Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Ася Казанцева
выступила на ульяновской конференции

Известный научный журналист рассказала местным IT-компаниям, как пользоваться когнитивными искажениями.

Фото: Эльмира Кобина

Одним из самых заметных событий ULCAMP-2017 стало выступление научного журналиста, лауреата премии «Просветитель» Аси Казанцевой «Когнитивные искажения: как ими пользоваться?» Предлагаем вашему вниманию фрагменты из этого доклада.

«В присутствии нарисованных глаз люди оставляют в копилке больше денег. Тёплая чашка в руках делает человека уступчивее при переговорах. Случайно увиденная где-то цифра влияет на последующие оценки величины других чисел. За последние десятилетия экспериментальные психологи накопили огромное количество данных, которые демонстрируют, что на любое человеческое решение влияет огромное количество информации, проходящей мимо сознания. В какой степени можно доверять этим экспериментам и можем ли мы переносить полученные результаты из контролируемых условий лаборатории в противоречивую реальность настоящих переговоров? Нет никаких гарантий, что закономерности, которые удалось выявить на больших выборках, сработают для отдельно взятого конкретного человека, и все же иметь о них представление полезно и для того, чтобы повысить свои шансы на успех, когда вы пытаетесь кого-нибудь в чем-нибудь убедить, и для того, чтобы замечать, как неосознаваемые факторы влияют на решения, которые принимаете вы сами».

«В принятии решений бывают ситуации, когда все очевидно. Когда какая-то область посылает очень четкий сигнал. Когда вам очень жарко, вы не сомневаетесь, что вам нужно пойти в холодную воду. Когда вам не очень жарко, вы сомневаетесь, что вам нужно пойти в холодную воду. Получается так, что если ситуация четкая, то решение понятное. Это описал еще в начале XX века физиолог Ухтомский. Он проводил публичные лекции, как раз когда открыли, что можно подействовать электрическим током на моторную кору собаки, и собака будет совершать нужные движения – шевелить лапой. И все это демонстрировали на публичных лекциях. Обычно все шло хорошо. Но однажды ничего не сработало: одной собаке накладывали электроды, но она не шевелила лапой, а только скулила. А когда ее выпустили из экспериментальной установки, она села и прямо на кафедре начала медленно-медленно опорожняться. И тогда Ухтомский подумал: «Я забыл выгулять собаку, и у нее случилась доминанта: все сигналы ее мозга были направлены только на то, что она хочет справить нужду, и это подавляло любую другую активность». Но обычно бывает не так. Обычно у нас есть много противоречивых желаний, и важно понимать, что побеждает то решение, для которого пришло больше сигналов, для которого оказалась выше частота импульсов. С одной стороны на частоту импульсов могут повлиять реальные вещи. А с другой стороны, когда информации мало, мозг может хвататься за соломинку. И существует большое количество экспериментов, которые показывают, что можно повлиять с помощью дополнительных экспериментальных воздействий. Можно каким-то образом навести мозг на мысль, активировать одну или другую из его областей для того, чтобы ее сигналы победили».

«Распространенный способ это делать – религиозный прайминг. Людям напоминают о религии, но так, чтобы они не догадались, что речь идет о религии. Им дают решать грамматические задания – составлять предложения из слов. Половине испытуемых достаются нейтральные слова, а другой половине – наборы, содержащие слова «Бог», «божественный», «душа» и тому подобное. После этого им дают еще какое-нибудь задание. Например, в одном из таких исследований людей заставляли пить апельсиновый сок, в который был добавлен уксус, но так, чтобы было невкусно. И часть людей, которая получила религиозный прайминг, выпила почти восемь унций этого уксуса. А те, которым не дали религиозного прайминга, остановились раньше – они выпили в среднем только три с половиной унций уксуса. Существует много экспериментов, показывающих, что религиозный прайминг во многих отношениях активирует склонность быть целеустремленным, вести себя прилично, заботиться об окружающих. Возникает вопрос: почему так? Если мы посмотрим на священные тексты, то мы увидим, что они густо насыщены утверждениями о том, что «Большой Брат» смотрит на тебя».

Ася Казанцева – российский научный журналист, популяризатор науки и блогер, автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». В 2014 году стала лауреатом премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», с тех пор выступает с публичными и непубличными (корпоративными) научно-популярными лекциями в Москве и других городах России и зарубежья.


Материалы по теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: