– Предстоит очень непростая задача, связанная с подбором персонала и его обучением. Вопросы кадровой политики в этой сфере уходят далеко за рамки просто медицинского образования. Это и медицинские физики, и радиохимики, и радиологи… В этом плане ФВЦМР в Димитровграде может стать в будущем и центром обучения, формирования компетенций и притяжения международных специалистов. Это обязательно нужно будет «завязывать» с другими центрами в России. В Обнинске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске у нас есть заделы по развитию ядерных технологий.
Кузница кадров для ядерной медицины
Фото: Эльмира Кобина
340 врачей для онкоцентра
Сегодня специалистов для ядерной медицины готовят в НИЯУ МИФИ – базовом вузе атомной отрасли. С 2011 года там работает кафедра радионуклидной медицины, которая выпускает врачей-радиологов и медицинских физиков.
Но с учетом запросов нового времени имеющегося пула специалистов недостаточно, отмечают эксперты. Количество учреждений ядерной медицины в стране постоянно растет. Сегодня ПЭТ-центры, к примеру, есть в Москве, Уфе, Екатеринбурге, Липецке, Тамбове, Курске, Орле, Тольятти, Ростове-на-Дону и Белгороде, в 2018 году планируется открытие такого центра в Самаре. В сентябре 2017 года в Санкт-Петербурге в тестовом режиме начал работать первый в России и СНГ клинический центр протонной терапии.
В Димитровграде вовсю готовятся к открытию Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России. Объем финансирования проекта оценивается в 20 млрд рублей. Деньги на проектирование, строительство и оснащение ФВЦМР выделены по госпрограмме «Создание федеральных центров медицинских радиологических технологий» по поручению президента.
В структуру ФВЦМР в Димитровграде входят 20 корпусов, в том числе протонный центр, стационар, реабилитационный корпус, ПЭТ-центр, здание радионуклидной диагностики, поликлиника. Во всех корпусах идут пуско-наладочные работы. По планам, центр запустят в декабре 2018 года, когда будут достроены административный корпус и корпус радионуклидной диагностики и благоустроена территория. ФВЦМР потребуются 1430 работников, в том числе 340 врачей.
Где взять специалистов?
Этот вопрос обсуждали в минувший понедельник в Димитровграде на заседании Экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Эксперты сошлись во мнении: «ядром» системы подготовки кадров для ядерной медицины может стать Ульяновская область.
По словам г-на Цыба, ФВЦМР в Димитровграде – самый «наполненный» центр ядерной медицины в России с точки зрения применяемых технологий. По данным ФМБА, это единственный в стране большой комплекс замкнутого цикла, где представлены все имеющиеся на сегодня методы диагностики и лечения рака. Это химио-, гормоно- и иммунотерапия злокачественных опухолей, дистанционная лучевая терапия с использованием линейных ускорителей, радиойодтерапия при тяжелых формах рака щитовидной железы, тиреотоксикоза и гипертиреоидизма, дистанционная гамма-терапия, рентгенотерапия, контактная лучевая терапия (брахитерапия), протонная терапия, малоинвазивные и видеоэндоскопические вмешательства при злокачественных новообразованиях, хирургическое лечение с использованием интервенционных технологий.
– В Димитровграде сейчас есть фактически все технологии «в одном флаконе», которые применяются в ядерной медицине. Это уникальная возможность не только создать мощнейший центр для оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, но и привлечь сюда международный туризм в будущем – в одной стороны, а с другой стороны, создать соответствующие научно-образовательные компетенции на базе Димитровграда. Здесь могут проходить обучение не только специалисты в области здравоохранения, но и медицинские физики, радиохимики, инженеры, задействованные в этой области и т.д. Другого такого места сегодня в стране нет.
– Ульяновская область – сочетание всего, что можно было «совокупить» здесь. В Ульяновском государственном университете есть медицинский факультет, при котором работает медицинский колледж. Этот вуз может стать пилотным по отработке непрерывной подготовки специалистов, со среднего звена (операторы и медицинский персонал среднего звена) до высшего. Тем более что потенциал у УлГУ есть, в числе опорных университетов он выглядит достойно.
По словам г-жи Колесниковой, Минобрнауки готов поддерживать этот крупный проект в сфере кадровой политики. Но время ограничено, и нужно разрабатывать не стандарты с долгими процедурами согласования, а конкретные образовательные программы. В этом вопросе ценным будет опыт национального ядерного университета МИФИ.
«Мы готовы отработать необходимые наборы задач, чтобы подготовка начала вестись как можно быстрее», – заявляет Елена Колесникова. Первым шагом могут стать создание базовой кафедры и организация целевого обучения.
В будущем новые методы и технологии подготовки специалистов будут тиражироваться из Ульяновской области на другие территории – географическое положение региона в этом плане удобно, отметила чиновник.
По теме: