€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Мягче, но эффективнее
КАТЕГОРИИ РИСКА И ЧЕК-ЛИСТЫ
Долгое время результативность контрольно-надзорной деятельности в России измерялась количеством проверок и штрафов. Не было ни перечня обязательных требований, ни списков проверяемых, ни статистики причиненного вреда в подконтрольных сферах. Тем более в открытом доступе.
Это привело страну к высокой смертности на производстве – в разы выше, чем в странах ОЭСР. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в 2015 году только по контролируемым государством видам рисков погибло 80 тысяч человек.
На IX бизнес-форуме «Деловой климат в России – 2017» Аналитический центр провел конференцию, на которой озвучил итоги первого года реформы госконтроля. Модератором выступил руководитель проектного офиса приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» Михаил Прядильников. В презентации он заявил: сегодня обеспечен беспрецедентный уровень вовлеченности бизнеса, сотрудники надзорных ведомств демонстрируют профессиональную заинтересованность и активно участвуют в работе.
Интенсивность плановых проверок теперь зависит от класса опасности предприятия: чем меньше угроза, тем меньше проверок. В высокой категории риска – 3-7% подконтрольных организаций, в низкой категории риска – примерно 60%. По последним проверок не будет, заявил Михаил Прядильников.
Также решено отказаться от плановых проверок по шести видам контроля. Это контроль в области рекламы, защиты прав потребителей и розничной продажи алкоголя, контроль за маломерными судами, лицензионный контроль по тушению пожаров и лицензионный контроль средств обеспечения пожарной безопасности.
Одним из результатов масштабной перестройки стал запуск Единого реестра проверок и проверочных листов, публикуемых на сайтах ведомств. Так называемые чек-листы дают бизнесу необходимую информацию по его категории риска. Сведения позволяют компаниям самостоятельно устранить нарушения еще до проверки.
«В том числе и по нашим инициативам государство дает возможность заранее узнать условия, по которым бизнес должен работать», – отметила на форуме уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерина Толчина.
В 2018 году без чек-листов инспектор уже не сможет проводить проверки: пять органов контроля-надзора перешли на эту систему 1 января, остальные по планам подключатся 1 июля.
«Эффективность контроля отныне оценивается не по количеству проверок и выписанных штрафов, а по реальному сокращению числа погибших и пострадавших, сокращению материального вреда и нагрузки на бизнес. Новые показатели эффективности, как и отчеты по ним, публичны и находятся в открытом доступе. За несоблюдение показателей предусмотрена персональная ответственность руководителей и надзорных ведомств», – заявляют в Аналитическом центре при правительстве РФ.
ЛУЧШЕЕ «ЛЕКАРСТВО»
Как известно, это профилактика. В сентябре 2017 года проектный комитет реформы контрольно-надзорной деятельности одобрил Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
По словам замдиректора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития РФ Константина Никитина, этот документ нужен и бизнесу, и контролирующим органам. В нем обозначены ключевые принципы реформы – переход от наказаний за нарушения к их профилактике и конкретные меры ухода от «палочной» системы.
– Понятно, что разработать стандарт – полбеды. Главное – его внедрить и применять. Мы должны этим документом донести до каждого контролера, что профилактика – это не что-то новое или дополнительное, это его текущая деятельность, – подчеркнул Константин Никитин.
В феврале 2018 года Стандарт комплексной профилактики ждет плановая доработка с участием экспертов Всемирного банка. А еще в этом году Минэкономразвития планирует подключить регионы к внедрению документа и замеру достижения уровней зрелости.
К слову, целевых индикаторов реформы контроля-надзора немало, и прописаны они на несколько лет вперед. Например, в 2018 году планируется утвердить новые показатели эффективности органов по 95% видов контроля. В 2019-м предполагается на 95% внедрить в стране риск-ориентированный подход. Доля видов контроля с применением IT-систем, по расчетам федеральных экспертов, в 2018 году повысится до 70%, а в 2021-м – до 90%.
УЛЬЯНОВСКИЙ ПОДХОД
Власти Ульяновской области впервые озвучили задачу по реформированию контроля-надзора и переходу от логики наказания к логике партнерства и исправления ситуации полтора года назад – еще до того, как начал работать федеральный проектный офис, заметил председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.
Передовой в этой работе называют службу по ветеринарному надзору, которая еще в 2015-м внедрила практику общественного обсуждения итогов проверок. Этот опыт планируется распространить на все органы регионального и муниципального контроля в Ульяновской области.
Ноу-хау региона – сайт риск73.ру (сервис самопроверок по видам регионального контроля).
По словам министра развития конкуренции и экономики Рустема Давлятшина, перестройка контроля-надзора в Ульяновской области принесла первые плоды. За девять месяцев 2017 года региональные органы контроля провели 1224 проверки – это вдвое меньше уровня аналогичного периода 2016-го. Снижение произошло за счет резкого сокращения числа внеплановых проверок, которых стало меньше на 65%, пояснил министр.
Еще один показательный факт: за три квартала 2017 года в Ульяновской области выдано 346 предупреждений, тогда как за три квартала 2016-го предупреждений не было.
Но проблемы остаются.
– К сожалению, не все еще радужно, как хотелось бы. Есть вопиющие факты, когда органы муниципального и регионального контроля продолжают считать, что это лишь инструмент диалога власти и бизнеса, – сказал Александр Смекалин. – Прокуратура жестко реагирует на это, и многие муниципальные чиновники в Ульяновской области понесли серьезную ответственность за личное принятие решений о проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Глава облправительства призвал предпринимателей «к объективной обратной связи» на площадках специализированной рабочей группы и прокуратуры.
По теме: