– В свое время в регионе был выбран курс на формирование устойчивой экономической платформы, источника доходов в региональный и местные бюджеты, на повышение уровня благосостояния. Следующим пунктом значилось развитие социальной инфраструктуры. При этом важен баланс социального самочувствия, экономической составляющей и комфортной среды проживания. Могут быть разные взгляды на то, что важнее и что первостепенно. Но практика показывает, самое главное – не останавливаться в развитии.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Инфраструктура региона. Успешные практики и барьеры
Фото: Екатерина Эйрих
– Какой вам видится сегодняшняя Ульяновская область, если рассматривать ее в качестве социально-экономического комплекса? Сбалансирован ли он?
– Одна из перспективных точек развития сейчас – Димитровград. То, что он является моногородом, с одной стороны, показывает не очень хорошую экономическую составляющую этого муниципального образования. Но с другой стороны, это открывает ряд возможностей. В частности, это поддержка на федеральном уровне и возможность формирования территорий развития. В соответствии со стандартами Минпрома РФ на базе ДААЗа мы создали индустриальный парк, где установили достаточно лояльные условия ведения бизнеса. А сейчас работаем над созданием территории опережающего социально-экономического развития, которая предоставит предприятиям меры господдержки по налогам на имущество, прибыль и транспорт.
– Насколько в регионе развита инфраструктура, отвечающая за успешное функционирование отраслей материального производства и как следствие – экономики в целом?
– В основе ядерного кластера заложено развитие инновации. Это не материальное производство, а разработки новых продуктов и создание необходимых заделов на будущее для материальных производств. Из тех кластеров, которые существуют сейчас в стране, мы находимся в группе научно-образовательных. Что касается создания новых заделов, здесь достаточно много серьезных барьеров, начиная от административных и заканчивая финансово-экономическими. Административные связаны со спецификой атомной отрасли, ее стратегическим обеспечением безопасности государства.
– В прошлом году наш регион участвовал в конкурсе Минэкономразвития РФ с концепцией инновационного кластера. Он представляет объединение нескольких элементов. В него входят два территориальных кластера – авиационный и ядерно-инновационный, крупные промышленные предприятия, которые пришли к нам еще из советского периода, и современные инвестиционные проекты, реализуемые в регионе. Как правило, это крупные проекты, которые реализуются при поддержке региона и генерируют новые рабочие места. И, конечно, это малые и средние инновационные предприятия. Ульяновская область уникальна тем, что технологии здесь, развиваясь, имеют возможность «перетекать» из одной сферы в другую. На базе авиационного кластера возникают направления, связанные с разработкой новых материалов. Яркий пример – использование технологий производства композитного крыла для МС-21 в производстве лопастей ветрогенераторов. Такая синергия в рамках большого проекта «Инновационный кластер» позволяет вывести на новый уровень технологическое развитие региона. А это создает новые для России и мира возможности, обладающие высоким потенциалом.
– Инфраструктура развита, и ее хватает. Нет главного – производства экспортно-ориентированных товаров. Как отметил президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин на ПМЭФ-2017, надо использовать потенциал оборонных предприятий. У нас есть предприятия, которые могут на это направление направить научные и производственные силы: НПП «Завод Искра», выпускающий компонентную базу для концерна ВКО «Алмаз-Антей». В станкостроении нет российской компонентной и элементной базы: используем комплектующие из других стран. Важно, чтобы ульяновские оборонные предприятия помогали развиваться малому и среднему бизнесу. Мы оказываем услуги оборонным предприятиям, но почему-то не ульяновским. Наш регион – промышленный, надо продолжать развивать его в этом направлении. Сейчас в приоритете – Заволжье. Промкомитет ОНФ отмечал, что на ряде территорий создают избыточные энерго-, тепло- и газовые мощности, а что делать дальше – не знают. Необходим комплексный продуманный на годы подход, нацеленный на конечную продукцию. Нужно развивать реальное производство, которое будет экспортно-ориентированным и конкурентоспособным.
– Не соглашусь, что индустриальные парки развиваются только в левобережье региона. Сейчас активно предлагаются площади автомобильного завода для размещения новых предприятий, и один только проект ISUZU чего стоит. То же самое можно сказать про индустриальный парк сенгилеевско-тереньгульской зоны. В нем за последние годы построено порядка десяти новых предприятий.
– Мы 20 лет экспортируем продукцию деревообработки, и, на мой взгляд, инфраструктуры хватает. Сейчас команда города Инзы обучается в «Сколково». Надеюсь, нам это поможет в дальнейшем развитии. Мы активно осваиваем новые направления. Надеюсь, что со следующего года выставим на экспорт еще две-три новых позиции, связанных с более глубокой переработкой. Единственное, чего не хватает, – местного сырья. Эта проблема была у нас всегда. Качественное березовое сырье мы везем из отдаленных северных регионов. Китайцы осаждают, скупая лес у наших поставщиков. Но – это рынок. Работаем!
– Какие из видов региональной инфраструктуры вызывают у вас больше всего вопросов?
– Сфера услуг ощущает острую нехватку кадров. И не только мы, если судить, что в самой популярной газете Ульяновска «Мозаика» две-три полосы занимают объявления о том, что требуются специалисты. Прежде всего востребованы люди рабочих профессий, руководители отделов продаж и специалисты по продажам. В категории работоспособного населения в возрасте 20-25 лет мы пока не достигли «дна». Но ситуация пугает, по мере роста количества предприятий и развития бизнеса эта нехватка будет более остро ощущаться. И здесь, наверное, потребуется совместная с правительством работа по привлечению кадров в регион – мигрантов или работников из соседних регионов. Да, уровень экономики и заработных плат не позволяет нам привлекать специалистов из Татарстана, Чувашии и Самарской области. Но есть регионы, где уровень зарплат ниже, чем у нас, и они могли бы стать источником дополнительной рабочей силы.
– Посредством фестивального проекта «Архитектурная весна» я хочу возродить профессию архитектора, как главного строителя, и поставить ее в центр работы создания «физической» части городской инфраструктуры. Замысел архитектора на этапе исполнения и эксплуатации встречается с низкой квалификацией мастера. Неправильно сделана ливневка, посажено дерево – все идет насмарку. Фестиваль – это образовательный проект, он ищет и выращивает архитектора, – Главного строителя, способного побуждать жителей к совместному проектированию и строительству, воспитывает подлинных Мастеров. Нехватка трудовых ресурсов на местах отчасти связана с дисбалансом в организации жилой инфраструктуры в стране. Жилье у нас приватизировано, тогда как за рубежом 60-70% – арендное. Мобильность жителей США обеспечивает инновационность развития их страны. Задача архитектора и градостроителя – обеспечить комфортную жизнь в местах приложения труда.
– Философия жилья сдерживает миграции, которые могли бы обеспечивать приток специалистов. Если бы они не были привязаны к своей собственности, они бы спокойно путешествовали по России, чтобы заниматься любимым делом в любом городе, и прекрасно себя при этом чувствовали. Я как инженер-механик по самолетостроению, наверное, работал бы на «Авиастаре», если бы самолеты в нашей стране были кому-то нужны. С точки зрения моего депутатского опыта, необходимо больше внимания уделять надлежащему содержанию социальных объектов, в частности, школ и обязательно – оплате труда учителей, которые создают потенциал нашей страны. Их заработные платы не соответствуют той ответственности, которая на них возложена.
– В регионе есть проблема с законностью и порядком. Бандиты все еще здесь: правовые конфликты начинаются, с одной стороны, претензией и иском в суд, а с другой – наездом. Много мошенничества и экономических преступлений. Мне лично не хватает лидеров нового уровня. Я живу на Университетской набережной, где проживают многие высокопоставленные лица. Этот микрорайон построен на земле УлГУ, что осложняет многие вопросы благоустройства. Заметил, что у людей, имеющих высокую должностную позицию, нет явно выраженного собственного мнения: личные вопросы они не решают. Это из той же плоскости, что судьи в суд никогда не пойдут – «не комильфо».
– Какой вам видится инфраструктура будущего в Ульяновской области?
– Вижу нашу область в будущем транспортно доступной. Мы ждем с нетерпением открытия обновленного аэропорта и запуска новых рейсов, в том числе международных. Сейчас иностранцам добраться до нас, действительно, очень тяжело. При этом нужно, чтобы развивался не только Ульяновск, но и районы.
– Страна живет, когда работают заводы. Каждый сотрудник промышленного предприятия, отправляющего продукцию за пределы региона, дает работу еще минимум 20-30 людям: получая зарплату, он идет в магазин, платит за ЖКХ, посещает культурные мероприятия, получает юридические услуги и т.д. Поэтому путь один – развивать экспортно-ориентированное и конкурентоспособное реальное производство. Надо выпускать самолеты, машины, станки, материалы и комплектующие. Тогда сюда придут и инновации, и кадры. И регион будет привлекательным для жизни.
– В регионе нужно больше внимания уделять грамотному управлению многоквартирными домами. Власть должна оказывать жителям содействие в развитии самостоятельного управления – ТСЖ. Я бы очень хотел, чтобы благоустройство развивалось планово. Чтобы каждый житель знал, когда конкретно наступит улучшение там, где он живет. Это важно, потому что людям не хватает определенности в ожиданиях. Немаловажно и развитие транспортной системы – сети дорог, грузовых и общественных перевозок. Сегодня общественные перевозки осуществляются, в основном, частным сектором, что приносит массу неудобств всем. Нужно обратить внимание и на коммунальные сети, которые на
сегодня достаточно изношены.
– В советское время все информационные ресурсы принадлежали государству и выполняли его заказ – информировали население. Была и взаимная обратная связь. Сегодня информационные ресурсы вынуждены зарабатывать на рынке исходя из интересов читателя. А ему интереснее узнавать «жареные» факты, например, где какие чиновники попались на взятках. В информационном потоке не хватает госзаказа – заказа на позитив, воспитание патриотизма и информирование населения о том, что реально делает власть и чего достигает. В отсутствие позитивной информации любой единичный негатив воспринимается как единственно верная информация о работе чиновников.
– Есть понятие конкурентоспособности, и с этой позиции нужно рассматривать качество региональной инфраструктуры. Глобальный вызов – чтобы в Ульяновской области она была одной из лучших в России, удерживала и привлекала талантливых людей. В регионе есть «точки потерь»: часть выпускников школ уезжает отсюда в силу того, что качество высшего образования не соответствует их ожиданиям. Некоторые выпускники вузов – молодые специалисты не видят себя на наших предприятиях. Достигнув профессионального потолка, специалисты с опытом ищут в других регионах пути дальнейшего развития. Ключевая задача – формирование комфортной среды проживания, ведения бизнеса, социальной инфраструктуры, в том числе образовательной, соответствующей мировому уровню. Проект технологической долины, над которым мы сейчас работаем, – ответ на эти вопросы.
– Если рассматривать инфраструктуру как совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного объекта, то в рамках развития инфраструктуры кластеров региона целью своей работы в будущем я вижу максимально эффективное раскрытие потребностей участников и обеспечение взаимодействия между обслуживающими и основными отраслями. В качестве обслуживающих отраслей в этом случае можно понимать образование, науку, транспорт и другие сопутствующие отрасли. Раскрытие и развитие эффективного взаимодействия между основными и обслуживающими отраслями как раз и является моей основной целью.
– Жемчужина Ульяновской области все-таки Димитровград и его основной потенциал – научная составляющая. Это необходимо сохранить. Именно поэтому реализуются проекты ФВЦМР, МБИР и т.д. Большие надежды возлагаются на медицинский туризм. Все-таки ФВЦМР – самый крупный центр в России с оказанием полного спектра медуслуг по радиологии. Его запуск потребует нового качества жизни в Димитровграде. Это связано и с туризмом, и с приходом высококвалифицированных кадров. Поэтому там реализуется ряд проектов в социальной сфере и комплексной жилой застройки с необходимой социальной инфраструктурой. Сейчас наша задача – повысить уровень жизни и комфорта в Димитровграде.
– Надо ставить конкретные задачи и начинать двигаться. Эта работа в регионе на сегодняшний день ведется, и ведется достаточно активно. Может быть, не все получается. Если 30 лет никто не строил и не ремонтировал дороги, за три года восстановить всю дорожную сеть – не совсем реально. Физическая и техническая инфраструктура должна развиваться там, где есть потребность и спрос на нее. Есть яркий пример – Силиконовая долина, в которую государство не вкладывало средства, она сформировалась вокруг университета и там все живет. Должна быть инфраструктура, которая позволяет человеку реализовать себя. Если он хочет заниматься бизнесом, среда для развития бизнеса должна быть максимально доступной и прозрачной. Если человек хочет стать профессионалом в той или иной сфере, он должен иметь возможность получить соответствующее образование и применить его. Не вижу ничего страшного в том, что наши ребята уезжают учиться в другие регионы. Страшно, когда они не возвращаются. Необходимо сконцентрировать здесь «точки знаний», которые позволяют не только обучать свою молодежь, но и притягивать кадры в регион. И здесь как раз мы говорим об инфраструктуре индустриальных парков. Инфраструктура будущего – та, которая создана совместно. Население не должно судить, оно должно быть участником процесса. Надо понимать, что все это делается для конкретного человека. А не где-то на левом берегу и для кого-то, кто там живет.
Другие круглые столы "ДО"