. «Чем больше нас объединится, тем эффективнее будет наша деятельность», - резюмирует он.
Материалы по теме: