Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Надышаться можно
только ветром

До 2024 года в России работает система поддержки развития возобновляемых источников энергетики через строительство электростанций по договорам о предоставлении мощности. Каким будет механизм поддержки развития ВИЭ после?

Фото: pixabay.com

КАК ПОДДЕРЖАТ ВЕТЕР?

6 декабря прошла Х Национальная конференция РАВИ при организационной поддержке Ульяновского наноцентра ULNANOTECH, информационным спонсором которой выступил журнал «Деловое обозрение». На отраслевом мероприятии рассмотрели «ветряную» работу Ульяновского региона как важную составляющую плана развития всей ветроэнергетики России и меры поддержки отрасли.

Инвесторы отобранных на конкурсах ОАО «АТС» объектов ВИЭ получают гарантированное возмещение затрат в течение 15 лет с базовой доходностью 12-14% годовых (в зависимости от года строительства станции). Основное требование к таким проектам – высокий уровень локализации производства оборудования.

Компании, которые производят ветротурбины, только «зашли» в проект локализации. Можно ожидать, что в следующем году начнут исполняться контракты и реальные заводы отгрузят первые компоненты ветрогенераторов. Это будут еще не проектные мощности, но способность производить компоненты в России будет продемонстрирована.

В 2018 году снова состоятся торги, которые покажут, насколько активно проявляют интерес к отрасли инвесторы. И от распределения значительных объемов будет зависеть, кто из производителей турбин окажется в сильной ситуации, близкой к покрытию вложений в ближайшем периоде – до 2024 года.

В программе участвуют «Роснано», «Фортум», Enel, структуры «Росатома» и другие компании.

Игорь Брызгунов, председатель РАВИ, сообщил, что ожидает от правительства решения относительно режима регулирования удобного ввода ветровых электростанций и снижения административных издержек, снижения затрат для потребителей. Простым решением будет продление существующего режима на последующий период с увеличением соответствующих квот. Но и при этом рынок однозначно будет расширяться.

– Думаю, в 2018 году на федеральном уровне примут решение о поддержке развития ВИЭ после 2024 года. И, скорее всего, оно сразу начнет воплощаться. Потому что инвесторам, чтобы принимать стратегические решения, нужно понимать регуляторный ландшафт. Я считаю, что он будет таким же позитивным, как сейчас, и стоит ожидать увеличения инвестиций в эту сферу, – отметил Андрей Редькин, руководитель Ульяновского наноцентра ULNANOTECH.

Как сообщил на пленарном заседании Андрей Максимов, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ, по поводу модели поддержки ВИЭ после 2024 года пока ведутся дискуссии.

– На оптовом рынке поддержка частично должна быть финансовой: мы считаем, гораздо эффективнее кредитование ставок, а не жесткие контракты на объемы. Также серьезно прорабатывается тема с неохваченными зонами: поддержка розницы и развитие территорий, на которых сейчас нет рынка альтернативной энергетики и нет конкуренции, потому что там есть потенциал. Важное направление – малая ветроэнергетика, розница. Сейчас разрабатывается закон о микро-ВИЭ. Конкретному потребителю предложат и гарантируют меры поддержки, в число которых войдут обязательная покупка объемов энергии и налоговые льготы, – сказал чиновник.

Г-н Максимов считает важным, чтобы система регулирования минимизировала временные затраты выхода проекта любого масштаба, будь он рассчитан на микрорынок домохозяйства или на промышленный с изолированным районом производств.


Игорь Брызгунов, председатель РАВИ. Эмин Аскеров, директор по развитию и
международному бизнесу АО «ОТЭК». Андрей Максимов, заместитель директора
департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ.

ЗА ГОРИЗОНТОМ 2024

– Раньше в России были локальные проекты – в Элисте ветряк стоял, еще один – на Командорских островах. Но это экзотика. Сейчас же у нас есть основания говорить о том, что ветроэнергетика на наших глазах образовала крупный кластер. В феврале будущего года в Ульяновске мы вводим первую в России ветростанцию в 35 МВт. В сфере ВИЭ вслед за энергетикой развивается машиностроение, рождаются заводы. В том же Ульяновске начинаем строительство производства углепластика и стеклопластика для 60-метровых лопастей ветрогенераторов, сложнейших технологических изделий, – заявил на VI Конгрессе предприятий наноиндустрии председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс.

Ветроэнергетика из области интересов уже превратилась в отрасль с многомиллиардными инвестициями – факт, который подтверждают эксперты. В подтверждение слов главы «Роснано» г-н Брызгунов сообщил:

– Рынок ветроэнергетики дышит, начинает работать. Наши западные коллеги считают, что у России в этом направлении огромный потенциал и в будущем – это серьезная работа. Уже в следующем году ждем ввода ветропарков мощностью от 200 МВт и выше.

Эмин Аскеров, директор по развитию и международному бизнесу АО «ОТЭК», отметил:

– Ульяновская область привлекла много производств. И это большой плюс. С точки зрения инфраструктуры этот регион точно готов к локализации.

Сегодня Ульяновск уже сотрудничает с компаниями «Вестас» и «Фортум».

– В качестве следующего шага мы рассматриваем вопрос локализации сырья для производства лопастей на территории региона, а также развития проектов по накоплениею энергии и малой ветроэнергетики. В Ульяновской области сформиорван уникальный на текущий момент набор компетенций, и регион открыт для сотрудничества со всеми участниками рынка. Ульяновск может предложить площадки с хорошим ветром, уже проведенными ветроизмерениями, подобранными земельными участками, проанализированным подключением к сети, расчетами эффективности проектов. Такие площадки в России – единичные продукты! – заявил Сергей Чикин, генеральный директор проектной компании Ульяновского наноцентра ООО «Альтрэн».

Наличие конкуренции на рынке ветроэнергетики в будущем позволит фактический CAPEX* сильно опустить по сравнению с заявленным. Это аукционная система, работающая так, как должна работать, считает г-н Редькин.

Поэтому потребители в конечном итоге получают более дешевую установленную мощность. От ветрокомпонента в ближайшем будущем никто не откажется. Вся индустрия ветроэнергетики готовится к определенному объему программы и инвестирует сумму Х. Если этот объем увеличить кратно, получится не сумма Х, а в разы больше инвестиций. И это функция федерального правительства – определять баланс между текущей нагрузкой на потребителей, которая определенно не помогает им жить сейчас, и между желанием развить эту отрасль. Стране нужны процессы, которые растут – драйверы индустрий и экономики. Ветроэнергетика стала таким драйвером. В моменте – это колоссальный ресурс для развития и отрасли, и страны в целом.

CAPEX – (от англ. Capital Expenditures – капитальные затраты) основная часть затрат инвестиционных проектов.


Андрей Редькин, руководитель
Ульяновского наноцентра ULNANOTECH

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: