Тренды медицинского бизнеса – 2018
Фото: pixabay.com
Партнерство с государством
Активное развитие частной медицины – уже не просто бизнес, а национальная задача. В последние несколько лет в поисках решений повышения эффективности системы здравоохранения государство охотно идет на контакт с коммерческими компаниями, реализуя совместные проекты по принципам ГЧП.
– Конечно, сегодня этот тренд только набирает обороты, многие моменты пока не прописаны или не точно прописаны в законодательстве, нет конкретных работающих примеров крупных проектов, регионы не готовы к быстрому принятию решений и их реализации. Но в ближайшие несколько лет сегмент работы с государством станет одним их самых привлекательных и быстрорастущих и, я думаю, государство готово будет масштабировать такие проекты по стране, – считает Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции лабораторной службы «Хеликс».
Пациенты все чаще предпочитают государственным медицинским услугам частные. Как объясняет Дарья Горякина, это связано со снижением доступности лабораторных услуг по ОМС (ряд исследований пациент может сдать только платно, еще по некоторым требуется длительное ожидание). Пациенты все больше ценят комфорт, высокую скорость и качество выполнения исследований, которые они могут получать в частных клиниках.
– Сегодня мы подошли к тому моменту, когда государство сместило акцент на повышение эффективности системы здравоохранения. Работа с государством – ключевой потенциал для роста частных компаний. Емкость рынка госзаказа составляет на данный момент порядка 100 млрд рублей (5-7% от фонда ОМС), – говорит г-жа Горякина.
Телемедицина
Ключевой тенденцией, которая окажет большое влияние на развитие частных клиник в этом году, называют телемедицину. Она предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Этот сегмент здравоохранения является одним из наиболее быстрорастущих – около 120% в год.
– В ближайшие несколько лет в частных клиниках получит широкое распространение такая услуга, как телемедицина. Толчком к ее развитию послужил недавно принятый закон о телемедицине, который предусматривает оказание врачебной помощи дистанционно. Это очень удобно для пациентов – преимущественно жителей мегаполисов, которые с одной стороны максимально мобильны, с другой - стремятся экономить свое личное время и не тратить его на поездки в лечебные учреждения без острой на то необходимости. Для частных клиник удаленная коммуникация со специалистом в режиме 24/7 может стать дополнительным сst-block-6ервисом, ориентированным на повышение лояльности пациентов, – рассказывает Алексей Чувилин, менеджер по развитию бизнеса компании КРОК.
В тренде – укрупнение медицинского бизнеса. Клиентопоток переходит от мелких игроков к крупным, которые репозиционируются и активно развивают свою сеть по всей стране. Мелкие компании уходят с рынка, не выдержав конкуренции
По словам эксперта, рынок телемедицины в России высококонкурентный, если говорить про специализированные сервисы и сайты-агрегаторы по поиску специалистов. Один за другим провайдеры связи, сотовые операторы, финансовые компании запускают собственные проекты в этой области.
– Однако для того, чтобы телемедицина в России действительно заработала, нужно решить вопросы регулирования и лицензирования. Произойдет это, думаю, в ближайшие год-два, – прогнозирует Алексей Чувилин. – Так, например, необходимо обеспечить безопасность хранения информации о пациентах. Сейчас, к сожалению, лишь небольшая часть сервисов телемедицины может гарантировать сохранность персональных данных. Кроме того, в части телемедицины не до конца проработаны вопросы, связанные с порядком расчета за предоставленные услуги и механизмом разрешения спорных ситуаций, например, когда клиент не доволен качеством предоставленной услуги.
Для запуска сервиса телемедицины не все частные клиники могут позволить себе соответствующую ИКТ-инфраструктуру – профессиональное оборудование и программное обеспечение для видео-конференц-связи (ВКС) дорого стоит, отмечает Алексей Чувилин.
– Однако способ минимизировать издержки есть. Если частная клиника использует ВКС как управляемый сервис с ежемесячной абонентской оплатой (что, по сути, можно также рассматривать как некий тренд), то она может легко переводить капитальные затраты в операционные. Более того, для лечебного учреждения нет необходимости содержать в штате квалифицированного IT-специалиста. Управляемый сервис, гарантирующий непрерывность работы, предоставляется системным интегратором из собственного облака, в нем же хранятся записи консультаций в соответствии с ФЗ о защите персональных данных, – рассказывает эксперт.
Уникальность
– Если оценивать успешный опыт средних и малых клиник, то ключевым фактором, на мой взгляд, будет уникальность либо ярко выраженное отличие клиники от многих других схожего профиля. Пациент за ту же сумму с большей охотой придет в клинику, которая глубоко и успешно представлена в своем направлении, – говорит Наталья Новикова, директор по маркетингу NK-Clinic.
По мнению founder сети стоматологических клиник «НоваДент» Дмитрия Ахтубы, уникальные клиники в ближайшем будущем будут работать в формате авторских клиник. Как клиника профессора Преображенского в знаменитом произведении Булгакова.
– Данный подход будет обеспечивать максимальную заинтересованность доктора в качестве лечения и предоставлять гарантии, основу которых составят рекомендации пациентов. При этом такие «именные» клиники смогут быть частью зонтичного бренда и входить в сетевую структуру, которая обеспечит внутренние процессы, – считает Дмитрий Ахтуба. – В моем представлении уникальная клиника – идеальный формат частных стоматологий на одно-два кресла, где руководит главврач, интегрированный во все процессы клиники. Это европейский подход создания так называемых «семейных клиник» и, на мой взгляд, он наиболее эффективен не только в стоматологии, но и во всей медицине.
«Семейные клиники» успешно работали в дореволюционной России. А современная западная практика показывает, что этот формат частной медицины нисколько себя не изжил.
По теме: