Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

IT на экспорт.
Трудности компаний

Игроки этого рынка поделились с uldelo.ru мнением и опытом.

Фото: pixabay.com

За последние годы информационные технологии стали одним из основных «продуктов» российского экспорта. Объем поставок IT за границу в 2016 году достиг $7 млрд. Это рекордная цифра, уже сравнимая с привычными статьями российского экспорта – вооружением и сельским хозяйством, которые составляют $15 млрд и $16 млрд соответственно.

Uldelo.ru узнал у представителей IT-индустрии, с какими трудностями сталкиваются игроки этого рынка при выходе на внешние рынки.


Денис Суховей
руководитель департамента развития технологий компании «Аладдин Р.Д.»

– Трудностей на этом пути немало, основная – это преодоление менталитета «догнать и перегнать Запад» и отсутствие стандартных отечественных механизмов поддержки IT-игроков, решившихся на исследования и разработку новых технологий.


Кирилл Алексеев
генеральный директор компании «Контент-Технологии»

– В России более низкий уровень требований к отечественным продуктам по сравнению с западными аналогами. Это напрямую связано с незрелым рынком. Со стороны разработчиков могу сказать, что кардинально менять продукт под разные рынки зачастую нерентабельно. Проще сделать новый продукт под каждый из рынков.

Другая трудность не зависит ни от клиентов, ни от самих IT-разработчиков. К сожалению, в России достаточно жесткий валютный контроль и избыточный документооборот. Именно по этой причине наблюдается ограниченный экспорт за рубеж.


Александр Смирнов
IT-директор «Рыбаков Фонда»

– Если мы говорим об экспорте уже готовых продуктов, одной из трудностей является разница в законодательстве стран. Если же это заказная разработка, то тут во многом приходится конкурировать с мощным IT-рынком Китая и Индии, обладающим огромными человеческими и технологическими ресурсами. Также нужно понимать, что российским компаниям зачастую проще создать отдельное юридическое лицо в иностранном государстве и платить налоги только в стране пребывания, так как в противном случае они могут попасть под двойное налогообложение.


Алла Зарипова
директор по развитию бизнеса Iceberg Analytics

– Есть сложность: европейские компании предпочитают выбирать разработчика, у которого вся юридическая часть оформлена в стране запроса, причем какое-то время назад, т.е. есть история работы в данной стране. А оформлением занимаются чаще всего крупные международные компании, стоимость услуг которых высока. Небольшие компании, которые могут составить конкуренцию, не часто тратят время и деньги на оформление на других рынках.


Ашот Оганесян
технический директор и основатель DeviceLock

– В США значительно выше расходы на персонал, поэтому мы их оптимизируем и часть сотрудников нанимаем в канадский офис в Ванкувере. Юридические расходы в США также составляют значительную часть расходов. Вообще, юридические риски ведения бизнеса в США в среднем намного выше, чем в западной Европе и России. Мы сталкивались и с «наездами» патентных троллей и с агентами ФБР, приходящими в офис для опроса сотрудников, в связи с тем, что у нас достаточно много клиентов из военных и государственных учреждений США.

В Германии расходы на сотрудников сопоставимы с расходами в России, но возникают определенные проблемы на уровне предпродажной подготовки сделки, связанные с местным менталитетом.

В Японии не получается работать без местного партнера, который занимается всем – от локализации интерфейса продукта и перевода документации на японский язык до маркетинговых кампаний и продвижения.


Нана Куликова
управляющий партнер digital-агентства РУСИНТЕРНЕТКОМ

– Компании сталкиваются с недоверием со стороны мирового сообщества, вызванного непривычкой. Также есть сложности, связанные с частым отсутствием профильных юристов по международному IT-законодательству внутри компаний.

Сталкиваются, конечно же, и с западными конкурентами, которые давно зарекомендовали себя на мировом рынке. Пусть даже продукты у них уже слабее, зато репутация мощнее. И, безусловно, сталкиваются с разными закупочными нюансами, например, связанными с приобретением оборудования у уже устоявшихся поставщиков – там свои «схемы» у закупщиков и продавцов.


Эдуард Коваленко
директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в Приволжском федеральном округе

– Я бы сказал, что главная трудность – это менталитет и особенности бизнес-среды в каждой конкретной стране. Они уникальны, их непременно необходимо учитывать. Чтобы эту сложность обойти, мы формируем команды представительств из местных и из российских сотрудников. Часть россиян работает в таких командах удаленно. Это очень удобно: квалифицированному айтишнику нет необходимости покидать родной город, при этом он работает на международных проектах. Такой формат взаимодействия – это реальность современного рынка труда, который, по сути, стал глобальным.


Дмитрий Бибичев
директор департамента развития комплексных проектов ГК ФОРС

– Мы не думаем, что российские компании при выходе на внешние рынки и последующем развитии бизнеса сталкиваются с какими-то специфическими трудностями. Это классическая конкурентная борьба на плотном рынке. Да, как правило, крупные зарубежные компании могут позволить себе более дешевые ресурсы, а значит, несопоставимые по бюджетам расходы на и маркетинг и R&D. Но в IT очень часто «выстреливают» стартапы при минимальных первоначальных бюджетах, только за счет инновационных идей и прорывных технологий. Действительно, тяжело догнать мировых производителей промышленных СУБД или операционных систем, но даже в этом случае востребованные на рынке решения найдут свою нишу. По отдельным же новым направлениям даже полученный иностранными компаниями технологический, финансовый и маркетинговый задел не дает абсолютных рыночных преимуществ, конкурирование идет на равных.

Материалы по теме:

Темы: NID
Подборки: IT , экспорт

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: