Ульяновский IT-рынок в глобальной экономике
Фото: pixabay.com
ДНА ДОСТИГЛИ. ДАЛЬШЕ – РОСТ
Глобальный IT-рынок меняет ориентиры. После длительного снижения общего объема поставок (в 2014 году – на 5,4%, в 2015-м – на 3%, в 2016-м – на 0,3%) отрасль наконец-то восстанавливается. В 2017 году одна из крупнейших в отрасли исследовательских компаний – Gartner – прогнозирует рост мирового рынка информационных технологий на 3,4%. Предпосылки этого роста видят в циклической замене портативных устройств и настольных рабочих станций, увеличении продаж мобильных устройств класса премиум и инвестициях в серверную инфраструктуру глобальных облачных провайдеров (Microsoft, Google, Amazon).
Российский IT-рынок, потерявший в прошлом году 1,7%, вероятно, и в этом году останется в небольшом минусе – порядка 0,7%, считает Минэкономразвития РФ. На 2018 год ведомство прогнозирует рост рынка на 0,1%, а затем снова снижение на 0,4%. Такой сдержанный прогноз в ведомстве объясняют недостаточным спросом со стороны государства, низкой платежеспособностью населения и недостаточной предпринимательской активностью.
Очевидно, что на состояние IT-рынка также повлияли политическая обстановка и кризис. Правда, в меньшей степени, чем на состояние других отраслей, считает генеральный директор ITECH.group Александр Щербина. По его словам, кризис ощутили в основном те IT-компании, которые работают с российскими заказчиками.
В Digital Zone – Ульяновск отмечают, что у заказчиков стало меньше денег. Как результат, удлинились отсрочки платежей и выросла дебиторка.
Как рассказал «ДО» основатель «Дисконтного клуба ЯБЛОКО» Александр Крутилин, раньше его компания заказывала разработку программного обеспечения на Украине. После известных событий компания наняла своих разработчиков. Оказалось, что это существенно экономнее и можно больше денег инвестировать в инновационные решения. А в целом с кризисом работы в IT-отрасли России только прибавилось, добавляет Александр Крутилин, – за счет более конкурентных цен для иностранных заказчиков.
ОТ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ДО ДИСКОНТНЫХ КАРТ
Чтобы закрепиться на рынке IT-услуг, нужно предложить уникальный продукт, говорят игроки этого рынка. Одним из заметных российских городов в этом плане считают Ульяновск. Какие IT-решения он предлагает?
Группа компаний Simtech уже десять лет разрабатывает программное обеспечение CS–Cart для запуска и управления интернет-магазином. На западе у Simtech есть продукт, который помогает запустить свой собственный маркетплейс. На нем работает индийский Амазон – ShopClues.
– Думаю, это наш самый перспективный продукт. Потому что спрос на маркетплейсы в мире растет постоянно, а наше решение и по количеству внедрений, и по рейтингам находится в мире на первом месте, – заявляет директор по маркетингу CS-Cart Павел Трубецков.
В Ульяновске есть и другие компании, работающие в сфере электронной коммерции. Например, самый масштабный и сложный проект Digital Zone – Ульяновск – маркетплейс Почты России.
– Год кропотливого труда большой рабочей группы принес плоды в виде системы, подобных которой в России пока никто не делал, – заявляет основатель Digital Zone – Ульяновск Александр Коваленко. – Мы создали систему, в которой заложили основы для превращения «Почтамаркета» в российский Амазон.
Еще один продукт родом из Ульяновска – «Дисконтный клуб ЯБЛОКО», который объединяет скидки, купоны и акции различных компаний. Вместо физических карт используется номер мобильного телефона. Среди партнеров компании – AliExpress, «Л'Этуаль», «Спортмастер», «АШАН» и еще более 500 крупных фирм.
Это лишь малая часть уникальных ульяновских IT-решений. Их создатели с завидной периодичностью мелькают в крупных отраслевых рейтингах. Например, в топ-200 веб-студий, который представил «Рейтинг Рунета» в июле, четвертое место заняла AGIMA с разработкой в Ульяновске, 12-е – MST, а 15-е – ITECH.group.
ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ
В Ульяновске более 150 IT-компаний, но конкуренция в основном ведется за внимание квалифицированных разработчиков, зарплаты которых постоянно увеличиваются.
– Кадровый голод ощущается настолько, что мы объединяемся с нашими коллегами из других фирм региона для участия в образовательных инициативах, – говорит Александр Коваленко. – А еще мы с удивлением для себя обнаружили, что старшеклассники и их родители не считают IT такой уж привлекательной областью карьеры. И теперь мы повышаем популярность отрасли для абитуриентов – это еще одна цель нашего сообщества. Например, ULCAMP, в восьмой раз прошедший в июле 2017 года, – одна из подобных инициатив нашего АНО ULSK.IT.
«Активности» ульяновских IT-компаний – форумы, конференции и прочее – направлены на создание положительного образа в глазах не клиентов, а… соискателей
– Зарплаты в IT-индустрии существенно (а местами очень существенно) выше, чем в остальных отраслях. Например, хороший программист может получат больше 100 тысяч рублей в месяц. Не руководитель программистов, не генеральный директор, а именно программист, – подчеркивает Павел Трубецков. – За них в городе буквально охота: их выуживают уже не с университета, а со школы. За клиентов такой борьбы нет. Если компания худо-бедно умеет делать то, что обещает, клиенты у нее будут. Ни в одной другой сфере бизнеса такой кадровой конкуренции я не видел.
Ульяновские IT-компании всеми способами стараются привлечь к себе сотрудников. Для этого они участвуют в конференциях, мастер-классах и других отраслевых «активностях», сами организуют их, приглашая в город известных спикеров. И все это – чтобы укрепить репутацию на кадровом рынке. А чтобы за получить «спецов» в штат, запускают образовательные программы и открывают кафедры при вузах. Так, свой учебный центр есть у ADVANTSHOP, а компания «РуГаджет» совместно с УлГТУ открыла базовую кафедру по направлению «Технологии интернета вещей».
GLAD TO COOPERATE!
Непростые реалии внутреннего рынка поворачивают IT-компании лицом к внешнему. Здесь у российской разработки все весьма неплохо. В 2016 году поставки отечественных IT-технологий за границу достигли рекордных $7 млрд, приблизившись к традиционным для российского экспорта вооружению ($15 млрд) и сельхозпродукции ($16 млрд).
Экспортная выручка российских производителей программного обеспечения за прошлый год выросла на 18,8%.
– Во многом на такой рост повлияла политика импортозамещения, так как для российских IT-компаний стали действовать налоговые льготы, а также от государства и от бизнеса стало поступать большее количество задач, которые подтолкнули рынок и стали катализатором для развития в новых направлениях, таких как блокчейн, биометрия, машинное обучение. В результате появился пласт продуктов, потенциально конкурентоспособных с зарубежными аналогами, – говорит IT-директор «Рыбаков Фонда» Александр Смирнов.
По прогнозам SAP, в 2017 году их поставки за рубеж вырастут еще на 15,4%. Для этого есть благодатная почва: по данным компании, около 70% IT-компаний в стране находятся в процессе создания экспортных продуктов, либо уже имеют готовые решения. А еще 20% планируют выход на международный рынок в ближайшие два-три года.
В Ульяновске есть IT-фирмы, которые ориентируются в первую очередь на экспорт. Например, Ecwid и «СимбирСофт».
– Российские IT-специалисты очень ценятся в мире, и мы это четко видим в своих проектах. Например, индийские компании очень дешево продают свои услуги, однако зачастую инвесторы выбирают именно наших ребят, потому что это другой уровень качества, – отмечает руководитель проектов ООО «СимбирСофт» Алексей Колесников.
Компания работает с заказчиками из Японии, Германии, Великобритании, Израиля, Швейцарии, США. Значительная часть иностранных заказов проходит через офис в Бостоне. Этим летом «СимбирСофт» занял восьмое место в рейтинге разработчиков Восточной Европы, составленном агентством Clutch.co (США). В последнее время компания усиливает присутствие и на российском рынке, но это направление остается для нее дополнительным.
– Политическая ситуация – сейчас, наверное, одна из самых больших трудностей для экспортеров, – говорит Алексей Колесников. – У заказчиков нет конкретных оснований не сотрудничать с Россией. Скорее, это просто опасения. Так или иначе, по своему опыту (а я восемь лет проработал на американском рынке) могу сказать, что от работы с американскими партнерами остаются только положительные эмоции. Периодически мы ездим к ним в гости, и всегда это очень интересно, весело и доброжелательно.
– Экспорт IT, безусловно, интересен. Многие ульяновские фирмы давно и успешно работают на западных рынках. У нас тоже есть проекты, ориентированные на США и Европу, – рассказывает Александр Коваленко. – Раньше российские программисты были весьма выгодны для западных заказчиков из-за низкого курса рубля и невысоких зарплат программистов здесь. Теперь же зарплаты выросли, и работа в качестве аутстаффинга или аутсорсинга уже не приносит таких больших прибылей. Плюс к этому выросла конкуренция со стороны индийских и азиатских аутсорсинговых фирм, которые могут держать свои зарплаты на более низком уровне. В борьбе языков программирования победил индийский.
По мнению главы Digital Zone – Ульяновск, для успеха за рубежом нужен свой продукт. Просто продавать часы разработки недостаточно.
Компания ADVANTSHOP, разработавшая платформу для интернет-магазинов, изначально была «заточена» на российский рынок, а сейчас начинает продвигать свой продукт за рубежом.
– Экспорт выгоден со всех сторон: курс растет, в российскую экономику приходят деньги. Это новый тренд, и многие предприниматели, в том числе в IT, начинают смотреть в этом направлении, – говорит генеральный директор ADVANTSHOP Камиль Калимуллин.
По его мнению, перспективными для российских IT-компаний являются рынки Европы, США, Китая и Ирана. А главные требования к разработчикам – готовность предложить новый продукт и понимание культуры стран, в которых находятся компании-партнеры.
По данным SAP, 70% IT-компаний в России продают продукты и услуги за границу, а еще 20% планируют заняться экспортом в ближайшем будущем
– Мы работаем в сегменте решений для электронной коммерции, на этом рынке: австралийские, канадские, европейские, американские компании. Конкуренция глобальная, и здесь нужно понимать не только технологии, но и то, как мыслит рынок. Продвигаемый продукт не обязательно должен быть навороченным. Возьмем, к примеру, Instagram – в нем нет сложных технологий, и, в принципе, любая IT-компания могла это сделать, – уверен Камиль Калимуллин. – Но не у всех компаний есть понимание западной культуры. Там выше конкуренция, там иная культура потребления продукта. Многие наши ребята, которые стартуют с проектами в Соединенных Штатах, уезжают туда на две-три недели, просто чтобы понять, что там происходит.
Одна из трудностей, с которыми сталкиваются IT-экспортеры – в том, что российское законодательство не рассчитано на быстрое реагирование и изменения.
– Нам бы эшелон с товаром отгружать или нефть танкерами. Объем документов для такой продажи и для договора по разработке мобильного приложения не сильно отличается, – замечает г-н Коваленко.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ГОСУДАРСТВО
Предпринимателям, работающим в сфере информационных технологий, государство предлагает особые, довольно привлекательные льготы. Например, ставка по страховым взносам для IT-компаний составляет 14%, тогда как другие организации платят 30%.
Игроки IT-рынка давно признали эффективность этой меры. Если две трети бюджета компании приходится на фонд зарплаты, двукратное снижение взносов позволяет значительно экономить и вкладывать высвобождаемые деньги в развитие и обучение персонала.
Взнос в ФСС для айтишников равен 2%, а в ФОМС – 4%. Для компаний из других сфер эти ставки составляют 2,9% и 5,1% соответственно.
– Честно признаюсь: мы не верили в господдержку до 2014 года. Относились к ней как к шапкозакидательству, «галочкам»… Но сейчас есть меры, которые действительно эффективны, – замечает Камиль Калимуллин. – Например, по упрощенной системе налогообложения мы платим налог по сниженной ставке (1% вместо 6%), и для нас это существенная разница. Мы смогли увеличить объем продаж, наняли новых сотрудников. Соответственно, выросли и наши налоговые отчисления: ежегодно ADVANTSHOP платит в бюджет более миллиона рублей.
В Ульяновской области с 2016 года действует региональная налоговая льгота для IT-компаний. Налог на прибыль организаций в этой отрасли составляет 13,5% (обычная ставка составляет 20%, из которых 3% идут в федеральный бюджет, а 17% – в региональный). Льгота дается сроком на три года и распространяется на те компании, что прошли государственную аккредитацию в Минкомсвязи.
Кроме этого, в Ульяновской области разработаны меры по субсидированию ипотеки для IT-специалистов. Они могут рассчитывать на единовременную социальную выплату в размере 50% величины первоначального взноса по ипотечному кредиту, но не более 150 тыс. рублей. К этой мере поддержки пока относятся осторожно, хотя несколько работников IT-фирм уже ею воспользовалось.
Грантовую поддержку компаниям в регионе оказывает Фонд развития информационных технологий, который начал работать весной 2016 года. В прошлом году гранты получили 13 проектов. В 2017 году фонд направил более 5 млн рублей на поддержку еще 23-х инициатив.
Компания «РуГаджет» воспользовалась инфраструктурной мерой господдержки в Ульяновской области. В 2015 году она стала резидентом наноцентра ULNANOTECH, который предлагает стартаперам софинансирование в обмен на долю в бизнесе. В своей исследовательской лаборатории «РуГаджет» занимается разработками в области электроники, интернета вещей и программного обеспечения.
– Наноцентр здорово помог нам на первоначальном этапе, поддержал и финансированием, и инфраструктурой, – говорит генеральный директор ООО «РуГаджет» Олег Падерин. – Сейчас нам уже третий год, мы активно развиваемся. Помимо реализации собственных проектов, как это было на старте, занимаемся теперь и контрактной разработкой. Поэтому не испытываем острой потребности в привлечении внешних денег. Хотя в этом году будем подавать свой проект на конкурс Фонда Бортника – там есть достаточно большой блок работ в части исследований.
Материалы по теме: