– Наиболее перспективными для выхода на зарубежные рынки являются сервисы и программное обеспечение, не привязанные к российскому законодательству, – т. е. те, которые можно адаптировать под условия любого рынка. Одним из наиболее ярких примеров являются решения компании «Лаборатория Касперского», которая в настоящее время входит в тройку мировых лидеров в области антивирусного программного обеспечения, но есть и другие примеры, в том числе с облачными сервисами: скажем, продукты «Яндекса».
Если говорить про рынок стартапов, то здесь не так много проектов, которые выходят на западный рынок, так как для успешного старта зачастую следует учитывать менталитет и культурные особенности пользователей. Кроме того, капитализация таких проектов происходит очень медленными темпами. Есть команды, которые ориентируются на попадание в Кремниевую долину, однако успешных кейсов единицы, и каждое такое событие широко освещается в СМИ.
Одновременно с этим крупные IT-интеграторы довольно активно ведут работу за рубежом. В числе таких компаний можно выделить НКК, Luxoft, EPAM Systems. Это и заказная разработка программного обеспечения, и дистрибуция, и построение вычислительных комплексов.