Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

IT на экспорт.
Потенциал нересурсной экономики

Насколько перспективны российские IT-услуги и продукты на внешних рынках? Своим мнением делятся игроки этого рынка.

Фото: pixabay.com

Объем экспорта IT из России в 2016 году составил $7 млрд. Это рекордная цифра, уже сравнимая с привычными статьями российского экспорта – вооружением и сельским хозяйством, которые составляют $15 млрд и $16 млрд соответственно.


Александр Смирнов
IT-директор «Рыбаков Фонда»

– Наиболее перспективными для выхода на зарубежные рынки являются сервисы и программное обеспечение, не привязанные к российскому законодательству, – т. е. те, которые можно адаптировать под условия любого рынка. Одним из наиболее ярких примеров являются решения компании «Лаборатория Касперского», которая в настоящее время входит в тройку мировых лидеров в области антивирусного программного обеспечения, но есть и другие примеры, в том числе с облачными сервисами: скажем, продукты «Яндекса».

Если говорить про рынок стартапов, то здесь не так много проектов, которые выходят на западный рынок, так как для успешного старта зачастую следует учитывать менталитет и культурные особенности пользователей. Кроме того, капитализация таких проектов происходит очень медленными темпами. Есть команды, которые ориентируются на попадание в Кремниевую долину, однако успешных кейсов единицы, и каждое такое событие широко освещается в СМИ.

Одновременно с этим крупные IT-интеграторы довольно активно ведут работу за рубежом. В числе таких компаний можно выделить НКК, Luxoft, EPAM Systems. Это и заказная разработка программного обеспечения, и дистрибуция, и построение вычислительных комплексов.


Ашот Оганесян
технический директор и основатель DeviceLock

– В целом на западном рынке гораздо выше конкуренция и, как следствие, выше затраты на продвижение продукта. Однако присутствие там позволяет не зависеть от краткосрочной конъюнктуры локальных рынков, колебаний спроса. Т.е. самая главная причина, по которой стоит продавать свой продукт на глобальном рынке, – это элементарное расширение базы потенциальных клиентов.


Денис Суховей
руководитель департамента развития технологий компании «Аладдин Р.Д.»

– Вопрос экспорта отечественных технологий на международные рынки является ключевым для IT-отрасли в частности и экономики РФ в целом. В ряде восточноазиатских стран, например, налоговыми льготами и привлекательным кредитованием от государства пользуются лишь те IT-компании, продукты которых являются популярными на международном рынке. Такая (азиатская) версия импортозамещения приносит государству значимую валютную выручку и способствует реальному оздоровлению экономики.

В свете этого можно смело утверждать, что перспективы выхода на международные рынки существенные. Но при этом возникает краеугольный вопрос – что предложить западному рынку?

Отечественная IT-индустрия (как и все отечественное) имеет в этом смысле свою специфику. Конкуренция с зарубежными производителями в секторах «старых товаров» невозможна. Все, что уже изобретено и выведено на международный рынок, создает надежный барьер для входа новичков в эти существующие рынки. Конкуренция колоссальная, доли рынка распределены. В этой области отечественным компаниям приходится несладко и убыточно.

Нюансом нашего рынка является крайне низкий процент стартапов на основе частного предпринимательства и подавляющее большинство корпоративных стартапов IT-технологий. Это, безусловно, дает преимущества: рынок IT не скатывается в область продуктов развлекательно-потребительского характера.


Кирилл Алексеев
генеральный директор «Контент-Технологии»

– В вопросе экспорта отечественных IT-технологий необходимо выделить те направления, которые уже успешно продаются за рубеж, и те, время которых пока не пришло. Например, антивирусные продукты «Лаборатории Касперского» помогли войти в топ-4 мировых компаний - производителей антивирусных программ.

Если мы возьмем российские CRM-системы, то, кроме amoCRM, у которой есть бизнес в США, мне на ум из заметных игроков не приходит никто. На мой взгляд, технологии, связанные с задачами безопасности и анализа данных, более востребованы за рубежом. Я считаю, что для подобных решений вообще не очень логично разделять рынок по региональному признаку ввиду решения глобальных проблем.

С другой стороны, решения, связанные с клиентским сервисом и управлением компанией в целом, куда входят и CRM-системы, и системы аналитики, и корпоративные порталы, и другие проекты пока «сыроваты» для экспорта на Запад. Хотя при этом многие проекты работают в СНГ.
Наш рынок еще не настолько зрелый, как западный. По этой причине клиенты тех же CRM все еще раскачиваются, хотя ситуация лучше, чем была лет 5-7 назад.


Дмитрий Бибичев
директор департамента развития комплексных проектов ГК ФОРС

– Экспорт российских IT-технологий является одним из важнейших драйверов экономики. Это признано на уровне руководителей государства. Однако делать ставку на развитие экономики страны только через стимулирование отрасли информационных технологий без поддержки реального сектора было бы недальновидно. Высокая эластичность спроса на продукты IT-отрасли может привести к фактической остановке рынка при реализации негативных сценариев развития мировой экономики.

Экспорт российских технологий может действительно выступить в качестве источника роста как отдельных компаний, так и экономики в целом через влияние на смежные отрасли – телекоммуникационную, банковскую, производственную, интернет-коммерцию, медицину. Такие точки роста необходимы для снятия со страны ярлыка «ресурсной экономики».

Если рассматривать успехи российских IT-компаний на мировом рынке, то уже сейчас можно отметить области, в которых российские компании являются одними из лидеров рынка либо входят в список ведущих игроков. К ним относится направление информационной безопасности, сохранности данных (DLP), отдельные направления в рамках эксплуатации информационных систем и ЦОД. Хороших успехов на международном рынке удалось добиться в области системной интеграции, заказной разработки, бизнес-аналитики, искусственного интеллекта, мобильных приложений.


Эдуард Коваленко
директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в Приволжском федеральном округе

– На мой взгляд, российские информационные технологии обладают действительно мощным экспортным потенциалом. Программисты, которые учились в российских вузах, работают в крупнейших ИТ-компаниях, таких как Microsoft, Google и др. Компании с российскими корнями – «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Acronis, Veeam Software и многие другие – производят программные продукты, которые на равных конкурируют с разработками крупнейших корпораций.

Материалы по теме:

Темы: NID
Подборки: экспорт , IT
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: