Время первых
ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ СТАРТАПЕРОВ
В чем Россия расходится с общемировой капиталистической практикой, так это в количестве предпринимателей. В цивилизованном мире их порядка 40% от всего населения, в нашей же стране (и Ульяновская область не исключение) не более семи. Сегодня официальная статистика говорит о пяти миллионах отечественных предпринимателей, и каждый из них не с пеленок получил этот статус. Сам термин «стартап» (букв. «стартующий») впервые был использован 40 лет назад для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности. Ныне стартапом называют любой открывшийся с нуля бизнес-проект.
Кстати, у России есть нечто общее с мировой предпринимательской практикой: соотечественники тоже чаще начинают собственное дело во времена кризисной турбулентности. Когда в экономике стабильность, у людей нет особого стимула что-то менять. Другое дело, когда стоит вопрос – чем кормить семью, и приходится надеяться только на себя... Так что неслучайно в 90-е все кинулись торговать, открывать маленькие производства в гаражах. Некоторым удалось эволюционировать до серьезных компаний, а кому-то вырасти до реальных национальных чемпионов, лидеров рынка, например, мебельного, которые теперь теснят конкурентов не на Нагановском рынке, а в далеких Эмиратах.
Изменилась среда и для начинающих предпринимателей.
– Уровень развития – экономики, общества – стал другим, и конкуренция стала более технологичной, – говорит ульяновский бизнес-консультант Денис Прохоров. – И теперь, когда человек пытается занять тут или иную нишу, он должен понять, какой уровень автоматизации там есть.
– Наш банк ежеквартально проводит исследование бизнес-самочувствия малого и среднего бизнеса совместно с «ОПОРОЙ России» – Индекс Опоры RSBI. Так вот по итогам второго квартала 2017 года Индекс зафиксировал рост деловой активности МСБ, показатель самочувствия бизнеса вырос по сравнению с первым кварталом 2017-го на четыре единицы и составил 52,8 пункта. Такая динамика обеспечена улучшением доступности финансирования и оживлением инвестиционной активности, – рассказала «ДО» управляющий ОО «Ульяновский» ПАО «Промсвязьбанк» Елена Шевердяева. – Наиболее уверенный рост наблюдается в среднем бизнесе: подъем деловой активности в этом сегменте идет на протяжении года и сейчас находится на крайне высоком уровне. В микро– и малом бизнесе деловая активность из зоны падения только переходит в зону роста. Стоит отметить, что в микробизнесе пока можно констатировать скорее стагнацию. В целом можно сделать вывод, что бизнес перестал резко падать, и мы уже видим положительную динамику.
НА СТАРТ… ВНИМАНИЕ!
По официальным данным, в Ульяновске с начала года зарегистрировано более тысячи новых предпринимателей. Чаще горожане стартуют в сегментах оптовой и розничной торговли, строительстве, производстве. Примерно на равных позициях находятся стартапы в таких сферах, как IT, страхование и финансы, туризм, спорт и здравоохранение.
Как отметила председатель комитета женского и социального предпринимательства УРО «ОПОРА России» Елена Гусева, епархия стартаперов современных симбирянок – это социальная сфера, красота, рукоделие, и все, что связано с детьми. Сегодня можно назвать много ярких примеров женских бизнес-стартов. Музыкальная студия «Талант» Дарьи Париловой. «Академия дизайна взгляда» Елены Паниной. Арт-мастерская «Нагель» Татьяны Аргудяевой. Центр развития ребенка «Novator» Марины Кандрашиной. Проект «Уют для крохи» Луизы Шакировой. «Спектакль в коробке» Ксении Биржевой, которая так же, как и бизнесвумен Шакирова, стала победительницей ульяновского этапа федерального проекта «Мама-предприниматель».
Хороший тренд – за последние годы появилось немало интересных стартапов в сельском хозяйстве. Так, например, хозяйству Кузахметова из поселка Гремучий Павловского района – всего два года, и сегодня это одно из динамично развивающихся предприятий по выращиванию и переработке рыбы, в основном по разведению форели. Нынешней осенью КФХ удалось выйти на показатели 30 тонн товарной рыбы. В 2017 году фермер начал строительство малькового центра, а в дальнейшем планирует построить еще несколько бассейнов и запустить осетра. А вот совсем свежий старт-пример. В 2017 году дан старт проекту «Фабрика социального питания», который будет реализован в два этапа: строительство самой фабрики в 2017-2018 годах и строительство современного забойного цеха и мясного производства в 2018-2019 годах.
«СПЕЛОЕ» КАФЕ СТАНЕТ УДАЧЛИВЕЕ «ДЖЕЛЬСОМИНО»?
предпринимательства Ульяновской области, за семь месяцев 2017 года в регионе зарегистрировано более 10 тысяч новых субъектов МСП. Вместе с тем 5830 индивидуальных предпринимателей и малых предприятий свернули деятельность. Почему? У каждого своя история неуспеха, даже опытный бизнесмен имеет в «анамнезе» провальный проект, а то и не один. Казалось бы, все предусмотрел, но что-то пошло не так. Взять ульяновский общепит. Сколько заведений осталось лишь в памяти. Недавний пример – закрытие караоке-кафе «Джельсомино». А ведь и локация была отличная (в ТРК «Версаль» хороший покупательский трафик), и концепция неплохая (ульяновцам не надоел этот вид развлечения)… Посмотрим, сколько продержится тайм-кафе «Speloe», разместившееся на площадях почившего в бозе «Джельсомино».
– От ошибок никто не застрахован, особенно если ты что-то делаешь первый раз, – говорит председатель правления Корпорации, председатель УРО «ОПОРА России» Руслан Гайнетдинов. – И потом, человека можно научить продавать, но нельзя научить быть предпринимателем, – это дар Божий!
– Наш банк активно поддерживает начинающих предпринимателей. Кроме стандартных программ поддержки, у банка есть Инвестиционный фонд, который специально заточен на помощь начинающему бизнесу, – добавляет Елена Шевердяева. – Главная особенность стартаперов заключается в том, что они горят своей идеей, видят, каким интересным и трендовым проект будет у них. Но они мало обращают внимания на финансовую сторону вопроса, не всегда качественно прорабатывают бизнес-план, плохо оценивают риски и не полностью анализируют рынок. Мы помогаем предпринимателям решить эти проблемы, даем советы, оказываем менторскую помощь.
– Некоторые боятся брать на работу сотрудников и пытаются все делать своими силами, занимаются «частной практикой». Таких я называю «ремесленниками» – это не бизнесмены. И надо здраво оценивать ситуацию и понимать, в какой сфере ты можешь быть интересен потребителю. Часто решение принимают эмоционально, особенно, если есть начальный капитал, по меньшей мере, это глупо, – резюмирует бизнес-консультант Денис Прохоров.
Эксперты подчеркивают, что чаще всего стартаперы «обжигаются» на том, что не рассчитывают баланс сил и возможностей, ошибаются с выбором ниши, концепции. Много стартапов не идут дальше стадии проработки бизнес-плана, если гложут сомнения. А с другой стороны, риск – благородное дело, и если думать только о плохом, вряд ли что-то дельное получится.
– Когда я начинал новый проект на заре своей предпринимательской деятельности, не могу сказать, что сидел и все высчитывал, прогнозировал, – вспоминает Руслан Гайнетдинов. – Если я верил в проект, то и начинал его реализовывать.
ХАЛЯВА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ?
Российские бизнес-первопроходцы даже мечтать не могли о тех мерах поддержки, которыми пользуются нынешние стартаперы. Максимум, на что могли рассчитывать предприниматели 90-х (да и то самые ушлые), – на приватизацию бывшей госсобственности. Большинству же «пионеров» даже в голову не приходило просить у государства помощи для реализации проектов.
Сегодня для стимулирования предпринимательства в стране разработаны различные инструменты, и Ульяновская область здесь в авангарде: власти осознают важность задач, которые решает малый бизнес, в частности, создание новых мест.
– Мы и мировой опыт использовали, в том числе самый простой – «дадим денег». Однако у нас, в России, эта мера поддержки показала себя не очень хорошо, – говорит Руслан Гайнетдинов. – Мое глубокое мнение – халява на старте ничего хорошего не дает, теряется ответственность! И потом, существует контроль над использованием средств, а как без ошибок на старте?
Одну из самых распространенных ошибок (не рассчитал силы) совершил, например, предприниматель Михаил Лопатин, развивающий семейный пчеловодческий бизнес. Получив от государства грант в 300 тысяч рублей, он хотел реализовать агротуристический проект, построить на «Пасеке Лопатиных» гостевые домики. Однако выяснилось, что для возведения даже простенькой турбазы нужно никак не меньше десяти миллионов....
Между тем, можно назвать массу примеров, когда именно финансовая поддержка помогла ульяновскому стартаперу добиться впечатляющих успехов.
Молодым предпринимателям помогают встраиваться в производственные цепочки крупных предприятий, в том числе иностранных
Соучредитель шоколадной фабрики «Симбирское ателье» Милана Привалова призналась, что становлению ее бизнеса помогла компенсация первого лизингового взноса в размере двух миллионов рублей.
– Эти деньги помогли нам уменьшить ежемесячный лизинговый платеж, – рассказала госпожа Привалова. – А в апреле 2017-го мы получили заем на инвестиционный проект в размере 13,5 миллиона рублей на покупку нового оборудования. В результате, произошло увеличение производительной мощности предприятия с 4,5 тонн до 85. По себе знаю, как важны и нефинансовые меры поддержки – консультации, помощь в переводах. Когда выходили на экспорт, специалисты Корпорации вселили в нас надежду, что продавать свою продукцию за рубежом ничуть не сложнее, чем по России. Мы прошли обучение, узнали, что такое внешнеэкономический контракт, как правильно вести себя с зарубежными поставщиками и т. д. В дальнейшем приняли участие в выставках, и это помогло развиваться не только на внутренних, но и на внешних рынках – Казахстана, Вьетнама, Китая. Кроме того, нам рассказали о свободных землях в индустриальном парке «Заволжье», в результате нам приглянулась площадка 0,5 га, где за четыре месяца мы построи- ли новый корпус.
Еще один современный инструмент нематериальной поддержки – молодым предпринимателям помогают встраиваться в производственные цепочки крупных предприятий, в том числе иностранных. Недавно для этих целей была организована B2B-сессия среди предприятий, производящих автокомпоненты.
– Мы не отдаем предпочтение какой-то отдельной отрасли бизнеса, для нас важен любой новичок, – рассказал руководитель Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска Павел Антонов. – Но тенденция такова, что IT-технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь. Качественное развитие большинства отраслей (медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.), а также госуправления связаны с внедрением информационных технологий. Именно поэтому с 2018 года вводятся дополнительные меры поддержки этой отрасли.
Еще один госинструмент – бизнес-инкубатор, где начинающим предпринимателям предоставляются в аренду на льготных условиях офисные помещения, оборудованные всем необходимым для работы.
– Техническое обеспечение помещений предоставляется арендатору на безвозмездной основе, – отметил директор ОГУ «Ульяновский областной бизнес-инкубатор» Леонид Евсеев. – Кроме того, резидентам предоставляется пакет разнообразных услуг. Он включает в себя проведение консультаций по вопросам налогообложения, бухучета, кредитования, правовой защиты и т. д., а также организацию встреч с успешными предпринимателями и просто интересными людьми. За весь период деятельности в бизнес-инкубаторе проведено свыше 1300 мероприятий различной направленности, от тренингов по продажам до B2B-сессии с импортерами из Китая.
Эксперты подчеркивают, что новичкам полезно активно вращаться в предпринимательской среде, взглянуть на бизнес-процессы, как говорится, изнутри. Важно быть социально активными, окружать себя единомышленниками и полезными связями. А главное, не бояться и верить в себя и успех своего стартапа.
По теме: