Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Не как у всех.
Бизнес-эксклюзив по-ульяновски

Выживание в высококонкурентной среде – непростая задача для ульяновского производителя товаров и услуг. Для того чтобы решить ее, бизнес все чаще применяет такой инструмент, как УДТ.

НЕ ТОРМОЗИ!

Расшифровывается аббревиатура УДТ как уникальное достоинство товара. Не путать с уникальным торговым предложением. Смысл УТП состоит в «высшем пилотаже» рекламы, которая не просто хвалит товар (зачастую утилитарный), а создает некий образ, предлагая потребителю «особые преимущества». Пусть даже речь идет об обычном батончике. Придумали же супермаркетологи посыл «сникерсни!», и отношение потребителя к товару изменилось.

Но если в УТП акцент сделан на маркетинг, на внешнее предложение, то в случае с УДТ – на внутреннюю особенность товара, его материальные свойства, упаковку. И сегодня, когда рынок переполнен стандартными товарами и услугами, мало предложить достойное качество и адекватную цену. Потребителю, особенно платежеспособному, часто нужно большее.

Понятно, что создать принципиально новый товар, продвигать то, до чего еще не додумались конкуренты, – задача сложная, а порой просто невыполнимая. Взять рынок межкомнатных дверей, ну какой тут еще можно «изобрести велосипед»? Двери – они и в Африке двери, все различия – в цветовой гамме, в материалах, в наличии стекла. Но вот ульяновская компания «Александрийские двери» второй год ведет разработку «смарт-дверей», напичканных электроникой. Так что «мебельная столица» России еще удивит мир своим УДТ.

– Уникальный продукт, как правило, штучный; он формируется в сегменте малого бизнеса, не на конвейерном производстве, – комментирует председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. – В большом промышленном секторе – штампы, тираж. Хотя, безусловно, и здесь происходят изменения. Так, в начале следующего года мир увидит новую, с глубоким рестайлингом версию «Патриота» – флагманской модели ульяновского автозавода.

Отметим, что сегодня на слуху тема региональной идентификации, и сложно переоценить роль местных брендов в повышении конкурентоспособности территории, формировании ее имиджа.

ЕСТЬ ИДЕЯ

Недавно группа ульяновских предпринимателей побывала на семинаре с участием молодого российского миллиардера Аяза Шабутдинова, который поделился видением успешного бизнеса. И главный секрет, по его мнению, – создание идеи.

– Это не только ниша в бизнесе, но и великая миссия. Команда приходит на миссию. Миссия – это не товар и не услуга. Это то, что реально делает мир лучше. Очень простой пример: если я парикмахер, то я не стрижки продаю, а дарю девушкам их красоту, – транслирует мысли Аяза ульяновский предприниматель Сергей Шаповалов.

Примечательно, что Сергею Шаповалову удалось сказать «новое слово» не на рынке юридических услуг («здесь уникальность – репутация и сама личность юриста, и это нарабатывается со временем») – предприниматель первым додумался внедрить в Ульяновске тысячелетние оздоровительные практики, создав Академию цигун.

Примечательно, что для создания УДТ необязательны большие инвестиции.

– Я был на мероприятии Всемирного банка, там немцы выступали по вопросам цифровой экономики, рассказывали, что у них состояния делают на раз-два люди, у которых есть только компьютер. Главное – идея, – поделился с «ДО» генеральный директор АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Олег Асмус.

Предпринимателю, который стремится к развитию, необходимо уметь не только самому генерировать идеи, но и подбирать в команду креативных людей, развивать их, обучать.

– Мы инвестируем в будущее: на базе компании создана и активно развивается корпоративная школа, где ребята из вчерашних школьников и студентов превращаются в настоящих гигантов в сфере IT.

– После обучения ребята проходят стажировку и остаются у нас работать, тем самым принося в проекты свежие идеи и интересные мысли, – рассказывает Евгений Сударкин, генеральный директор PROF-IT GROUP. В результате компания, которая развивает несколько направлений, в том числе собственные решения в области бизнес-приложений, не только сотрудничает с такими крупными предприятиями, как «Авиастар» и «УАЗ», но и конкурирует на внешних рынках, например, реализуя проект по автоматизации производства нового завода Belgee в Белоруссии.

Предпринимателю, который стремится к развитию, необходимо уметь и самому генерировать идеи, и подбирать в команду креативных людей, развивать их, обучать

ВЫШЛИ В ТИРАЖ

В этом году в Ульяновск приезжал эксперт Фонда Вагита Алекперова «Наше будущее», приводил примеры успешных социальных предприятий России, в частности, рассказал про Charity Shop – благотворительный магазин, созданный питерскими предпринимателями.

– В Ульяновске есть свой Charity Shop, проект Николая Солодовникова M-r SPASIBO, – рассказала «ДО» руководитель Центра инноваций социальной сферы Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Елена Гусева. – И хочу отметить, что многие наши проекты в масштабе не хуже других!

Сегодня ульяновские предприниматели не только перенимают чьи-то идеи, транслируя их в регионе, но и тиражируют свои оригинальные наработки за пределами области. Так, с ульяновским брендом «Зеленая улица» уже познакомились жители Москвы, Нижнего Новгорода, они оценили формат небольших экомагазинов, где на деревянных полках лежит нетривиально упакованный товар. А создатель «Зеленой улицы» Валентин Глухов не перестает фонтанировать идеями, например, додумался перекрасить старые пузатые холодильники, превратив их в интересный элемент дизайна.

Вообще, в сфере торговли, где конкуренция просто зашкаливает, без новых идей никуда. Чем федеральная сеть «Ситилинк» собралась покорять сердца и кошельки ульяновских потребителей, к услугам которых масса магазинов бытовой техники и электроники? В первую очередь непривычным для местной публики форматом (магазин-склад или центр терминальной торговли), объединяющим достоинства онлайн- и офлайн-торговли.

Почему торгово-развлекательный центр «Аквамолл» ежедневно посещает более 25 тысяч человек, в то время как другие ульяновские ТЦ пустуют?

– Здесь большой выбор федеральных и мировых брендов, и многие бренды представлены эксклюзивно, – объясняет директор по PR, GR и аналитике DARS Development Елена Домашевская. – Также представлен широкий выбор услуг и развлечений для всей семьи. Только в 2016 году на площадках ТРЦ «Аквамолл» было организовано для жителей города более 205 мероприятий, в том числе федерального и международного значения.

РАБОТЯЩАЯ СВИНКА

Несколько лет назад в отеле «Арт-Ульяновск» состоялось необычное мероприятие: бывший топ-менеджер крупной компании Ринальдо Маллямов презентовал местной тусовке блюда из цесарки – птицы, о которой мало тогда кто слышал. Спустя годы Маллямов вновь удивил земляков, приступив к выращиванию вьетнамских свинок, но не на мясо, а в качестве… сотрудников на органической ферме.

– Свинки прекрасно растут, поедая сорняки на пастбище, не требуя традиционного зерна для роста. Они перепахивают гектарами землю, трактор не нужен совсем! Мне остается только сеять. Это и называется пермакультурой, – рассказал «ДО» создатель кочевых ферм RINa el DER. – В животноводстве давно все пора менять и нужно учиться работать с растениями при помощи животных.


А еще Маллямову удалось приручить молодых яков.

– В пермакультурной технологии моей кочевой фермы они охраняют скот, не подпуская собак, помогают добывать траву под снегом и в сугробах, пробивают дорогу телятам и коровам, – делится Ринальдо Маллямов. – Яки – мой эксперимент по замене традиционных коз, они питаются ветками, как козы, и дают прекрасное молоко – идеальное для сыра. В планах – докупить 20 молодых самок и через два года приступить к их доению. А еще яки – вьючные животные, и в моих планах – приобщить их к повозке. И, конечно, ячий пух – продолжение ремесленной темы на ферме.

Со своими наработками экспериментатор-аграрий щедро делится с коллегами, в том числе иногородними.

– На моих семинарах в Ульяновске 80% участников были из Тольятти и Самары, там люди ищут решения для органической фермы. Много заказов из Московской области, мои животные катаются туда вместе со мной, делают свою работу, и часть остается у заказчиков, – продолжает Ринальдо Маллямов.

Что ж, конкуренция – великая вещь, и вот уже в такой консервативной отрасли, как сельское хозяйство, появляются создатели УДТ. Когда в 2013 году фермер Станислав Санкеев начал разводить индеек, это казалось экзотикой, сегодня уже несколько региональных КФХ выращивают эту «рождественскую» птицу.

Как это порой бывает, в дело вмешивается Его Величество Случай. Так, житель из Павловского района Марат Кузахметов, отдыхая с семьей в Сочи, увидел ферму по разведению форели. Спустя время родился новый бренд – «ульяновская форель».

Строитель Константин Ротарь сменил сферу деятельности, когда у него появился второй ребенок, у которого, как оказалось, аллергия чуть ли не на все продукты, кроме диетической крольчатины. Сегодня фермер из Тереньгульского района по праву считается «кролиководом номер один» в нашем регионе.

УДТ появляется и в секторе растениеводства. Да, есть традиционные для региона культуры: ячмень, подсолнечник, кукуруза, конечно, пшеница – один из главных экспортных товаров региона. Вместе с тем ульяновские аграрии сегодня засевают поля и льном, рыжиком, люпином, соей, безалкалоидной коноплей.

– Для новых культур, например, для рыжика и льна, необходимо новое оборудование, а это дополнительные инвестиции, – отмечает Станислав Санкеев. – При этом новые культуры не всегда прибыльные, как, например, достаточно маржинальный рапс, но аграрии сознательно идут на расходы, ими движет необходимость разбавить севооборот, улучшить качество земли.

ФУРОР «ФУРИИ»

Современный потребитель знает, что эксклюзив – синоним высокой цены. Одно дело, когда ты покупаешь квартиру в панельной многоэтажке, другое – в клубном доме с оригинальным архитектурным решением и соответствующей «начинкой».

Такая же ситуация в модной индустрии. Хочешь быть одет не «как все» – плати. Например, шесть тысяч рублей за блузу, выпущенную под ульяновским брендом KUZINA by Irina Malova, который произвел фурор на международном конкурсе EFU-2017.

– Мы используем натуральные ткани из Италии, применяем ручную вышивку, и ни одна наша модель не похожа друг на друга, – объясняет креативный директор бренда Ирина Малова. – Я часто бываю на модных показах и выставках, в курсе мировых тенденций.

Говорят, что после показа авторской коллекции «Фурия» некоторые ульяновские модницы воодушевились на новые смелые идеи. Но большинство потребителей по-прежнему выбирает продукцию масс-маркет.

Или взять туриндустрию. Сегодня редкий путешественник покупает такую экзотику, как гурман-туры в Грузию (массовые выезды ульяновских туристов в эту прекрасную страну остались в советском прошлом!).

– Ульяновские туристы обращаются в агентства именно за массовым продуктом, – подтверждает профессионал отрасли Галина Черненко (Росстур). – И такие факторы, как большое расстояние от России, сегодня не является основой для экзотичности: Бали, Доминикана, ШриЛанка – достаточно популярные направления.

– У нас есть эксклюзивная услуга – электроэпиляция, это удаление волос навсегда, – продолжает тему УДТ в сфере услуг создательница сети Клубов красоты Елена Братищева. – Но в целом в заведениях beauty-индустрии Ульяновска весь сервис примерно одинаков, а цены и спектр услуг зависят от рейтинга салона, уровня мастеров, опыта, раскрученности в интернете. Мы готовы развиваться дальше, покупать более дорогостоящее оборудование, но нас сдерживает низкая платежеспособность горожан.

Сегодня во главу угла ставится не товар и услуга – людям нужны впечатления и удовольствия

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ. НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ГУРМАНА

В некоторых ульяновских заведениях высокой кухни до сих пор подают вариацию на тему «свиная отбивная с «шапочкой» из грибов, лука, майонеза, помидора, сыра». Как говорится, спрос рождает предложение, и такая гастрономическая «верность» в первую очередь говорит об ограниченном бюджете гостя. Он может и рад бы выбрать какую-нибудь «шейку баранины с аджапсандалом», но это горячее блюдо и стоит соответственно.

Эксперты признают, что обеспеченная гурманская «прослойка» в небогатом Ульяновске достаточно ограничена, тем не менее ресторанный рынок города с каждым годом прирастает – и качественно, и количественно. Одним из самых ожидаемых событий года станет открытие ресторана авторской кухни ПлаStov, где будет целый набор т.н. фишек, начиная от необычного названия, открытой раздачи и открытой барной стойки, заканчивая инновационными технологиями в приготовлении блюд на специальном оборудовании.

– Наше заведение будет отличаться активной ротацией блюд, хотим обновлять меню каждое два месяца, подстраиваясь под запросы гостя, – рассказывает соучредитель ПлаStov Алена Солотова. – Намерены активно продвигать новый бренд. И в первую очередь на социальном медиапространстве, для этого прошли обучение по SMM-активности.

– Мы хотим выделяться даже в мелочах, например, меню будет напечатано на английском и немецком языках: наше аутентичное заведение готово встретить участников и гостей ЧМ-2018 по футболу, внести свой вклад в развитие региональной идентификации, – продолжает соучредитель ПлаStov Татьяна Щелочкова.

Что можно считать УДТ в ресторанной отрасли? Блюда «не как у всех», нетривиальный дизайн, оригинальную концепцию, которую, как говорят, нужно менять каждые три года, чтобы не надоесть посетителям, чтобы они не ушли к конкурентам?

– Сегодня многие успешные и состоявшиеся люди говорят о смене приоритетов в сторону получения впечатлений и удовольствия, – подчеркивает Татьяна Щелочкова. – Так что во главу угла ставятся уже не товар и услуга – люди хотят получить за свои деньги впечатления и будущие воспоминания, и это касается не только ресторанной отрасли. Недаром Герман Греф рекомендует своим топ-менеджерам, а также всем, кто хочет расти и зарабатывать, книгу Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора «Экономика впечатлений».

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: