«За успехами ульяновского бизнеса следят в России»
Павел Анатольевич Антонов родился в 1976 году в Ульяновске, окончил юрфак УлГУ. Работал в следственных органах Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Ульяновской области. Имеет классный чин майора полиции, награжден медалью «За отличие в службе в органах наркоконтроля III степени». С 2007 по 2012 год прошел путь от специалиста по экономической защите до замгенерального директора по экономической защите в ООО «Ремстроймост», которое в 2012 году завершило строительство Президентского моста в Ульяновске. С 2008 по 2009 год занимался индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В 2012 году приглашен на должность директора «Регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства». С 2014 года стал председателем Комитета (сейчас – Управления) по развитию предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка администрации города Ульяновска.
Женат, воспитывает дочь и сына.
– Павел Анатольевич, как вы оцениваете городскую предпринимательскую среду?
– Наш город уникален в плане делового климата и усилий властей по обеспечению его благоприятности. Благодаря многолетнему и постоянному вниманию губернатора Сергея Морозова к теме поддержки малого бизнеса и создания уникальных институтов поддержки бизнеса, таких как риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности, неделя предпринимательских инициатив и многих других, у бизнеса города Ульяновска в руках появились не только стандартные инструменты продвижения. Ни в одном другом регионе предприниматель не обладает блокирующим правом при прохождении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, затрагивающих интересы делового сообщества.
Предприниматели, осознающие эти возможности в Ульяновске и особенно имеющие бизнес в других регионах, смогут подтвердить мои слова.
– Как в структуре администрации города появилось Управление по развитию предпринимательства?
– Оно родилось из отдела торговли, постепенно обрастая функциями по регулированию других сфер предпринимательства. Сейчас наши специалисты помимо торговой деятельности занимаются обеспечением благоприятного делового климата и исполнения федерального и областного законодательства в сферах неторгового предпринимательства, туризма, привлечения инвестиций, а также взаимоотношениями с общественными предпринимательскими организациями.
– Менялись ли со временем задачи и цели Управления?
– Да, цели постепенно меняются. Если раньше отделы торговли выявляли правонарушения и занимались наложением штрафов, то есть пополнением бюджета, то сейчас цель нашей работы – разъяснение предпринимателю действующих норм закона, чтобы исключить в его действиях нарушение закона, обеспечить ему «безболезненные» условия деятельности и получения прибыли, и уже за счет увеличения экономических оборотов пополнения доходной части бюджета.
– С чего вы начинали на посту руководителя Управления в 2014 году?
– С посещения утренних «штабов» с участием руководителей города, муниципальных управлений, предприятий и организаций ЖКХ, на которых в режиме «летучки» ставятся или обновляются задачи на день и доводится информация об исполнении наиболее важных задач дня предыдущего. В то время глава администрации города Сергей Панчин проводил их в 7 утра. Для меня это было адом – вставать в 5 утра, а домой возвращаться в 8 вечера. Но через две недели втянулся. А основным функциональным вопросом была проблема нестационарных торговых объектов, вернее проблема массовых отказов предпринимателям со стороны городских властей. Пришлось быстро погружаться в тему, изучать действующее законодательство и искать пути снятия этого «напряжения». Сейчас в этой сфере проблемы еще встречаются, но носят уже индивидуальный характер, «хронические боли» прошли.
– Какая помощь наиболее актуальна для ульяновского предпринимательства? Что Управление делает, чтобы желающих заняться бизнесом стало больше?
– Спросите любого предпринимателя, как ему помочь? 90% ответит: «Дайте денег», а 10% попросит: «Подскажите идею». Время высоких цен на нефть и профицитных бюджетов прошло, возможности финансировать стартапы в тех объемах, как в 2010-2011 годах, у городского бюджета нет. Поэтому финансовая поддержка оказывается проектам социально-направленным, молодым предпринимателям, людям, пришедшим из центров занятости. А для всех предпринимателей, независимо от стажа и финансовых показателей, мы предлагаем мероприятия по повышению компетенции. Причем каждый может выбрать тренинги и семинары по желанию и абсолютно бесплатно.
Занятия проводим для всех желающих, темы подбираем исходя из пожеланий самих субъектов бизнеса, проводя опросы в соцсетях и при личном контакте. Можем организовать узконаправленный семинар или тренинг, пригласить специалиста из другого региона, наша политика в этой сфере гибкая. За три года работы я сотрудничал почти со всеми местными тренерами, тьюторами и экспертами. Работаем с теми, кто получает положительные отзывы от самих предпринимателей по результатам опросов.
– Какие наиболее распространенные ошибки допускают сегодняшние стартаперы? Отслеживаете их судьбу?
– Ошибки начинающего предпринимателя могут быть в неверном выборе налогового режима, отсутствии надлежащего бухучета, незнании действующего законодательства, неправильной оценке своего потенциала. Бизнес-проект должен начинаться с вопроса «Кто купит мой товар или услугу?», а не «Что я могу произвести или какую услугу могу оказать?». Дальнейшую судьбу стараемся отслеживать. Статистика говорит, что количество субъектов предпринимательской деятельности в Ульяновской области растет, и 2/3 этого роста обеспечивает город Ульяновск. Радует рост количества субъектов предпринимательской деятельности, рост налоговых отчислений от малого бизнеса и появление новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Из историй успеха могу отметить проект «Зеленая улица» Валентина Глухова. Его небольшие «ореховые» магазинчики сейчас появляются в других городах Поволжья, в Москве, несмотря на засилье федеральных торговых сетей.
– Использует ли ваше Управление опыт иногородних структур по поддержке предпринимательства? А может быть ульяновский опыт для каких-то регионов стал примером?
– Безусловно, мы стараемся перенимать положительный опыт других регионов и внедрять в свою деятельность. Но, учитывая активность губернатора в плане привлечения на ульяновскую землю инвесторов, создания благоприятного делового климата и изменения под эти цели регионального законодательства, информационный обмен направлен больше в сторону «а как эта проблема решается в Ульяновске». Коллеги приезжают перенимать наш опыт к нам, приглашают к себе поделиться способами улучшения жизни бизнеса. Вспоминается деловой форум в далеком Якутске в 2015 году, где, предваряя свое выступление, я заявил, что деловой климат в отдельном муниципалитете невозможно выстроить без четкой пропредпринимательской позиции губернатора и руководства муниципалитета, на что получил ответ в виде аплодисментов. Оказалось, что за нашими успехами следят и пытаются их скопировать.
– Вы и ваши сотрудники постоянно коммуницируют с городским бизнес-сообществом. На что жалуются предприниматели, какие главные проблемы сдерживают их бизнес?
– Действительно, больше, чем наше Управление, с бизнесом не общается никто. За 2016 год мы зафиксировали больше десяти тысяч визитов предпринимателей, приходивших за решениями самых разных проблем. Проблемы эти касаются и взаимоотношений власти и бизнеса, и финансирования стартапов, и выживания в конкурентной среде. В первом случае нужно понимание, находятся ли стороны в определенных для них правовых рамках, для этого необходимо досконально знать действующее законодательство, которое постоянно меняется, и разъяснять его нормы обеим сторонам. В части финансирования муниципальный бюджет не может похвастаться большими возможностями, поскольку закон не предусматривает возможности софинансирования муниципальных программ развития бизнеса со стороны областных и федеральных программ поддержки. Из этой ситуации выходим, мониторя иные возможности привлечения денег: консультируем предпринимателей по участию в финансировании непосредственно из федеральных и областных программ, банковских предпринимательских продуктов, участию в отборе крупных частных фондов поддержки бизнес-проектов, как, например, фонд «Наше будущее». В отдельных случаях деньги для стартапа находятся у менторов или бизнес-ангелов, которых мы собираем на базе нашего центра развития предпринимательства. Ну а выживание среди конкурентов возможно только при повышении качества и снижении цены на товары и услуги, этому способствуют проводимые центром семинары и тренинги.
– Расскажите о деятельности Совета по развитию МСП при главе города Ульяновска.
– Совет создан в июле 2017 года, он призван определять генеральные направления развития бизнес-среды в Ульяновске, в том числе во взаимодействии с властями. Его отличие от предшественников в том, что он состоит почти полностью из предпринимателей, и глава города Ульяновска Сергей Панчин, несмотря на сложный график, согласился его возглавить. Совет за короткий промежуток времени определил свою структуру и разрабатывает план действий. Причем предложения поступают исключительно от членов Совета – предпринимателей, членов общественных предпринимательских организаций.
– Ваше Управление защищает права предпринимателей и потребителей. Не чувствуете ли вы себя словно «между Сциллой и Харибдой»?
– В последние годы количество обращений потребителей за защитой своих прав значительно уменьшилось, но еще имеют место такие факты. Решаются такие ситуации довольно просто — применяем к ситуации действующее законодательство. Другой вопрос, что нарушающие права потребителя предприниматели не всегда готовы добровольно восстановить их. В этом случае мы помогаем составить исковое заявление в суд, который и разрешает вопрос окончательно.
– Расскажите о своей семье. Какие у вас главные обязанности? Где предпочитаете проводить отпуска?
– У меня обычная семья — любимая жена и двое замечательных детей, дочь и сын. Обязанность у меня одна — быть главой семьи, делая все, что из этого вытекает. Отпуск стараемся проводить у моря, чтобы запастись здоровьем и хорошими впечатлениями.
– Вы коренной ульяновец. Чем вас привлекает современный город?
– Он стал намного благоустроеннее и краше, чем даже десять лет назад, дороги, сколько бы их не ругали, становятся лучше. Достаточно много езжу по другим городам, есть, с чем сравнивать. Красивая природа, Волга, новые производства и жилые микрорайоны позволяют рассчитывать на поступательное развитие всего региона при условии сохранения стабильности и последовательности управления. И лично я не собираюсь никуда уезжать из родного города.
Другие гости "ДО":